Экспериментирование в детском саду.
статья по теме

Баранова Екатерина Михайловна

С самого раннего детства ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду.

              В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.  

        Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. 

       Экспериментирование выступает как один из  способов  обучения, и применяется для передачи детям новых знаний.  В доказательство  этому является факт, что деятельность экспериментирования имеет связь с другими видами деятельности, так:

  • наблюдение является обязательной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
  • труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
  • при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном развивается речь. Необходимо отметить, что развитие речи и экспериментирование имеют  двусторонний характер. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение  опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
  • связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время  изобразительной деятельности.
  • во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, определять форму и размеры, производить иные операции, где формируются первоначальные математические представления. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

               Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — с музыкальным и физическим воспитанием, с чтением художественной литературы, но эти связи выражены не столь сильно.

       Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Для этого в группе должен быть оборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, где должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, чтобы размещать различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.); поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.

2) место для приборов: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое - всё интересное и продуктивное для экспериментирования.

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.

4) место для проведения опытов (уголок, который будет предназначен для проведения опытов, дети должны знать, что это место для экспериментов.)

      При этом уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

• Красители: пищевые и непищевые (акварельные краски, гуашь и др.);

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Карточки - схемы проведения экспериментов, которые оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения  эксперимента.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, в связи с этим экспериментальная деятельность делится на два этапа.

Первый - когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. На этом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения.  В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю.

Второй этап - когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослыми, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.

По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

Классификация наблюдений и экспериментов

1. По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

      Важно помнить, что организуя экспериментальную деятельность детей нужно:

  • избегать отрицательной оценки детских идей, использование приказных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

        Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...