Проект по познавательному развитию детей 6 - 7 лет "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Тесакова Евгения Владимировна

Формирование у детей осознанной мотивации к учебе, позиции "будущего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста

«Скоро в школу»

Актуальность:

В настоящее время актуальность темы обучения и  воспитания - одна из самых первостепенных задач, стоящих перед образованием. Научно - технический прогресс, смена приоритетов, социальных ценностей, повышающиеся потребности человека, изменение статуса педагога - всё это приводит к тому, что учебный процесс требует постоянного совершенствования. Поэтому работа с детьми претерпевает коренные изменения в стратегии и тактике обучения: больше экспериментирования, больше импровизаций. Поступление в школу  - качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые  Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребёнок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятёрки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребёнок воспринимает как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа  по воспитанию положительного отношения к школе. формированию умения сотрудничества со взрослыми.  Практика убедила нас в необходимости в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно - развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов и социальными партнёрами.

Всю эту работу мы решили отразить в долгосрочном  проекте «Скоро в школу», который поможет повысить  социальную и познавательную активность детей, сформирует у них  интегративные качества, необходимые для успешного включения в школьную жизнь. А так же  решит немаловажную задачу подготовки родителей  к новой социальной роли «Родители первоклассника»; окажет  всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении мероприятий при переходе детей из детского сада в школу.

Цель:  Формирование у детей  подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, позиции «будущего школьника».

Задачи:

1.Сформировать  установку на преодоление школьных трудностей «Я все смогу». Развивать  внутреннюю позицию школьника, адекватную  самооценку и  положительное эмоциональное отношение к школе.

2.Организовать исследовательскую деятельность дошкольника по определенному алгоритму (постановка цели, конкретизация содержания исследования, активизация способов получения информации, получать информацию (самостоятельная познавательная деятельность детей), обрабатывать информацию (совместная деятельность воспитателя и детей), подготовить к публичному выступлению (презентация полученной информации)

3.Развивать организаторские, творческие и логические способности.

4.Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.

5.Формировать личностные качества ребенка: наблюдательность, любознательность, мыслительные операции.

6.Вызвать  у детей интерес  и положительное отношение к учебе.

7.Воспитывать коммуникабельность, дружелюбие, уважение друг к другу и взрослым.  

8. Заинтересовать родителей  актуальностью данной темы,

сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

9.Организовать «Педагогическую гостиную» для родителей, будущих первоклассников; создать  условия,  облегчающих  школьную адаптацию.     

Участники проекта: дети 6-7 лет,  родители, воспитатели, психолог, музыкальный работник, инструктор  по физической культуре.

Социальные партнёры: ГБОУ СОШ,  библиотека

Срок реализации проекта: 

Сентябрь – май  

Ожидаемый результаты проекта:

 1. Раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).

2.Создать  комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта, их родителей,  социальных партнёров в создании поделок, презентации, объединяя их единой тематикой, пользуясь многообразием усвоенных приёмов, используемых  в художественном творчестве.  

Вид проекта:

Познавательно - практико - ориентированный групповой.

Формы детской деятельности

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Школа»;
  • Разучивание стихов о школе, о школьной жизни, о поведении в школе;
  • Отгадывание загадок о школьных принадлежностях ;
  • Слушание музыки: песни о школьной жизни;
  • Занятия, беседы, , игры;
  • Экскурсии в школу , школьный стадион, библиотека.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

  • Беседы и разговоры с детьми на темы школьной жизни
  • дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры,
  • музыкальные и спортивные развлечения,
  • оформление выставки детских работ,
  • экспериментирование,
  • чтение литературы,
  • рассматривание демонстрационного материала,
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.
  • изготовление и обыгрывание макета (школьный класс)

Этапы

1 этап: -  подготовительный этап:

 -Постановка проблемы, определение цели и задач для детей и взрослых

 -Анкетирование  родителей и детей

 -Поиск информации

- Разработка  плана педагогической гостиной, родительских собраний, плана работы с детьми.

