Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей "Приёмы нервно-мышечной релаксации в физкультминутках и на переменах"
    методическая разработка на тему

    Белоусова Татьяна Фёдоровна

    В сообщении на семинаре рассказывается о приёмах проведения нервно-мышечной релаксации на физминутках и переменах. Даётся подбор игр и упражнений для проведения физминуток и перемен между занятиями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      Семинар – практикум

     

         «Приёмы нервно-мышечной релаксации

                   

                       в физкультминутках и на переменах»

              Инструктор по ф/к: Белоусова Т.Ф.

                              Сентябрь 2014г.

       

     Проведение двигательных упражнений на физкультминутках и в перерыве между занятиями имеет некоторые особенности:

    - во время занятий она должна проводиться до наступления утомления (планируется воспитателем заранее);

    - движение, текст упражнений не должны быть связаны с темой занятия, т.к. проводится с целью отдыха; в то же время подбор упражнений не может резко отличаться по содержанию.

       

                Для предупреждения психоэмоциональной перегрузки детей очень полезно использовать приёмы нервно-мышечной релаксации.

                Для детей дошкольного возраста рекомендуется сюжетный подбор упражнений, сравнение с каким-то животным, реже предметом. Например, для обучения глубокому успокаивающему дыханию воспитатель предлагает: «Положите руку на живот и представьте, что там – воздушный шарик. Выдох… и вдыхаем»

                                 «Вот как шарик надуваем,

                                   А рукою проверяем.

                                   Лопнул шарик – выдыхаем –

                                   И рукою проверяем»

        Ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение.  При этом внимание ребёнка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений  нужно обратить внимание на то, что ПРИЯТНО состояние  спокойствия.

                Любой тренинг проходит в два этапа: мышечное расслабление по контрасту с напряжением; мышечное расслабление по представлению.

    В перерывах между занятиями можно использовать спокойную музыку.

              Подбор упражнений можно сделать, используя книги: И. Лопухина «Речь. Ритм. Движение»,         Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», М.И. Чистякова «Психогимнастика».

              Во время занятия упражнение на нервно-мышечную релаксацию может быть непродолжительным – 2-3 минуты, на перемене можно использовать несколько упражнений – на 7-9 минут.

              На перемене можно использовать сказочный сюжет. Например, в старшей группе вспомнить с детьми сказку «Золушка»: «Убиралась Золушка в доме, мыла полы, посуду, вытирала пыль, стирала (дети имитируют движения). Устала, села отдыхать. Закрыла глаза и почудилось ей, что слышит она красивую музыку (включается музыкальный фрагмент). Сидит Золушка отдыхает, легче становятся руки, спокойно отдыхают на коленях. Уходит напряжение от ног, приятно, легко ногам. Отдыхает лицо, улыбка мягкая, спокойная и т.д. Отдохнула Золушка, потянулась, села ровно. Улыбнулась яркому солнцу и стало на душе у неё радостно и спокойно».

              Упражнения для физкультминутки, направленные на снятие утомления с мышц, имевших статическую или динамическую нагрузку местного характера (рисование, аппликация), включают:

    - потягивание, распрямление осанки (разведение рук в стороны, вращение кистями рук, пальчиковая гимнастика);

    - дыханием с хорошим вдохом и длительным выдохом;

    - приседания, подскоки с небольшой дозировкой (4-6 раз);

    - вращение кистей с расслаблением – урони руки;

    - последовательное расслабление мышц рук – поднять, уронить кисти рук, предплечья свободны; кисти к плечам, руки вниз.

    Всего подбирается 3-4 упражнения с учётом характера нагрузки в данном занятии:

       - для осанки и дыхания;

       - для кистей или всей руки;

       - для туловища и ног.

     

              Игры и упражнения для проведения ФМ

                        (разучивание с воспитателями)

    1.«Тётя Мотя»  

    «У тети Моти – 4 сына,

    4 сына у тёти Моти.

    Они не ели, они не спали.

    А только пели один куплет».

    Выполнение:

        Топать правой ногой

         Топать левой ногой

         Крутить правой рукой

         Крутить левой рукой

         Покачивать туловищем

         Покачивать головой.

    2.« 3 – 13 – 30»

    В быстром темпе называть числа 3,13,30 в разном порядке.

    3 – руки вперёд;

    13 – руки вверх;

    30 – руки к плечам.

    3. «Травка, куст, дерево»

    Можно говорить слова или показывать картинки с изображением этих предметов.

    Травка – присесть, руки на колени или на пол;

    Куст – присесть, руки вверх;

    Дерево – встать на носки, руки вверх.

    4. «С добрым утром»

    - с добрым утром глазки! (указательными пальцами поглаживать веки);

    - вы проснулись? (сделать бинокль, соединить большой палец с указательным);

    - с добрым утром ушки! (гладим ушки);

    - вы проснулись? (к ушам приставить большие пальцы «чебурашка»);

    - с добрым утром ручки! (поглаживаем руки);

    - вы проснулись? (хлопки в ладони);

    - с добрым утром ножки! (поглаживаем ножки);

    - вы проснулись? (потопать ногами);

    - с добрым утром солнце! (встать на носки, руки вверх);

    - я проснулся! (посмотреть вверх).

    5. «Ёжики»

    - два притопа (топаем ногами);

    - два прихлопа (хлопаем в ладони);

    - ёжики, ёжики (делаем руками фонарики);

    - наковальня, наковальня (стучим кулаком о кулак);

    - ножницы, ножницы (прямые руки разводим и скрещиваем перед грудью);

    - бег на месте, бег на месте (бежим на месте);

    - зайчики, зайчики (ладони к макушке – ушки);

    - девочки (девочки поднимают руки вверх, а мальчики руки к плечам);

    - мальчики (всё наоборот).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации

    Игры на основе нервно-мышечной релаксацииЦель: снять эмоционального, психоэмоционального и мышечного напряжение, нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслаблени...

    Семинар - практикум "Релаксация"

    Семинар - практикум "Релаксация"...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

    Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

    Игры на основе нервно-мышечной релаксации....