работы кружка «Ловкие пальчики»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Баскакова Надежда Александровна

работы кружка

«Ловкие пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh._rabota_sred_gr.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 128 общеразвивающего вида»

ПРОГРАММА

работы кружка

«Ловкие пальчики»

возраст детей 4-5 лет

г. Омск 2018 г.

1. Пояснительная записка

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Продолжать развивать графические навыки: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3. Работать с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:

пальчиковый тренинг;

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • ручная умелость;
  • рисование пластилином;
  • конструирование из бумаги в технике оригами;
  • аппликация;
  • развитие графических навыков;
  • рисование по трафаретам;
  • вырезывание ножницами;
  • штриховка;
  • дорисовка;
  • игры и действия с мелкими предметами;
  • узнавать предметы на ощупь;
  • работа с крупой, фасолью, горохом;
  • нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
  • выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

2.Ожидаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
  • Овладение нормами этики поведения.

3.Организация деятельности кружка

  • Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.
  • Срок реализации программы: 4 года.
  • Форма обучения: очная.
  • Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
  • Режим обучения:

Младший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 15 минут;

Старший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 30 минут.

4. Перспективно-тематическое планирование

Месяц/

неделя

Тема/Цель:

Методы и приёмы:

Октябрь

Тема: Детский сад и игрушки

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

Тема: Осень

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

Тема: Огород. Овощи

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи».

Тема: Сад. Фрукты

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

Ноябрь

Тема: Ягоды

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды).

3.Пластилинография. «Клубника».

Тема: Дом. Семья

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

Тема: Мебель, квартира

Цель: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

Тема: «Одежда»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы; учить последовательно, одевать и раздевать куклу.

1. Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки».

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».

4. Д/игра «Оденем Петю».

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Декабрь

Тема: Зима

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

Тема: Зимние забавы

Цель: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

Тема: Новый год

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

Тема: Новый год

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка».

2.Рисование по точкам «Елочка».

3.Нарядная елочка (оригами).

Январь

Тема: Зимующие птицы

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

Тема: Домашние животные

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

Тема: Домашние птицы

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка).

Февраль

Тема: Транспорт

Цель: Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение».

3.«Машина» (оригами).

Тема: Этикет

Цель: Действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

Тема: Наша Армия

Цель: Продолжать развивать зрительно моторные функции, штриховать в разных направлениях.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

Тема: «Конец зимы»

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; стимулирование тактильных ощущений; воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

1.Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2.Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

3.Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4.Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль).

Март

Тема: Весна

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

Тема: Мамин праздник

Цель: Развивать мелкую моторику, действовать по словесной инструкции. Продолжать складывать цветы из бумаги.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

Тема: Комнатные растения

Цель: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

Тема: Дикие животные

Цель: Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций. Продолжать работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть.

3.Штриховка диких животных.

Апрель

Тема: Перелетные птицы

Цель: Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу.

Тема: Весенние цветы

Цель: работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

Тема: Мой город

Цель: Упражнять в работе с трафаретами, ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

Тема: Правила дорожного движения

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с ножницами. Продолжать совершенствовать навык прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография «Светофор».

Май

Тема: Дождь

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; тренировать навык ритмично наносить штрихи; стимулирование тактильных ощущений; развивать усидчивость, целенаправленность; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2.Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3.Д/и «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

4.Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

5.Заштрихуй тучку по образцу.

6.Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

7.Самомассаж гранеными карандашами.

Тема: Рыбы

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память. Продолжать работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Рыбка».

2. Упражнение «Чего не хватает».

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме».

Тема: Насекомые

Цель: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.

Продолжать работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую.

3. Пластилинография «Гусеница».

Тема: Лето

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

1-я подгруппа

п/п

Ф.И. ребёнка

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние артикуляционной моторики

Уровень развития

1

Амрин Алан

2

Амрин Саян

3

Баймуратова Ясмина

4

Борисова Валя

5

Воскресенская Юля

6

Гончарова Даша

7

Горкунов Лёша

8

Гречина Полина

9

Данилович Иван

10

Даулбаева Джамиля

11

Замятин Рома

12

Захаренко Полина

13

Коблянский Серёжа

14

Кокорин Миша

15

2-я подгруппа

п/п

Ф.И. ребёнка

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние артикуляционной моторики

Уровень развития

1

Коновалов Рома

2

Лопатин Максим

3

Маслеева Милана

4

Морозова Вика

5

Нечаева Вика

6

Нуркин Амир

7

Первых Дима

8

Петрачкова Варя

9

Пиунов Денис

10

Ремдёнок Катя

11

Роганский Дима

12

Тимохин Артём

13

Тукум Диана

14

Шадиев Максим

15

Условные обозначения диагностических параметров:

3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно;

2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого;

1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание.

Результаты диагностики уровня развития детей

Уровень

Начало года

Конец года

Количество детей

%

Количество детей

%

Норма

Незначительные отклонения от нормы

Значительное отклонение от нормы

Анализ, комментарии:

6. Формы подведения итогов

Диагностика проделанной работы

7. Список литературы

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  2. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
  3. Ярославль: Академия развития, 2009.
  4. Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
  5. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
  6. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
  7. Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
  8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития
  9. детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
  10. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»

Отчет  о работе кружка "ловкие пальчики"...

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

План работы кружка « Ловкие пальчики» (первый год обучения)

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

План работы кружка « Ловкие пальчики» ( второй год обучения)

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлят...

План работы кружка « Ловкие пальчики»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...