2 этап - основной этап  

 -Реализация содержания проекта с интеграцией образовательных областей, оформление презентаций,  макетов, дидактических и подвижных игр, подбор литературы, мультфильмов, музыкального сопровождения.

-Проведение работы с родителями

-Взаимодействие с социальными партнерами

 

3 этап - заключительный   этап  

– обобщение и структурирование материалов по результатам работы,  анализ ожидаемых результатов

-проведение итоговой педагогической диагностики;

-презентация проекта «Скоро в школу»;

-итоговое мероприятие «Выпускной балл»

План   проектных мероприятий.

Сентябрь

Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник»,  «Дроби»

Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

Беседа о школе.

НОД  «День знаний»

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

«Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова; M. Зощенко «Пора вставать!»

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

Изобразительная деятельность на тему школы.

Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная; Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский; Музыка: В. Шаинский

Консультация «Здоровье первоклассника»

НОД «В поисках сокровищ»

Подвижные игры «Перелет птиц»

 Взаимодействие с родителями

Организация «Педагогической гостиной для родителей, будущих первоклассников»

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

Памятка для родителей будущих первоклассников Анкета для родителей  «Как вы готовите ребёнка к школе?»

Консультация «Леворукий ребёнок»

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия к зданию школы.

Знакомство с профессией учителя. 

Октябрь

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

Лото «Школьные принадлежности

 Дидактические  игры «Собери портфель», «Расшифруй  слова»

НОД «Смело в школу мы пойдём».

 НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок»

Составление рассказа  на предложенную тему  «Перемена»

 Звонки Автор: Агния Барто 
Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу». К. Мелихан

Беседа

Виктор Голявкин « Путешественник»

Рисование «Моя будущая школа»

Аппликация «Школа»

Конструирование «Здание школы»

Слушание  «Самый лучший класс» Слова: Петр Синявский Музыка: Яковлев
 Подвижные игры «Свободное место» «Серсо»  «Ловишки из круга»

НОД «Юные гимнасты»

Работа с родителями

Заседание пед. гостиной.           «Подготовка детей к школе»

Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

Буклет «Как организовать слушание музыки в домашних условиях»

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Сбор материала для альбома «Наши родители в школе»

Изготовление с/р игры «Школа»

Ноябрь

Создание альбома «Мои родители учились в школе»

Дидактические игры «Математика», «Составь предложение», «Кубики для всех»

Беседа о правилах поведения в школе

НОД «Школьные принадлежности»

Чтение стихотворений про 1 класс

Слово о моей учительнице

 Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».

Виктор Голявкин « Карусель в голове»

Рисование «Школьный огород, сбор урожая»

Аппликация «Школьные принадлежности»

Конструирование «Пенал»

Слушание  песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

НОД «Путешествие на необитаемый остров»

Подвижные игры «Ловишки с мячом» «Найди, где спрятано? »«Ловишка, бери ленту» 

Работа с родителями

Альбом «Наши родители в школе»

Поделки для выставки « Осень в гости к нам пришла»

Пед.гостиная для родителей будущих первоклассников. Советы психолога родителям « Скоро в школу»  « Памятка родителям первоклассников будущих первоклассников»

Педагог - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма»

Работа с социальными партнёрами

Встреча с выпускниками нашего детского сада, рассказ их о спортивных секциях.

Экскурсия в спортивный зал школы 

Декабрь

 Альбом «Знакомимся со школой»

Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» Интеллектуальная шоу-игра «Крестики — нолики»

Чтение стихотворений  про школьные принадлежности

О. Дриз «Когда человеку шесть»

Беседа о прочитанном Ю. Вийра

«Дедушкины валенки»

 Рисование «Зимние забавы»

Аппликация «Поздравительные открытки для первоклассников»

Конструирование «Новогодние ёлочки»

Слушание  песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин Музыка: Владимир Шаинский

 Подвижные игры  «Катай мяч»  «Гори, гори ясно! »«Бросить и поймать»

НОД «Путешествие на остров Спортус». 

