работы кружка «Ловкие пальчики»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 128 общеразвивающего вида»
ПРОГРАММА
работы кружка
«Ловкие пальчики»
возраст детей 4-5 лет
г. Омск 2018 г.
1. Пояснительная записка
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Продолжать развивать графические навыки: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3. Работать с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:
пальчиковый тренинг;
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- ручная умелость;
- рисование пластилином;
- конструирование из бумаги в технике оригами;
- аппликация;
- развитие графических навыков;
- рисование по трафаретам;
- вырезывание ножницами;
- штриховка;
- дорисовка;
- игры и действия с мелкими предметами;
- узнавать предметы на ощупь;
- работа с крупой, фасолью, горохом;
- нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
- выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
2.Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
3.Организация деятельности кружка
- Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.
- Срок реализации программы: 4 года.
- Форма обучения: очная.
- Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
- Режим обучения:
Младший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 15 минут;
Старший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 30 минут.
4. Перспективно-тематическое планирование
Месяц/ неделя | Тема/Цель: | Методы и приёмы: |
Октябрь | Тема: Детский сад и игрушки Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». |
Тема: Осень Цель: Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.»Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». | |
Тема: Огород. Овощи Цель: Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи». | |
Тема: Сад. Фрукты Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». | |
Ноябрь | Тема: Ягоды Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1. Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды). 3.Пластилинография. «Клубника». |
Тема: Дом. Семья Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. | |
Тема: Мебель, квартира Цель: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. | 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. | |
Тема: «Одежда» Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы; учить последовательно, одевать и раздевать куклу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки». 2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц. 3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». 4. Д/игра «Оденем Петю». 5. Самомассаж гранеными карандашами. | |
Декабрь | Тема: Зима Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | 1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3.«Сказочный домик» (оригами) |
Тема: Зимние забавы Цель: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | |
Тема: Новый год Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. | 1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка» (оригами) | |
Тема: Новый год Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | 1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка». 2.Рисование по точкам «Елочка». 3.Нарядная елочка (оригами). | |
Январь | Тема: Зимующие птицы Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
Тема: Домашние животные Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. | |
Тема: Домашние птицы Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | 1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки. 2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка). | |
Февраль | Тема: Транспорт Цель: Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать складывать фигуры из бумаги. | 1.Рисуем машину пальчиками на крупе. 2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение». 3.«Машина» (оригами). |
Тема: Этикет Цель: Действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. | |
Тема: Наша Армия Цель: Продолжать развивать зрительно моторные функции, штриховать в разных направлениях. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». | |
Тема: «Конец зимы» Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; стимулирование тактильных ощущений; воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе. | 1.Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю». 2.Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики. 3.Игра с прищепками «Наряжаем елочку». 4.Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). | |
Март | Тема: Весна Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, работать с крупой. | 1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Аппликация из пшена «Солнышко» |
Тема: Мамин праздник Цель: Развивать мелкую моторику, действовать по словесной инструкции. Продолжать складывать цветы из бумаги. | 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. (оригами) | |
Тема: Комнатные растения Цель: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, штриховать в разных направлениях. | 1.П \и «На окошке в горшочке» 2. Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. | |
Тема: Дикие животные Цель: Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций. Продолжать работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть. 3.Штриховка диких животных. | |
Апрель | Тема: Перелетные птицы Цель: Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать работать с ножницами. | 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу. |
Тема: Весенние цветы Цель: работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать работать с бумагой. | 1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг». | |
Тема: Мой город Цель: Упражнять в работе с трафаретами, ориентироваться на микроплоскости. | 1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. | |
Тема: Правила дорожного движения Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с ножницами. Продолжать совершенствовать навык прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка». 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография «Светофор». | |
Май | Тема: Дождь Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; тренировать навык ритмично наносить штрихи; стимулирование тактильных ощущений; развивать усидчивость, целенаправленность; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | 1.Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки». 2.Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую. 3.Д/и «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой. 4.Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль. 5.Заштрихуй тучку по образцу. 6.Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке. 7.Самомассаж гранеными карандашами. |
Тема: Рыбы Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Рыбка». 2. Упражнение «Чего не хватает». 3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме». | |
Тема: Насекомые Цель: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую. 3. Пластилинография «Гусеница». | |
Тема: Лето Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | 1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». |
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
1-я подгруппа
п/п | Ф.И. ребёнка | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние артикуляционной моторики | Уровень развития |
1 | Амрин Алан | ||||
2 | Амрин Саян | ||||
3 | Баймуратова Ясмина | ||||
4 | Борисова Валя | ||||
5 | Воскресенская Юля | ||||
6 | Гончарова Даша | ||||
7 | Горкунов Лёша | ||||
8 | Гречина Полина | ||||
9 | Данилович Иван | ||||
10 | Даулбаева Джамиля | ||||
11 | Замятин Рома | ||||
12 | Захаренко Полина | ||||
13 | Коблянский Серёжа | ||||
14 | Кокорин Миша | ||||
15 |
2-я подгруппа
п/п | Ф.И. ребёнка | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Состояние артикуляционной моторики | Уровень развития |
1 | Коновалов Рома | ||||
2 | Лопатин Максим | ||||
3 | Маслеева Милана | ||||
4 | Морозова Вика | ||||
5 | Нечаева Вика | ||||
6 | Нуркин Амир | ||||
7 | Первых Дима | ||||
8 | Петрачкова Варя | ||||
9 | Пиунов Денис | ||||
10 | Ремдёнок Катя | ||||
11 | Роганский Дима | ||||
12 | Тимохин Артём | ||||
13 | Тукум Диана | ||||
14 | Шадиев Максим | ||||
15 |
Условные обозначения диагностических параметров:
3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно;
2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого;
1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание.
Результаты диагностики уровня развития детей
Уровень | Начало года | Конец года | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Норма | ||||
Незначительные отклонения от нормы | ||||
Значительное отклонение от нормы |
Анализ, комментарии:
6. Формы подведения итогов
Диагностика проделанной работы
7. Список литературы
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
- Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
- «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
- Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития
- детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»
Отчет о работе кружка "ловкие пальчики"...
Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики
Материал содержит перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....
Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики
Материал содержит перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....
План работы кружка « Ловкие пальчики» (первый год обучения)
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...
План работы кружка « Ловкие пальчики» ( второй год обучения)
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлят...
План работы кружка « Ловкие пальчики»
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...
Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...