Статья "Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему

Гаврикова Елена Александровна

Статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Категория: Номер 10(03)2016

 

Просмотров: 762

Швачкина Елена Александровна, студент 5 курса  факультетf дошкольной педагогики и психологии МПГУ? Москва,  Cleo.87@mail.ru

 

Аннотация: статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми.

Ключевые слова: ранней дошкольный возраст, личность, общение взрослых и ребёнка, внимание.

 

Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными.  То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе.

На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребёнка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду вместе с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребёнка возникает общение, направленное на достижение практически важного для него результата.

У маленького ребенка очень сильна потребность в общении со взрослыми и велико значение этой потребности для его психического развития и эмоционального состояния. Потребность в общении со взрослыми формируется с первых месяцев жизни ребенка и быстро становиться такой же сильной, как и другие органические потребности. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.

Дети в этом возрасте очень чувствительны, охотно откликаются на инициативу взрослых пообщаться. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами и в игре. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого, к замечаниям, которые ему делает взрослый человек. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебе, труде, игре, социализации. Но главным образом, общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Проблемой общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской и др.

Подводя итог, можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми.

 

Список литературы:

1. Божович  Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

2. Выготский  Л.С. Собрание сочинений. т.4, М., Педагогика, 1984г.

3. Лисина  М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 1-е издание, 2009 год, 320 с.

4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация:" Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым"

Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым...

Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми

Становление общения ребенка  раннего возраста со сверстниками и взрослыми...

доклад Развитие у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым.

Начиная уже с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия у ребенка формируется физическое, психическое, социальное здоровье и другие качества, необходимые для всесторо...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Доклад "Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста"

  Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, и благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального...

Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его ...