ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Умение задавать вопросы, одно из условий познавательно-речевого развития дошкольного возраста»
методическая разработка

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду.

Актуальность использования методики обучения дошкольников формулированию вопросов состоит в том, что:

•  во-первых,  в наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Использование этой методики развивает любознательность и помогает решить эту проблему;

• во-вторых,  неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное;

  • в-третьих, применяя умение задавать вопросы,  мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Поповниной Елены Петровны

по теме:

«Умение задавать вопросы, одно из условий познавательно-речевого развития дошкольного возраста»

Цель:

Систематическое повышение эффективности и качества педагогического мастерства.

Задачи:

Изучение педагогических, методических литературных источников по использованию методики обучения дошкольников формулированию вопросов в ДОУ.

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Совершенствование знаний по проблеме внедрения методики обучения дошкольников формулированию  вопросов  в  образовательно-воспитательный процесс.

Создание методической лаборатории по теме.

Обобщение и распространение опыта по теме самообразования.

Актуальность выбранной темы.

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Самуил Яковлевич Маршак

 Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду.

Актуальность использования методики обучения дошкольников формулированию вопросов состоит в том, что:

•         во-первых,  в наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Использование этой методики развивает любознательность и помогает решить эту проблему;

• во-вторых,  неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное;

  • в-третьих, применяя умение задавать вопросы,  мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес   к   причинному объяснению?

Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным.  Такие возражения ребенка взрослому являются первым  признаком того, что ребенок начинает самостоятельно  искать ответ на свой вопрос. Так появляются первые ростки превращения вопроса ребенка из необходимого средства речевого общения, познания мира от окружающих взрослых в необходимое звено самостоятельного мышления.

Внешний диалог ребенка со  взрослым часто превращается во внутренний. Функции таких диалогов — восполнить пробелы в знаниях, согласовать их, понять, преодолеть обнаруженные противоречия, поэтому они не просто связаны с мышлением, а входят в мыслительный процесс, образуют его речевую форму.

Поэтому есть ряд причин, по которым необходимо задавать вопросы:

•        чтобы ребенок почувствовал свою значимость;

•        чтобы понять потребности и желания ребенка;

•        чтобы вовлечь ребенка в разговор;

•        чтобы узнать возможные возражения.                                              

Применение методики обучения дошкольников формулированию вопросов  оказывает положительное влияние на развитие не только любознательности и  речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей

  • сформированы базовые представления об окружающем мире;
  • созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
  • созданы предпосылки к успешному школьному обучению.

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

Цель: выявить и изучить особенности использования методики обучения дошкольников формулированию вопросов в работе с детьми дошкольного возраста  

 

                                       Список литературы

Сроки

1.Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги./ Автор-составитель О.М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.

Сентябрь

  2017 г.

2.Волков А.А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.

Октябрь

  2017 г.

3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

 Февраль

  2018 г.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.

 Август

  2018 г.

5. Н.Радлов «Рассказы в картинках»

 Октябрь 2018 г.

6.М. Б. Шумакова Методика «Вопрошайка»

Март

2019 г.

7.Б. Блум «Технология развития критического мышления»

Июнь 2019 г.

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации).

Цель: Распространение опыта работы по  теме самообразования  среди педагогов ДОУ.

1.Консультация для педагогов на тему: «Учим детей задавать вопросы»

Октябрь

2017 г.

2.Семинар-практикум

Декабрь

2018г.

3. Консультация для воспитателей:

Март

2019 г.

4.Практикум

Сентябрь 2019г.

4.«Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Кубик Блума»

Декабрь

2019 г.

                             Участие в методической работе района

 (посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках РМО, выступления на РМО, конференциях, семинарах)

Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.

1. Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО).

2017-2019 г .г.

2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МДОУ.

2017-2019 г .г.

3. Открытые занятия различного уровня.

2017-2019 г. г.

                                     Участие в конкурсах

Цель: повышение самооценки, раскрытие творческого потенциала.

1. Участие воспитанников в конкурсах, организованных образовательным центром «Созвездие», г. Н. Челны

2016-2018 г.г.

2. Участие воспитанников в конкурсах, организованных Центром творческого развития для детей и взрослых «Чудо-творчество».

2016-2018 г.г.

3.Участие педагога в конкурсах различного уровня ( конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

2017-2019г.г

4. Участие воспитанников в творческих конкурсах  различного уровня.

2017-2019 г.г.

                                   Методические публикации

Цель: распространение личного педагогического опыта

1 Публикация в сборниках разного уровня

2017-2022гг.

