Конспект по социально - коммуникативному развитию в старшей группе "Русская изба".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Манина Наталья Андреевна

Знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами кухонной утвари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия "Русская изба"35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №108 г. Иваново

Нод по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

                                     «Русская изба».

                                         Выполнила: Манина Наталья Андреевна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Русская изба».

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Развивающие

- способствовать развитию познавательных интересов к истории и обычаям своего народа;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- развивать творческое воображение, память;

- развивать художественно-творческие способности детей.

- развивать интерес к старинным играм , забавам.

Образовательные

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (кочерга, ухват, чугунок, самовар, горшок, печь);

-развивать речь детей, учить отгадывать загадки.

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам;

-воспитывать интерес к русскому фольклору;

-расширять кругозор детей.

Методы и приемы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки)

Наглядные (посещение мини-музея  «Русская изба»,  рассматривание старинных вещей).

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация»,  «Музыка», «Развитие речи», «Художественное творчество».

Ход занятия.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

-Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость.  Прошу в избу, присаживайтесь.

Воспитатель: У каждого человека есть дом.  Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

Ответы детей.

Воспитатель:  даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, отдохнуть и набраться сил.

Ребята, а как вы думаете, из чего раньше люди строили дома? Сейчас я загадаю загадку , а вы попробуете отгадать.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

                   (Лиственница)

Воспитатель: дома из лиственницы были крепкие и прочные. А еще строили дома и из сосен. В таком доме всегда тепло зимой.

-Дети, а как вы думаете, что в доме было самым главным?

Ответы детей.

Воспитатель: отгадайте мою загадку.

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

                      (Печь)

Воспитатель:  Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали старики и детки. Печь – деревенская кормилица.

Что же могла приготовить печь?

Ответы детей

Воспитатель:  в русской печи готовили щи, кашу, пироги, хлеб.

Физкультминутка.

Мы печем

Пшеничные пирожки отличные.

Кто придет к нам пробовать?

Мама, папа, брат , сестра

Пес лохматый со двора.

Тесто замесили,

Сахар не забыли.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок, за пирожком,

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко.

Воспитатель:   Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…(самовар)

За самоваром собирались всей семьей, пили горячий чай с пирогами и блинами.

Новая посудина, а вся в дырках (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая  (ложка)

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети играют на ложках и выполняют танцевальные движения под народную музыку.

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?  

                            (чугунок)

Чугунок незаменим был в хозяйстве.  Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет

                       (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки с вкусной едой. Хотите попробовать?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили кашу в старину.

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.

                                          (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок. В нем варили супы, каши, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду говорить , что было, а вы будете говорить, что стало.

Мы с вами сегодня будем печь пироги.

Дети вместе с воспитателем «пекут» пироги  из соленого  теста.

Рефлексия.  Игра «Интервью». Дети по очереди берут микрофон и продолжают фразы:

- сегодня я узнал….

-я научился….

Воспитатель:  Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу. Я гостям всегда рада!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально- коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Моя семья мое богатство»

Формирование у воспитанников представление о семье, ее значении в жизни человека....

Конспект нод для детей средней группы по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" на тему "Русская изба"

Цель деятельности дать первоначальные представления детям среднего  дошкольного возраста о крестьянском быте, его предметах, о русской избе....

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. На тему: «Дружба».

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Программные задачи:Образовательные: формировать умение из частей составлять единое целое; совершенствовать знания о дружбе.Развивающие: развитие социал...

Конспект по социально- коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Моя семья мое богатство»

Формирование у воспитанников представление о семье, ее значении в жизни человека....

Конспект НОД социально – коммуникативное развитие в старшей группе (5 – 6 лет) «Новые знакомства»

Конспект НОД социально – коммуникативное развитие в старшей группе (5 – 6 лет) «Новые знакомства»...

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Интересное рядом».

Задачи: формировать представление детей о семье, о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Вызывать у детей положительные эмоции в беседе с детьми о детском саде, умение...