Работа с родителями

Мастер - класс по изготовлению поздравительных открыток к Новому году.

Пед.гостиная. Консультация педагога - психолога «Как способствовать развитию внимания будущего  ученика»

Музыкальный руководитель Семейные муз.головоломки .«Скрипичный ключ»

Январь

Дидактические игры с часами «Когда это бывает», «Школьная форма для куклы Кати»

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

НОД «Мой безопасный дом»

Чтение и беседа по произведениям  Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин « Моя работа»

Рисование «Зимние забавы на школьном дворе»

Аппликация «Школьный класс»

Конструирование  «Школьные парты»

Слушание  песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

НОД «Ключи от форта Боярд»

Подвижные игры «Удочка» «Угадай, что делали» «Не оставайся на полу» 

Работа с родителями

Изготовление макета «Класс»

Рассказы родителей о своих профессиях.

Совместный поход с родителями на лыжах.

Пед. Гостиная «Подготовка детей к школе»

Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

Диалоги с психологом «Идём в школу»

Педагог по ИЗО «Пластилинография» мастер - класс.

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия  в ФОК встреча со штангистом

Февраль

Консультация «Готовим руку к письму»

Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

С/Р игра «Первый класс»

Составление рассказа по картине «В школу»

НОД « Защитники Отечества» к 23 февраля

Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

Рисование «Богатыри земли русской»

Аппликация «Корабли русского флота»

Конструирование из бросового материала «Военная техника»

Слушание муз. произведений из цикла «Времена года». Аудиозапись  «Первоклассник -новичок» слова В. Федоровой
Музыка Е. Стихина

Встреча с выпускниками нашего детского сада, рассказ их о спортивных секциях.

 Совместное мероприятие  «Папа, мама, я - спортивная семья»

НОД «Морские учения»

  Подвижные игры «Два мороза», «Скакалки»

Работа с родителями

Поделки для выставки «Военная техника»

Совместное мероприятие на коньках

«Весёлая Масленица»

Пед. гостиная для родителей будущих первоклассников.

«Скоро в школу»

Консультация педагога - психолога «Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников»

Инструктор по физической культуре  презентация «Стадион в квартире» 

Март

Беседа "Экскурсия в мир театра"

Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

С/р игра «Школа»

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

НОД  "Экскурсия в мир театра"

  

НОД «Путешествие по волшебной стране»

Чтение рассказов. К. Драгунская «Когда я была маленькая»

М. Зощенко. «Не надо врать»

 Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

Аппликация «Букет цветов»

Конструирование «Цветы» (бросовый материал)

Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов 

НОД «Мы волшебники»

Подвижные игры «Пожарные на ученье» «Кто первый через обруч к флажку» 

Совместное  образовательное мероприятие «Народный разгуляй»

Работа с родителями

 Педагогическая гостиная. Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

Шесть правил адаптации ребенка к школе. Педагог - логопед « Игры для развития речи»- семинар практикум

Стенгазета «Моя мама самая, самая….»

Мастер - класс педагога по ИЗО «Рисование крупой»

Апрель

Презентация "Экскурсия в краеведческий музей"

Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»

НОД «Скоро в школу мы пойдём»

Заучивание стихотворения  «Что ждет меня в школе?» Автор: В.Моруга
Рисование
«Весеннее настроение»

Аппликация «Веточка мимозы»

Конструирование «Космический корабль»

Слушание аудиозаписи «Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов
Музыка: Станислав Стемпневский

НОД «Путешествие на сказочную планету» 

 Подвижные игры «Море волнуется» «Эстафета с мячами» 

Работа с родителями 

Мастер - класс по изготовлению макета «Космодром» Пед.гостиная. Советы родителям будущего первоклассника

«Какие знания должны быть у будущего первоклассника»

Советы педагога - психолога «Подготовка к школе. С чего начать»

Родителям на заметку «Комната первоклассника»

Май

Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.

