Доклад "Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста"
материал (младшая группа)

Ольга Михайловна Гадетская

    Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, и благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка

раннего возраста

    Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, и благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

    Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях: из — за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

    Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это - внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

    Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания.

    Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

    Необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет  психологический эффект, когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

     Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

     Таким образом вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

     Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

    При его организации необходимо предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

    Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

    Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами. Например: игровые пособия, дидактические игры, наборы парных картинок, картинок для группировки, разрезные картинки и др.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей.

    Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.

    Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

2.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего;возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Гуманитар: изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004. 4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.5.ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мероприятию совместной деятельности детей и взрослого по познавательно- речевому развитию по теме "Как запомнить дни недели"

Материал, находящийся в презентации "Как запомнить дни недели":1. развивает у детей внимание, память; 2. помогает запомнить дни недели3. развивает мелкую моторику...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Умение задавать вопросы, одно из условий познавательно-речевого развития дошкольного возраста»

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.Более того, нужно похвалить за хороший вопрос,...

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего

Разговор с первых дней жизни ребенка. Это превое и очень важное условие развития речи малыша. Большое значение в этот период имеет речь мамы, которая воспринимается как особенно действенная.Ребенку ,д...

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....

Методическая разработка (консультация) для педагогов "Создание условий для речевого развития младшего возраста"

Консультация для педагогов «Создание условий для речевого развития детей раннего возраста»Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарован...

Семинар практикум по теме "Условие речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

В рамках логопедической недели, для педагогов детского сада было предоставлено выступление по теме "Условие речегого развития детей дошкольногог возраста с учетосм ФГОС ДО".  Выступлени...

статья "Театрализованная деятельность как условие речевого развития детей дошкольного возраста"

Статья, написанная в соавторстве с И.А. Модиной кандидатом психологических наук, доцентом коррекционной педагогики и психологии Института детства НГПУ...