Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Детская агрессивность»
консультация (подготовительная группа) на тему

Баранова Елена Сергеевна

познакомить педагогов с понятием «детская агрессивность», различными видами и причинами агрессии, а также основными приёмами и методами работы с агрессивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

 «Детская агрессивность»

Подготовила педагог-психолог Баранова Е.С.

Цель: познакомить педагогов с понятием «детская агрессивность», различными видами и причинами агрессии, а также основными приёмами и методами работы с агрессивными детьми.

Введение

Психолог:

- Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать возникающие вопросы. Сегодняшнее наше занятие посвящено очень острой и важной теме – «Детская агрессивность».

Сегодня первое занятие, которое поможет познакомиться с тренинговой формой работы. Для эффективной работы группы необходимо принять правила, например: «здесь и теперь», искренность, и открытость, конфиденциальность.

Основная часть

Упражнение №1. «Знакомство. Наши дети. »

Психолог:

- Уважаемые коллеги, перед вами цветы (из цветной бумаги). Вам необходимо взять цветок и написать на нём имя своего ребёнка (настоящего либо вымышленного) и 5 самых важных качеств, отличающих вашего ребёнка от других детей. Затем, каждый из вас представляется, называет имя своего ребёнка и те самые качества, которые вы написали на цветах.

Упражнение №2 «Рисунки»

Психолог:

- Однако наши дети – такие замечательные и самые, самые., иногда превращаются… Посмотрите на рисунки детей и скажите, приятно ли на них смотреть, и какой вывод можно сделать по каждому из представленных рисунков. (Каждому предлагается рисунок «Несуществующего животного», где присутствуют ярко выраженные черты агрессивности. Участники встречи проводят анализ рисунка.)

Упражнение №3 «Ассоциации»

Каждый участник тренинга называет ассоциации к слову «Агрессия».

Психолог:

- Итак, давайте попытаемся разобраться, что же такое агрессия, какие существуют причины возникновения агрессии. И какие существую виды агрессии.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т. е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Каковы же виды агрессии?

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки, а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу и др.)

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора, так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань) .

- Давайте приведём пример на каждый вид агрессии.

Упражнение №4 «Кулак»

Всем участникам предлагается разделиться на пары и выполнить следующее: один из участников сжимает кулак, а другой – пробует его разжать.

Обсуждение:

- Испытывали ли вы сопротивление, когда пытались разжать кулак?

- Каким способом вы пытались это сделать?

- Какой способ эффективнее – давление или объяснение, уговоры?

- Каков внутренний смысл данного упражнения?

Упражнение №5 «Ситуации»

Психолог:

- Итак, а сейчас мы разделимся с вами на 2 группы, и попытаемся разобрать ситуации, где существуют проявления детской агрессивности. Необходимо выявить причину появления агрессии и наметить пути коррекции (дать словесные рекомендации родителям и педагогам данного ребёнка) .

Ситуация 1.

Воспитательница средней группы детского сада пожаловалась, что дети буквально заразились неприличными словами. Всё произошло в течение недели, и теперь ругаются матом уже практически все дети группы. Педагог пробовала ругать, внушать им, наказывать и не обращать внимания, а результат нулевой. Что можно порекомендовать воспитателю в данной ситуации?

Ситуация 2.

Юля, 2 года 6 месяцев, ясельная группа. Девочка агрессивна по отношению к сверстникам и уже покусала двоих детей. Когда педагоги просят или требуют, чтобы Юля что-то сделала, девочка опускает голову и долго смотрит исподлобья. После тщательного обдумывания ситуации Юля выполняет просьбу-требование, но с таким видом будто оказывает большое одолжение. Для рисования картинок Юля выбирает только красный цвет.

Обсуждение каждой ситуации.

Психолог:

- Итак, мы разобрали основные ситуации агрессивного поведения дошкольников, наиболее часто встречающиеся в дошкольном учреждении. А сейчас хотелось бы сформулировать основные рекомендации по снижению детской агрессивности.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь, то мама с папой тебя больше любить не будут! ". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей) .

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.

6. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

7. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.) . В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) .

8. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

9. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Заключение

1. Каждому участнику тренингового занятия выдаётся памятка, в которой указаны причины агрессивности и рекомендации по устранению агрессивного поведения дошкольников.

2. Рефлексия (устная, по кругу) :

- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?

- Будете ли вы применять полученные знания? Где?

- Пожелания по дальнейшей работе тренинговой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье»...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ на тему "Наказывая, подумай - зачем?"

Цель данного занятия - помочь педагогам ДОУ разобраться в сложных ситуациях общения с детьми. Занятие поможет уточнить представления о причинах непослушания дошкольников, систематизировать знания об о...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.

Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Детская агрессивность»

познакомить педагогов с понятием «детская агрессивность», различными видами и причинами агрессии, а также основными приёмами и методами работы с агрессивными детьми....