С/р игра «Мы пешеходы»

Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам»

Познавательно-игровой досуг «Я - первоклассник»

  НОД «Родина моя»

Чтение  рассказа Автор: В.Кодрян  «В школу»

Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница»

Сергей Махотин «Во папа дает!»

Рисование «Я будущий школьник»

Аппликация «Моя школьная форма»

Конструирование «Школьный  ранец»

Слушание и пение «На урок» музыка  и слова В. Топильницкого

Игры -эстафеты  первоклассниками

Подвижные игры «Перемена» «В здоровом теле — здоровый дух»

 Подвижные игры «Перемени флажок» «Передай мяч» 

Работа с родителями 

Пед. гостиная .Советы психолога родителям будущих первоклассников «Идём в школу с радостью»

Памятка родителям первоклассников:

«Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе»

Итоговое мероприятие «Скоро в школу мы пойдём»

Отчёт

Реализация проекта «Скоро в школу» предлагает формирование единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, предав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

В рамках проекта разработан и осуществлен перспективный план. План предоставляет собой систему взаимодействия воспитателей, учителей и родителей по вопросам готовности ребенка к школе. Совместные встречи, практикумы для родителей «Ребенок на пороге школьной жизни» организованные с участием воспитателей, учителей, педагога-психолога, педагога -  логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя были направлены на построение преемственных связей, обеспечивающие:

- эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе;

- профилактику психологических трудностей у ребенка в адаптационный период;

- осознание родителями значения родительской позиции при формировании психологической готовности ребенка;

- повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.

Особое место занимала игровая деятельность детей. Организация сюжетно — ролевой игры «Школа», «Первый класс» помогла детям осваивать «мир вещей» (школьные принадлежности), «мир людей» (взаимоотношение между сверстниками, ребенком и учителем); обогащала социальный опыт будущего первоклассника.

Воспитателями  были сделаны дидактические игры: «Готов литы к школе», «Расшифруй слово», «Сложи узор», «Кубики для всех», «математика», «Составь предложения», «Читаем по буквам», «Читаем предложения», «Цепочка слов», «Забавные истории», «»Числовые домики», лото «Считаем и читаем», домино «Первоклассники», «Школьные принадлежности»; были оформлены альбомы «Здравствуй школа», «Мы дружим со школой», «Мои родители учились в школе», «Профессии наших родителей», которые систематизировали и расширяли представления детей о школе, сформировали позитивное отношение к обучения в школе, уважительные дружеские отношения детей друг к другу.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В целях повышения психолого-педагогической культуры родителей и для организации тесного сотрудничества в данном направлении была создана «Педагогическая гостиная» для родителей будущих первоклассников.

Данная форма интересна тем, что тематика мероприятий «Педагогической гостиной» может варьироваться в зависимости от потребностей, проблем и запроса родителей. В работе гостиной принимали  участие различные специалисты ДОУ: воспитатели, узкие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования по изодеятельности, музыкальный руководитель,  педагог-логопед, учитель школы и родители воспитанников. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников образовательного процесса, создают положительную эмоциональную и доверительную атмосферу «Педагогическая гостиная» дали возможность родителям сориентироваться в педагогической литературе и пособиях; обогатили воспитательный опыт родителей.