Работа с детьми

Задача:  Формировать познавательно-речевое развитие через умение детей задавать вопросы

2017-2018 учебный год

Цели:

  1. Формировать базовые представления об окружающем мире, как основы социальной  компетентности ребенка раннего возраста при переходе из одной микросоциальной среды в другую;
  2. Создать условия для накопления и обогащения субъективного опыта ребенка при ознакомлении с окружающим миром.

2018 – 2019 учебный год.

Цели:         

  1. Обучать детей умению отвечать на вопросы воспитателя об окружающем мире,  вычленять главные признаки предметов, классифицировать предметы.
  2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность.

                                         2019 – 2020 учебный год.

Цели:                                                                                                                      

  1. Обучать умению задавать вопросы, рассуждать и делать простые выводы;  замечать непоследовательность в суждениях; классифицировать предметы по различным признакам;
  2. Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление; творческие способности: фантазию, воображение.                                                     

2020– 2021 учебный год

Цели:         

  1. Обучать умению задавать вопросы  тому, кто изображён или попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на картинке, использовать  методику «Тонкие и толстые вопросы», игровой прием «Вопрос-ответ».
  2. Продолжать работу по освоению методики обучения дошкольников формулированию вопросов с использованием приемов  мнемотехники.
  3. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

                         2021– 2022  учебный год

Цели:

  1. Продолжать знакомить с  формами  постановки  вопросов, вопросительными словами «кто?»,  «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?»,  « альтернативными  вопросами»  (используют для выбора альтернатив), «хвостатыми  вопросами» (вопросы с заранее запрограммированным ответом).
  2. Обучать умению составлять вопросы по использованию   рассказов в картинках Н.Радлова;
  3. Формулировать вопросы самого разного характера с использованием «Кубика Блума», методики «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой;
  4. Развивать любознательность, интерес к окружающему миру;
  5. Совершенствовать диалогическую  речь: умение связно, последовательно задавать вопросы, излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.                                                    Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

Перспективное планирование видов деятельности с     использованием методики обучения дошкольников формулированию вопросов                  2  группа раннего возраста

2017 -2018 уч. год

Месяц

Виды деятельности

сентябрь

октябрь

Подготовка к работе над темой: подбор и изучение методической литературы, изготовление и приобретение игр и пособий.

ноябрь

1. Обыгрывание игровой ситуации« Как тебя зовут?»

2. Дидактическая   игра  с  предметами  «Что  это?» (мяч, кукла,  

машина)

3. Упражнение с  элементами звукоподражания        «Кто как кричит?»

4.Игра на развитие внимания         «Что умеет делать кошка?» (кричит, лакает молоко, сидит, прыгает, мурлыкает, спит)

декабрь

  1. Развивающая игра «Чего не стало?» (игрушки)
  2. Индивидуальная работа по воспитанию КГН «Для чего нужно полотенце?»
  3.  Игровая ситуация «Кто в домике живет?»    

4. Дидактическая игра  «Кто найдет такой же? (кубик, цвет)

январь

  1. Каникулы
  2. Игра для развития воображения,  речи, навыков сопоставления       «Куда уместится кошка?»
  3.  Развивающая игра  «Теплый или холодный?» (снег, лед)
  4. Индивидуальная работа «Как поет ветер?» (звуковая культура речи).

февраль

1. Речевое упражнение на звукопроизношение «Кто у нас живет в сарае?» (корова, коза)

2. Словесная игра на формирование понятий о правилах   безопасного поведения«Можно-нельзя».

3.  Хороводная игра         «Кто у нас хороший?».

4.  Дидактическая игра с предметами  «Кто в теремочке

живет?» (на закрепление лесных зверят).

март

  1.  Настольно-печатная игра  «Кто что ест?»
  2. Индивидуальная работа. Дидактическая  игра «Кто это? Что это?»
  3. Дидактическая игра по сенсорному развитию  «Какого цвета?» (цвет, форма, величина)
  4. Игра на слуховое восприятие «Где я?».

апрель

1. Игровая ситуация «Кто пришел в детский сад?» (Лена, Оля)

 2. Словесная игра «Что мы видим во дворе у бабушки?»

 (корова- теленок)                                                                      

 3. Дидактическая игра  «Едят или не едят?»

 4.Настольно-печатная игра «Чьи детки?»

май

1. Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений  

«Легкий или тяжелый?»

2.Индивидуальная работа по развитию речи  «Угадай, кто     это?»        

