Индивидуальный план развития
методическая разработка на тему

Галиева Лейсан Минзиевна

Тема по самообразоманию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_individualnogo_razvitiya_galieva_l.m.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня

Галиевой Лейсан Минзиевны,

воспитателя младшей  группы «Звёздочки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» Советского района города Казани Республики Татарстан за 2018-2023г

Тема самообразования: «Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ как средство повышения познавательного интереса»

Актуальность выбранной темы. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, познавательного интереса у детей, воспитателям ДОУ необходимо использовать в педагогическом процессе информационно - коммуникативные технологии (компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, развивающие образовательные программы на Smart-доске и др.)  Стараясь шагать в ногу со временем, в своей работе я стараюсь  использовать игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. К сожалению готовых интерактивных игр по программе ФГОС в ДОУ очень мало. Поэтому воспитателям приходится самим разрабатывать такие игры и использовать их в своей практике. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении пройденного материала.

Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей большой интерес к деятельности с ним, позволяет разнообразить процесс познания;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- это отличное средство поддержания задач обучения; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- особенность интерактивного обучения – статичность предложенного материала, дающая детям возможность подробно рассмотреть, описать, установить новые содержательные связи; 

- данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Как показывает практика, в процессе непосредственно – образовательной деятельности с использованием ИКТ дети более активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы повышается интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективнее осуществляется усвоение новой информации, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности. Используя современные ИКТ, развиваются различные компетентности детей, в том числе познавательные, коммуникативные и социальные.

Мною широко используются в работе мультимедийные презентации, которые предполагают демонстрацию познавательного и развивающего материала на большом экране в сопровождении автора и содержат название основных разделов материала, а также неподвижные и подвижные иллюстрации, мультипликацию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров отражает логику познавательной деятельности и строго направлена на цель.

Использование мультимедийных презентаций является мощным стимулом в познании, благодаря которой активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление; активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса и мотивации.

Так же в своей практике я применяю работу с информационной доской , которая является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей, разносторонних умений у детей дошкольного возраста, что способствует осознанному усвоению знаний и повышает уровень их готовности к обучению в школе.

Новые современные возможности инициируют меня к решению познавательных и развивающих задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. Умелое использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения новой информации и повышает качество образовательного процесса, кардинально расширяя возможности педагогов в выборе материалов и форм совместной деятельности, делают образовательную деятельность яркой и увлекательной, информационно и эмоционально насыщенной. У детей развивается умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, владеть практическими способами работы с информацией, обмениваться информацией с помощью современных технических средств, что является начальной ступенью формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности детей.

 Таким образом, все это поспособствовало выбору моей темы самообразования. Я считаю, что дальнейшее изучение этой темы углубит мои знания в этой сфере, и даст возможность широко использовать интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ.

Дата начала работы над темой: 2018 год

Предполагаемая дата окончания работы 2023 год.

Цель: создание условий  для использования интерактивных игр  в образовательном процессе.

Задачи:

- Обучать детей  умению работать  с интерактивной доской.

- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных интерактивных игр.

- Развивать познавательные   интересы детей, творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки, развивать у детей самостоятельность и ответственность, обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

-  Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

- Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете .

- Подготовить (принять участие в семинаре).

- Подготовить материал (провести) мастер-классы для педагогов. - Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Ожидаемые результаты: 

Педагог

- Прохождение курсов повышения квалификации по использованию ИКТ;

- Сформированная педагогическая компетентность в использовании ИКТ;

-Собран «Кейс информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности»;

- Диссеминация педагогического опыта (результативность участия в конкурсах разного уровня);

- Проявление творческого подхода, мастерства в реализации образовательного процесса;

- Создана и активно используется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к видам НОД.

Воспитанники

- Повышен уровень развития познавательного интереса по ряду показателей: позитивное отношение к процессу познания; умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать вопросы познавательного характера; способность работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять настойчивость.

- Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

Родители.

- Активное участие родителей в организации образовательного процесса посредством применения ИКТ;

- Повышение компетентности в вопросах организации образовательного процесса посредством применения ИКТ;

Критерии результативности:

- Количество мультимедийных презентаций в соответствие с образовательными областями основной образовательной программы;

- Количество развивающих игр для детей дошкольного возраста;

- Доля педагогов, участвовавших в создании информационных Банков;

- Доля педагогов, участвовавших в конкурсах различного уровня;

- Участие родителей в реализации проекта.

Мониторинг:

- Самоанализ по использованию ИКТ технологий в образовательном процессе.

- Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса воспитанников.

Необходимые условия:

- материально-техническая обеспеченность;

- активное участие родителей и педагогов в реализации проекта.

Обеспечение.

