рабочая программа кружка "Сказка"
рабочая программа на тему

актуальность, цели, задачи, мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_skazka.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                            Программа

 театрального кружка«Сказка»

                   

                                    для детей 3 – 7 лет

Разработала Е.Ю.Ловцевич, воспитатель МБДОУ д/с «Чайка» п.Мотыгино

                                           2016 – 2017 учебный год

                                                                                                                           Чем театр так хорош?
                                                                                                                          Здесь ты в сказку попадёшь!
                                                                                                                          Здесь верят в волшебство,
                                                                                                                          Здесь дружат с чудесами!
                                                                                                                          Все сказки наяву,
                                                                                                                          Приходят в гости сами!

                                                                                                       

Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.  

Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Для педагога.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Для родителей.

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Программа реализуется в театральном кружке «Сказка», где обучаются дети 3 - 7 летнего возраста.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Общее количество занятий – 35.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность занятия – 25 минут.

Количество детей – 23 человека.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность;
- театральный кружок «В гостях у сказки»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентация разных видов театра;
- выставки.

Методы и приёмы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры – драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры – превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской  пластики, элементы искусства пантомимы;
- пальчиковый игротренинг;
- ритмические минутки;
- разыгрывание мини – диалогов, потешек, песенок, стихов;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты,  наглядные иллюстрации сказок.

Социальные связи: драматический театр, музыкальная школа, СКЦ.

Работа воспитателей:

Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача –  разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.

Формы работы:
- консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- организация предметно – развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- фотовыставки.

Работа с детьми:

- В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и с родителями, и самостоятельно в свободное время.
- Идея – не навреди.

Работа с родителями;

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия с родителями:
- устный опрос  «Играете ли вы с ребёнком в театр?»;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация «Театр для всех» (описание истории театра, его видов), «Организация театральной деятельности в средней группе»», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей  к театральной деятельности»;
- посещение театра всей семьёй;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в  изготовлении костюмов и декораций.

Ожидаемые результаты:

Дети должны уметь:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

Должны знать:

- некоторые виды театров,

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки;

- драматический театр нашего посёлка.

Должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре;

- роли артистов, кукол;

- о правилах поведения в театре;

- азбуке театра.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние
передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки,
дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5.»Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя, его характер, настроение.

Содержание программы включает такие разделы :

  • Театральная азбука
  • Основы актёрского мастерства
  • Основы кукловождения
  • Основы кукольного театра
  • Основы драматизации
  • Самостоятельная театральная деятельность
  • Проведение досугов, развлечений, праздников

    Календарно – тематический план театрального кружка «Сказка»


Сентябрь   Театральная азбука 


занятия

Тема

Цели

1.

Вводное занятие «С чего начинается театр?»  Театральная игра «Чем интересна роль?»

Выявить знания детей о театре, познакомить с историей возникновения театра.

2.

Мотыгинский драматический театр(презентация).

Уточнить и расширить представление детей о драматическом театре.

3.

Как вести себя в театре.

Познакомить детей с правилами поведения в театре.

4.

Театральные профессии.

Дать представление о профессиях людей работающих в театре.

  

   Октябрь     Основы актёрского мастерства


занятия

Тема

Цели

1.

Актёры, кто они? (беседа)

Познакомить с профессией – актёр, Чем эта профессия отличается от других.

2.

Чтение сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

Познакомить детей со сценарием сказки, учить выражать своё мнение по поводу сказки на новый лад.

3.

Распределение ролей.

Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей  сказки.

4.

Разыгрывание этюдов.

Познакомить с понятием «Этюд», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Ноябрь


занятия

Тема

Цели

1.

Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно, используя мимику и пантомимику, выражать характер и настроение.

2.

Репетиция сказки.

Учить изображать эмоциональное состояние персонажей, используя выразительные движения и пластику.

3.

Генеральная репетиция.

Продолжать репетировать сказку с использованием музыки, костюмов, реквизита, обращать внимание детей правильность диалогов, верное исполнение ролей.

4.

Показ сказки  для мам. (День Матери)

Доставить детям радость от показа сказки

Декабрь   Основы кукловождения


занятия

Тема

Цели

1.

Театр на столе.

Формировать навыки кукловождения пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

2.

Театр на столе.

Закрепить приёмы кукловождения настольно – плоскостного театра.

3.

Чтение сказки «Рукавичка»

Учить внимательно слушать сказку, оценивать действия персонажей.

4.

Изготовление конусных кукол.

Учить изготавливать конусных кукол из бумаги для театра.

    Январь  


занятия

Тема

Цели

1.

Изготовление декораций.

Учить изготавливать декорации к сказке.

2.

Репетиция сказки «Рукавичка»

Продолжить работу над дикцией и навыками монологической и диалогической речи.

3.

Репетиция сказки.

Формировать эмоциональность выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться чёткой дикции, используя знакомые детям игры.

     Февраль  


занятия

Тема

Цели

1.

Репетиция сказки.

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей (артикуляционная гимнастика)

2.

Репетиция сказки.

Развивать мелкую моторику рук (пальчиковые игры)

3.

Показ сказки «Рукавичка» (средняя, старшая)

Доставить детям радость от показа сказки

4.

Показ сказки «Рукавичка»  (младшая)

     Март   Основы кукольного театра  

 №
занятия

Тема

Цели

1.

Занятие «В гостях у сказки»

Формировать у детей интереса к театрализованной деятельности, знакомство с героем русского народного театра – Петрушкой.

2.

Викторина «Что я знаю о театре».

Закрепить знания детей о театр, его названиях  и видах.

3.

Праздник День Театра.

Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки, воспитывать  умение выступать на сцене перед зрителями.

4.

Знакомство с куклами типа бибабо.

Знакомить детей с некоторыми приёмами руководства куклой (движении по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы).

    Апрель  


занятия

Тема

Цели

1.

Театр бибабо.

Закрепить особенности работы актёра за ширмой, совершенствовать владения приёмами вождения кукол на ширме.

2.

Чтение и беседа по сказке «Репка»

Продолжать учить внимательно слушать сказку, оценивать действия персонажей.

3.

Репетиция сказки «Репка»

Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться чёткой дикции, используя знакомые игры

4.

Показ сказки «Репка»

Доставить детям радость от показа сказки

    Май Основы драматизации


занятия

Тема

Цели

1.

Сочиняем сказки.

Учить детей передавать своё отношение к поступкам героев, формировать своё представление о справедливости, скромности.

2.

Сочиняем сказки.

Подключить родителей к сочинению сказки.

3.

Шкатулка со сказками.

Подвести итоги работы кружка. Показать презентации сказок, сочинённых детьми и родителями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...