3. Дидактическая игра с предметами «Чего не стало?»

 4.Подвижная игра «Где звенит?» (на слуховое восприятие, ориентировку  в пространстве; бубен, колокольчик).

                                                 

Младшая группа

2018 – 2019 уч. год

Месяц

Виды деятельности

сентябрь

  1.Обыгрывание игровой ситуации « Как тебя зовут? Ты    мальчик? Ты девочка?»

2.  Индивидуальная работа  «Что бывает круглое?»

3. Игра по речевому развитию  «Где, что лежит?»

(предлоги  в, на, около)

 4.  Настольно-печатная игра  “Что лишнее?”.

октябрь

1. Игра-забава  « Кто кем был?»

2. Индивидуальная  работа  «Какая птичка как кричит?!

3.  Настольно-печатная игра  «Кто это? Что  это?  Что делает?»

4.  Игра на развитие внимания  «Что лишнее?»

ноябрь

1. Настольная игра: «Что общего и чем отличаются?»

2. Словесная  игра “ Когда  это  бывает ?  (день, ночь, утро,        

вечер)

3.  Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Где мои детки?» (название детенышей домашних и диких животных).

4. Дидактическая игра  «Чем пахнет?» (яблоко, лук, чеснок, кофе)

декабрь

1. Дидактическая  игра   «Правильно – неправильно» (найди

ошибку: зимой растут яблоки и т.д.)

2. Словесная игра  «Что мы видим в группе?»

3. Игра на осязательность предметов  «Тонет- не тонет» (стеклянные, металлические, деревянные)

4.Обыгрывание игровой ситуации «Кто пришел на праздник?»

январь

           1.Дидактическое упражнение «Кто на чем едет?» (коньки, санки, лыжи)

           2. Индивидуальная работа «Что бывает круглое?»

           3.  Дидактическое  упражнение  «Для кого это?» (сгруппировать  посуда, медицинские принадлежности, парикмахерские принадлежности и др.)

           4. Словесная  игра  «Как  сказать  правильно?» (слова-

антонимы).

февраль

1.Обыгрывание игровой ситуации «Расскажи, что ты    видел по дороге в детский сад?»

2. Игра «Зачем это нужно?» на различение и называние частей тела ( глаза, уши, нос, язык, руки, ноги, голова)

3. Индивидуальная работа «Что бывает маленьким, что    

бывает большим?»

4.  Развивающая  игра «Кто  как  разговаривает?» (корова

- мычит, свинья -хрюкает, тигр – рычит).

март

 1. Обыгрывание игровой ситуации «Как поздравить

        маму?»

 2. Словесная  игра  «Что  умеет  делать?  (белка,  ежик,  

        медведь)

  3.  Беседа «Что  мы делаем  в детском саду?» ( подготовка

        к сюжетно-ролевой игре)

 4.Дидактическая  игра  «Кто  с  кем?» (корова  с теленком,

  курица с цыпленком)

апрель

1. Дидактическая игра «Как нужно ухаживать  за собой

        собой?»

2.Развивающая игра «Про кого я говорю?»

3. Игра  по  ИЗО «Бывает-не бывает?» (солнышко

        синее, травка зеленая)

4. Индивидуальная работа «Угадай, кто я?» (имитация      движений животных, птиц, подражание повадкам).

май

        1. Словесно-дидактическая игра «Съедобное – не

съедобное?»

        2. Развивающая  игра  «Какой формы предмет?»( круг,  

        треугольник, квадрат)

        3.Дидактическая игра  «Что сажают в огороде?»

        4.Игра-забава «Из какой сказки сказочный герой?»

        

Средняя  группа

                                                 2019– 2020 уч.г.

  Месяц

                  Виды деятельности

  сентябрь

1. Дидактическая игра« Что в чудесном мешочке?»

2.Работа по картинке  «Все ли мы увидели?»

3. Игра «Что нужно  для  сада?» (классификация  предметов  по определенным  признакам  (по  месту их произрастания)

4.Экологическая игра  «Какая сегодня погода?» (обозначают погоду с помощью символов-рисунков)

   октябрь

1.Упражнение «Что подарили мишке?» (вспоминают качества тех предметов, которые в данный момент не видят)

2.Ковролин  «Кто как от дождя спасается?» (картинки: девочка с зонтиком, девочка с лопухом, лягушата в луже, гриб под елкой)

3. Дидактическая игра «Угадай, что мы загадали?» (классификация предметов по различным признакам с использованием карточек)

4.Игра «Что нужно  для  огорода?» (классификация  предметов по определенным  признакам (по  месту их произрастания)

    ноябрь

1 .Дидактическое упражнение «Что в кулачке?»