Разнообразные совместные с родителями и детьми игры, мероприятия,  походы на лыжах, коньках, турниры, собрания в нетрадиционной форме, «Мама, папа, я — спортивная семья»:помогли взрослым отказаться от жесткой оценки по поводу интеллектуальной и личностной неготовности ребенка к школе; способствовали формированию познавательного общения взрослых с детьми; создали атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. Развитие мотивов учебной деятельности осуществлялось в системе разнообразных форм и методов работы с детьми:

экскурсии в школу, посещение класса, музея, библиотеки, спортивног зала школы, ФОКа, тренажорного зала, выставочного зала «Радуга», посещение краеведческого музея, драматического театра, встреча с учителем и проведение им урока; совместные развлечения с первоклассниками «Праздник букваря», спортивные игры - эстафеты с выпускниками нашего детского сада, беседы «Хочу ли я в школу», чтение художественной литературы, стихотворений, пословиц, поговорок на  школьную тематику; выставка рисунков, фотографий, картин. В результате проделанной работы была показана презентация для родителей «Скоро в школу», было проведёно совместное мероприятие выпускной бал.

  Результат проекта

 Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей, воспитанников, организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности. Проект «Скоро в школу» позволил решить такую важную  проблему, как  помочь детям подготовится к поступлению в школу, повысить результативность по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста; повысилась активность участия родителей в проведении совместных мероприятий с детьми и учителями школы;  наблюдается достаточно высокий уровень благополучной адаптации детей к школьной жизни; оформлен методический и практический материал, создан проект  и презентация «Скоро в школу», организован выпускной бал. Нами накоплен очень ценный опыт, которым мы готовы поделиться. Данный проект был положительно оценён родителями, педагогами  ДОУ

Литература:

1.Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009;

 2.Алямовская   В.Г.  Как воспитать здорового ребенка. М., 1993

 3.Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986

4.Анохина И.А. О методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6-7 лет. Дошкольник. Образование. Школа. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Ульяновская области в 2006-2007 учебном году.с.31, Ульяновск 2006.

5.Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей-М.: Дрофа,2005. - 256с.

6. БезрукихМ.М., Филиппова Т. А. Азбука: Для подготовки детей  к школе. - М.: «Ювента», 2001-176с.

 7. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. - М: Знание, 1994.

 8.  Венгер А.А. «Как дошкольник становится школьником» Д,В 1995

 9.   Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.

 10.  Венгер Л.А., Эльконин Д.Б. «Особенности психического развития детей     6-7 летнего возраста» М. 1988г.

 11.  Владер Ю.М. «Готов ли ваш ребенок к школе»

 12.  ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера  

13. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.:Владос,1999.

14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - Питер, 2004

15. Гуткина Н.И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.

17.Иванова Н. П.Нравственная готовность дошкольника к школе. Дошкольник. Образование. Школа. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Ульяновская области в 2006-2007 учебном году с.15. Ульяновск, 2006.

18.Иванова Н.П. Методические рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. - Ульяновск, ИПК ПРО, 2004.

19. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению» М.1991

20. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.

21. Лисина М.И., Кангелла Г.И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе» М.1985

22. Мониторинг в детском саду (программа «Детство») Авторы: Бабаева Т.И. / Гогоберидзе А.Г. и др.Издательство: Детство-Пресс, 2011

 23.Морозова Л.Д. Что такое детское проектирование // ж  «Ребенок в детском саду» № 5, 2009;.

24. ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008,  №9/2008,  №9/2011,  М – МЦФЭР Ресурсы

25. Серова Л.И. «Диагностика психологической готовности к школе»

26. Соломенникова  О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое  пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: под. ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия,2000.

28. -ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008,  №9/2008,  №9/2011,  М – МЦФЭР Ресурсы

29. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники и развлечения. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

30.Швайко Г.С. -Игры и упражнения по развитию речи - М: Просвещение, 1990.

31. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...

Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"

В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...

Подборка дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей подготовительной к школе группы

Подборка направлена на развитие общих представлений о множестве, совершенствование навыков колличественного и порядкового счета в пределах 10, познакомить со счетом в пределах 20; закрепление умения с...

Проект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Россия – родина моя!»

Проект   по познавательному   развитию  в подготовительной к школе группе  общеразвивающей направленности на тему:  «Россия – родина моя!»...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...