Сообщение на семинаре "Об использовании музыкальных средств в коррекции детского аутизма"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Зайцева Светлана Владимировна

       «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА»

 

   - Специальных исследований о восприятии звука людьми с аутизмом практически не проводилось, и все, что имеет отношение к этой проблеме, сводится к субъективным мнениям специалистов и родителей.

Отношение ребенка с признаками РАС  к звуку неоднозначно. Многие дети очень музыкальны. Еще в   утробе матери  малыш может  дифференцировать звуки (сердцебиение, голос матери) по высоте и силе, воспринимает тембр.

 - В книге «Развивающая музыка» глава Оксфордской школы игры на виолончели Ф. Шеппард отмечает «…музыка может оказать эффективное воздействие на умственное и физическое развитие ребенка. Очень хорошо, когда малыш не только слушает классическое музыкальное произведения, но и музицирует».

Интеллект – это способность к обучению и восприятию нового. Музыка оказывается важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать. Способствует усвоению социальных и речевых навыков, расширяет творческий потенциал.

 - Необходимость использования  музыки в образовательной деятельности с детьми обусловлена следующим.

1) Одной из проблем при налаживании контакта с аутичным ребенком является отсутствие его внимания.  Музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия;

2) Выявлена  приверженность детей с признаками РАС  в отношении к предметам, и можно попытаться наладить диалог опосредованно, через музыкальные инструменты. 

Слушание музыки вызывает ассоциативный ряд, связанный с большим потоком информации. Доказано, ребенок предрасположен к запоминанию длинных и сложных музыкальных отрывков, запоминает их  быстрее, чем текст. 

  - Детей с признаками РАС порой раздражают громкие звуки.  В процессе образовательной деятельности они могут стараться покинуть помещение, спрятаться, закрыть руками уши, но во время праздников, развлечений стараются выражать  свои музыкальные предпочтения, используя простые танцевальные движения, участвуя в играх, хороводах, что способствует раскрепощению.

Музыку для слушания в группу, которую посещает ребенок с признаками РАС, стараюсь выбирать спокойную, непродолжительную, снижаю интенсивность звука.

 - Из инструментов  сначала предлагаем использовать струнные (гитара,    арфа,    гусли). По своим характеристикам эти инструменты могут издавать тихие,  приятные звуки. Можно прикасаться к ним легким щипком, проводить по струнам пальцами,  буквально погружая ребенка в мир звуков на наиболее комфортной для него дистанции.

 (Работа с залом) – А теперь я  предлагаю вам послушать запись струнных инструментов, в данном случае это мелодия, исполненная на арфе. Пьеса воспринимается сдержанно, спокойно.    (СЛУШАЮТ)

Смысл этого терапевтического действия заключается в том, чтобы направить внимание ребенка на звуки, воспроизводимые инструментами, снять часть тревоги и страха, которые относятся к коммуникации между людьми.

 – Далее добавляю  колокольчики, треугольник, металлофоны и бубны с мелодичным звучанием. Ударные можно потряхивать, гладить, царапать, постукивать, расширяя сенсорный опыт. Предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой видеоролик.

Это позволило сделать занятия интересными, разнообразными, эмоционально насыщенными и способствовало развитию умения управлять своими спонтанными эмоциональными реакциями, контролировать процессы психического торможения и возбуждения.  Игра на музыкальных инструментах  развивает  моторику и координацию, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, что также важно для аутичного ребенка.

 - В современной классификации методов музыкотерапии отмечаются:  релаксационные и коммуникативные методы, а так же творческие, в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации.

Музыкальная деятельность контролируется слуховым восприятием. Способность к восприятию и  запоминанию звуков, необходима для освоения вербального или невербального разговорного языка.

 - Использую в своей педагогической деятельности   музыкальные игры, хороводы, несложные логопедические попевки, которые способствуют пониманию структуры речи, песенки с одинаковыми  строками, предлагая второй

раз повторить ребенку,  напевание с закрытым ртом для релаксации, слова-действия,   которые  выполняются под пение. 

 - В работе с уатичным ребенком для   дополнительного   сенсорного стимулирования и понимания  важно использование слайдов, картинок, зеркал, пальчиковых кукол.

 - Для развития внимания, контроля за импульсивным поведением, стимуляции речи и тонкой моторики использую ручные знаки для начала, остановки, продолжения игры и ожидания с одновременным пением или вербализацией.

 - Цель музыкальной терапии - преодоление эмоциональных и интеллектуальных преград, которые стоят между больным ребёнком и его окружением, возможность  применить полученные навыки.
        Развивающая предметно-пространственная среда  важна  в ощущении музыкальной свободы, которую следует обеспечить ребёнку.  В рамках образовательной деятельности в музыкальном зале или  совместной деятельности с воспитателем в группе, предоставляем ребенку свободу шуметь, двигаться, чувствовать себя в полной безопасности, используя  музыкальные инструменты, разнообразные ширмы, элементы костюмов, что дает возможность организовать себя, освободиться  от страхов,  состояний, которые создают эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры.

 - Зная, что даже незначительная перемена в обстановке, изменение порядка могут вызвать панику, вспышку неуправляемого раздражения, стараемся производить их в присутствии ребенка или с его участием: предлагаем, например, принести элементы украшения при оформлении зала, собрать вместе елку в  группе.

      - Занятия музыкой с аутичным ребенком  способствуют развитию творческого воображения, сочинительства. Например, можно создать небольшой, в несколько строк, рассказ о грозе и исполнить его совместно с ребенком, иллюстрируя каждую фразу музыкальной картиной. В рассказ должны включаться и элементы неожиданности, эмоционально яркие описания.

Или после слушания музыки предлагаю ребенку самому попробовать показать движениями, игрой  на музыкальных инструментах характер персонажа, настроение музыкального произведения. 

Музыкальные средства, используемые в работе с  детьми с признаками РАС, должны оказать положительный результат, быть эффективными.

 - Важно помнить, что у этих детей  слабая мотивация, нет понимания личных норм успешного развития, хотя они могут считать за вознаграждение одобрение взрослыми их действий, поэтому даже самый незначительный результат должен всегда быть замечен, отмечен, поддержан и продолжен.

 С этой целью использую  запись на кассету пения, музыкальных импровизаций  как терапевтический прием для осознания ребенком  себя и других, для повышения самооценки.

Мы рассмотрели лишь некоторые возможности из огромного богатства вариантов и методов работ. Поиск возможностей продвижения создают уникальность работы, в которой главным остается интуиция, открытость любому опыту, бережное отношение  к ребенку и оптимизм.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_zaytsevoy_po_ras_1.ppt2.03 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Об использовании музыкальных средств в коррекции детского аутизма Музыкальный руководитель МАДОУ МАЯЧОК Зайцева Светлана Владимировна

Слайд 2

Необходимость использования музыки обусловлена:

Слайд 3

Досуговая деятельность

Слайд 5

Методы музыкотерапии:

Слайд 6

Использование ручных знаков Для начала Для продолжения Для остановки

Слайд 7

Составление рассказов с иллюстрациями и исполнением на музыкальных инструментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Несмотря на то, что в настоящее время достаточно много подходов и методов в коррекции заикания, не все педагоги могут правильно реализовать и организовать свою работу. В материале представлены подходы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лэпбука, опытов и экспериментов, способствующие быстр...

Игра в коррекции детского аутизма.

Хорошо известно, насколько важна игра для нормального развития ребенка. Именно в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «прим...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переж...

Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."

Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...