2. Упражнение «Угадай, кто?» (вспоминают признаки предметов без опоры на образец)

3. Дидактическое  упражнение «Что ты видишь? (на окне, потолке, полу).

4.Игра «Что кому нужно?» (классификация орудий труда в зависимости от профессии человека)

   декабрь

1.Игра »Угадай, кем я хочу быть?» (отбирают предметы, относящиеся к определенной профессии)

2.Экологическая игра «Какое время года?» ( с использованием мнемодорожки «Времена года»)

3.Упражнение «Кто  где стоит?» (умение задавать вопросы, употребляя предлоги с пространственным значением)

 4.Игра «Что дальше?» (прослеживают последовательность событий в течение одного дня)

    январь

1.Речевая логическая задача «Что закрыто на картинке?» (закрывается часть животного или птицы)

2.Упражнение «Подумай и спроси» (умение задавать вопросы по запрограмированному ответу, например, карточка , где играют два мальчика с игрушками)

3.Игра «Так бывает или нет?» (умение замечать непоследовательность в суждениях)

4.Упражнение «Что сначала,  что потом?» (располагают картинки в порядке развития сюжета, например  сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»)

   февраль

1.»Упражнение «Чего не хватает?» (умение рассуждать и делать простые выводы)

2.Игра «Хочешь узнать, задай вопрос» (используются предметы, с которыми редко сталкиваются)

3. Упражнение «Где что лежит?»

4. Дидактическая игра  «Какая? Какое? Какой?»

(пальто – зимнее , теплое, красивое, новое; белка –шустрая, быстрая, красивая, маленькая, пушистая  и т.д.)

      март

1.Урок вежливости «Чем можно порадовать маму?»

2.Упражнение «Задай вопрос другу» (умение задавать вопросы на любую тему)

3. Развивающая игра  «Что перепутал художник?» (найди ошибку)

4. Словесная игра  «Что умеют делать звери?».

    апрель

1.Упажнение «Задай вопрос персонажу на картинке»

2.Игра «Почему?» (например, почему листья на деревьях осенью желтеют)

3.Игра «Что бы ты сделал, если  бы был волшебником?»

4.Задание: «Какие  вопросы помогут узнать новое о предмете?» (например, кукла, машина)

       май

1.Дидакическая игра «Что может быть в волшебной коробочке?»

2. Игра «Как?» ( используются практические вопросы, например, как посадить лук)

3.Беседа  «О чем бы ты хотел узнать?»

4.Игровое  упражнение «Почему матрешка грустная?» (по стихотворению С. Маршака)

Старшая группа

2020-2021 уч. год

  Месяц

                   Виды деятельности  

сентябрь

   1.Игра «Любопытные» (2 команды, одна -задает вопросы, другая- отвечает, например по сюжетной картине)

   2. Индивидуальная работа. Дидактическая игра "Что делает?"

(подбирают  глаголы к существительному)

   3. Словесная игра «Что бывает летом, что осенью?»  Назовите приметы осени:  Какого цвета листья?  Что делают насекомые? Что делают звери в лесу?  Деревья растут осенью?  Как светит солнышко?  Какое небо осенью?

   4. Обыгрывание игровой ситуации «Что было бы, если  бы не

было дождя? (солнца)»

октябрь

1. Весёлое задание «Вопросы и ответы»: найти

вопросы с ошибками: «Говорите все в ответ только «да» и только «нет»:

2 . Дидактическая игра « Коробочка  с призом»

(Игра по типу «Да - нет»,  приз получает тот, кто угадает)

3.Чтение короткие детские стихотворения с большим количеством героев. Например, стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова :

«У меня друзей немало, но я всех нарисовала»

Задание: задать вопрос каждому герою стихотворения.

«О чём бы вы хотели спросить героев стихотворения?»

4.Дидактическое упражнение «Ситуация»

(Представь, что  к  тебе подошел добрый (злой) волшебник. Какие  три  вопроса  он  бы  задал  тебе?)

 ноябрь

1. Дидактическое упражнение «Задаем вопросы» (использовать незнакомый предмет). Задание: задавать,  как можно меньше вопросов и  узнать всё, как  можно больше  об этом предмете.

2.Упражнение « Найди ошибки в предложениях»

3.Дидактическая игра «Расставь слова по местам»(читаю стихотворение)

Чем эти слова отличаются друг от друга? Чем похожи?         