Материально-техническое:

- Фотоаппарат, цифровая камера,магнитофон;

- Компьютер, мультимедийная система, интерактивная доска

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, семинарах.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

- Изучение литературы и имеющегося опыта по теме  самообразования.

- Выявить уровень развития познавательного интереса воспитанников.

- Создание медиатеки наглядных, демонстрационных электронных материалов к видам НОД.

2018 – 2019г.

Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса (диагностическое задание «Найди дом для животного»;

диагностическое задание «О ком я говорю?»); диагностическое задание . «Зашифрованное послание».;

Создание Банка (подбор) наглядного и демонстрационного материала.

Избранное использование ИКТ в образовательной деятельности (до периода создания Кейса ИКТ).

Поиск современных программ в различных источниках.

Подбор и разработка мультимедийных презентаций.

Разработка тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ.

Организация работы по разработке конспектов НОД, презентаций, тематических планов.

Прогностический

Определение целей и задач темы. самообразования. Прогнозирование результатов. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

2019 – 2020г.

Участие в семинарах для воспитателей, педагогических советах. Участие в тренингах, семинарах, РМО, конкурсах Публикации «Из опыта работы» (статья, доклад – показать промежуточные результаты ) на сайте

Практический

Прохождение курсов повышения квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе;

Реализация тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы . Ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательного интереса воспитанников.

Проведение комплекса мероприятий с воспитанниками с применением информационно-коммуникативных средств.

Реализация тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ.

Активное использование «Кейса информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности».

Корректировка планов.

Реализация плана проектной деятельности с детьми.

Распространение педагогического опыта педагогическими кадрами.

2020 – 2021г.

Проведение НОД с воспитанниками с применением мультимедийной установки, интерактивной доски.

Проведение консультаций и мастер-классов, открытых НОД для родителей воспитанников по применению ИКТ в образовательном процессе.

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы. Анализ деятельности по теме самообразования. Распространение опыта своей работы.

Определение проблем и дальнейших перспектив работы по данному направлению.

2021 – 2022г.

Участие в работе районного МО воспитателей и в районных семинарах. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта. Открытые занятия различного уровня. Консультативная помощь родителям. Ведение профессионального портфолио воспитателя. Оформление результатов работы. Выступление на тренингах, семинарах, РМО, конкурсах Публикации «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2022 – 2023г.

Обобщение полученных результатов на педагогическом совете, методическом часу.

Представление полученного опыта на научных конференциях.

Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.

Основные формы работы с воспитанниками:

- виртуальные экскурсии с использованием ИКТ;

- индивидуальная работа по углубленному изучению необходимых тем;

- детская проектная деятельность;

- беседы,

- развлечения.        

        Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

Методы работы:

Наглядный

- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;

- Демонстрационный материал;

- Наблюдение;

- Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный

- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок.

- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.

- Исследование предметов, материалов, способов изготовления.

Практический

- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.

- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.

- Моделирование –  направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.

- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

- Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе.

 Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

Ресурсы

При работе по теме самообразования необходимы определенные ресурсы.

1. Кадровые ресурсы.

Реализация данного проекта предполагает достаточно высокий уровень компетентности у педагога по данной теме. Следовательно, воспитателю необходимо стремиться к самообразованию, изучению передового педагогического опыта среди педагогического сообщества региона и России. Важна курсовая подготовка, которая позволяет изучить современные изменения и узнать об особенностях работы в данном направлении. Большую роль имеет информационная компетентность педагога, владение информационно-компьютерными технологиями, которое позволяет систематизировать полученную информацию по содержанию проекта и транслировать ее воспитанникам, родителям, воспитателям.

2. Материально-техническая база.

Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по теме.

Для работы с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ в образовательном процессе для повышения познавательного интереса необходим определенный минимум: персональный компьютер, мультимедийная установка (проектор, интерактивная доска), электронные носители, цифровая камера и фотоаппарат.

        Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

-викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;

- разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);

- дидактических игр;

- планов виртуальных экскурсий;

- сценарии развлечений.

Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,

         Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.  

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план развития ребёнка

план развития с учётом интересов ребёнка...

Индивидуальный план развития учителя - логопеда Бредихиной О.П.по реализации Программы "Развития МБДОУ ДСКВ №52 "Самолётик" на 2012-2014 г.г." (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

Индивидуальный план развития педагога 2011 -2017 гг.

Данный материал содержит  индивидуальный план развития педагога по годам: 2011 - 2013 гг, 2013 - 2014 гг и 2014 - 2017 гг. ...

Индивидуальный план развития педагога

План содержит работу педагогу за 5 лет по самообразованию...

Индивидуальный план развития на 2015-2020 гг.

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОВНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНУЮ ТЕХНИКУ ИЗОБРАЖЕНИЯ "...

Индивидуальный план развития .

Тема: "Игра как средство социального развития детей"...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...