4.Упражнение  «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем»?(задают вопросы об одном предмете)

  декабрь

1.Дидактическое упражнение «Задай вопрос» ( картинки с

изображением животных, людей).   Задавать вопросы тому, кто изображён или попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на картинке

2.Методика «Тонкие и толстые вопросы» (на зимнюю тематику)

3. Игра «Вопрос - ответ»

-Из чего вырастает дерево?

-Что с ним может быть потом?"

-Как называются плоды у сосны и ели?

-На какой праздник приходит к нам елка?

-Как называются листья у сосны?

-Какую пользу они нам приносят?

4. Беседа «О чем думает нарядная елочка ночью?».

   январь

1.Упражнение « Учимся задавать вопросы» ( по карточкам).. Карточка  (что?), нужно задавать  вопрос, который начинается со слова «Что?», карточка  с  контуром  треугольника, нужно спрашивать» Какой  формы?», карточка  с  цветным треугольником, спросите  «Какого цвета?»

2.»Что под салфеткой?» (3 салфетки, 5-6 предметов). Под салфетками спрятаны предметы.  Загадываю один из них. Дети с помощью  вопросов угадывают предмет).

3.»Угадай, что это за предмет». ( Проводится по типу предыдущей  игры, но без опоры на карточки с символами

вопросов).

4.Клуб «Умники и умницы». Упражнение «Если бы зимой не было  снега…(познавательный интерес).

  февраль

1.Игра «Интервью» (задаются вопросы из личного опыта)

2.  Развивающая игра  «Что будет, если..?»(решение проблемной ситуаций).

3. Клуб «Умники и умницы». Игра  «Чего на свете не бывает? (находить и обсуждать ошибки картинки-нелепицы).

4. Дидактическая игра по ОБЖ  «Что такое хорошо,

что такое плохо?».

    март

1.  Игра  на  развитие  речевого  слуха  «Кого  можно  увидеть  в лесу?» (на  улице , в  зоопарке , во  дворе , в  детском саду), (предлагается придумать вопросы тем, кого встретят)

2. Индивидуальная  работа по звуковой культуре ре         «Если вдруг…» (если исчезнут все игрушки на земле, что будет?....).

3.Игра-забава «Пишем письмо Незнайке» (придумывают  герою вопросы)

4.»Вопрос – ответ»  (2 игрушки) .Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая – отвечать

  апрель

1. Дидактическое упражнение  «Кто больше увидит и назовет» (глаза, волосы ,у куклы зеленые глаза, значит она-зеленоглазая, черные волосы, значит она - черноволосая; хвост у зайца короткий, значит, он - короткохвостый; кошка гладкая,  пушис-

тая, лапы у нее белые, значит, она - белолапая).

2.Упражнение «Поставь вопрос» (педагог-условие, дети-

вопрос, например, при составлении задач)

3.Игровое упражнение «Придумай вопросы» (придумывают вопросы по картине о весне)

4. Экологическая игра «Какое время года?» ( с использованием мнемодорожки «Времена года»)

    май

1.Обыгрывание игровой ситуации «Что было бы, если не было дождя?»

2. Индивидуальная  работа по развитию связной речи         «Отвечай  на  вопрос – с чем?» (с чем кастрюля, если в ней – суп, борщ, картошка, лапша и т.д.; с чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад).

3. Решение  проблемной  ситуации  «Как мы сможем помочь природе?» ( Вы встретили  человека, который  рвет  цветы, ловит   бабочек, ломает  ветки  деревьев. Что вы скажете ему?)

4. Дидактическая  игра  «Чтобы  это значило?» (дается  детям три  предмета:  стол, яблоко, стул или мальчик, мяч, дедушка; дети придумывают сюжет по трем картинкам)

Подготовительная к школе группа

2021-2022 уч. г.

    Месяц

                   Виды деятельности

сентябрь

1.Игровое занятие «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга» ( знакомятся  с формами постановки вопросов, вопросительными словами «кто?», «что?», «где?»,

«когда?», «как?», «почему?»)

2. Дидактическое упражнение «Расскажи –ка»  (тренируем детей в  постановке вопросов по произведению с опорой на мнемотаблицу)

3.Экспрессивный этюд «Заинтересованный человек»

4. Совместный танец «Есть у меня шестерка слуг» (по произведению)

октябрь

1.Игра "Интервью" ( репортер - тот, кто задает вопросы, респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Тема:  обсуждение  самого интересного события за неделю)

2.Игра «Нелепицы» (находят на картинках то, чего не бывает)

3.Методика «Тонкие и толстые вопросы» (на осеннюю тематику)

4. Дидактическое упражнение «Ситуация»

(Представь, что к тебе подошел взрослый незнакомый человек.  Какие три вопроса он бы задал тебе?)

   ноябрь

1.Игровое упражнение  «Задаем вопросы по предметным картинкам»

2.Рассказы в картинках Н.Радлова «Упрямые козы», «Где же дети?» (составление вопросов)

3.Игровое упражнение «Задаем вопросы по сюжетной картинке»

4. Рассказы в картинках Н.Радлова «Как утки зайца катали?», «Два кота и одна птичка»

   декабрь

1. Упражнение  «Составим  список  утренних  вопросов» (например , Взял ли я ключи, часы? Куда мне надо зайти? Что взять  с  собой? и  т.  д.)

2.Рассказы в картинках Н.Радлова «Как ловили червячка два цыпленка дурачка?»,  «Заводная мышка»

3. Упражнение  «Составим  список  вечерних  вопросов» (например, Что  мне  надо сделать  завтра? Каков у меня план на завтра? Кому  позвонить, с  кем встретиться, что сделать?)

4.Рассказы в картинках Н.Радлова «Где клубок?»,  «Как еж натаскал сразу на ползимы яблок»

 январь

1.Игра "Интервью" ( Тема: обсуждение  новогоднего  праздника )

2.Рассказы в картинках Н.Радлова «Приятное путешествие»,  «Как кошка сама себя стукнула»

3.Игровая ситуация «Что случится, если..» (придумывают разные ситуации)

4. Рассказы в картинках Н.Радлова «Как шляпа пошла гулять»,  «Приключения зонтика»

  февраль

1.Игровое упражнение «Альтернативные вопросы» (используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера, например , Что нравится тебе больше груша или яблоко?)

2.Рассказы в картинках Н.Радлова «Два друга», «Как белка ездила в гости»

3.Игровое  упражнение «Хвостатые вопросы» (вопросы с заранее запрограммированным ответом, первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится,  вторая часть - это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Вы согласны?», «Правда?»)

4. Рассказы в картинках Н.Радлова «Три веселых зайчика», «Как игрушечный зайчик спас живого»

  март

1.»Кубик  Блума» по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»  (кубик на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись., затрагивают  все  стороны  заданной  темы,  позволяет формулировать вопросы самого разного характера)

2.Игра «Вопрошайка» по методике М. Б. Шумаковой (спрашивают обо всем, что  хочется узнать о предметах, изображенных на картинках, две картинки,  одна,-близкая по содержанию, на другой-незнакомые обьекты)

3.»Кубик  Блума»  по теме «Перелетные птицы»                    4.Методика «Вопрошайка» (устанавливающие вопросы-это вопросы, направленные на выделение и идентификацию  

объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

  апрель

1. «Кубик  Блума»  по теме «Атмосферные осадки-дождь»                                                                                   «2.Методика «Вопрошайка» (определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3. »Кубик  Блума»  по теме «Растения весной»

4.Методика «Вопрошайка» ( причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

    май

1. »Кубик  Блума»  по теме «Насекомые»

2. Методика «Вопрошайка» (вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

3.»Кубик Блума» по ненецкой  сказке «Кукушка»

4. Игра "Интервью" ( Тема: обсуждение летнего отдыха)

                                   

                                             Работа с родителями

Цель: Раскрыть актуальность и важность  методики обучения дошкольников формулированию вопросов при подготовке детей к обучению в школе (эффективного развития мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.), привлечь родителей к активному сотрудничеству.

                                              Содержание работы

  Сроки

Круглый стол «Что должен уметь ребенок к концу года»

Октябрь

2017 г.

Практикум «Роль дидактической игры  в семье и детском саду»

Декабрь

2017 г.

 Консультация «Дидактические игры по обучению развитию речи,  видовое разнообразие».

Сентябрь

2018 г.

 Папка-передвижка

Декабрь

2018г.

Практикум

Февраль

2019 г.

Круглый стол «Подводим итоги…»

Апрель

2019 г.

Консультация «Учим ребенка задавать вопросы»

Сентябрь  2019 г.

Памятки  «Как отвечать на детские вопросы?»

Ноябрь

2019 г.

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."

Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

План по самообразованию на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Известно, немало важную роль в развитии психических...

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...