Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Легченко Надежда Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gotovim_ruku_k_pismu.docx203.58 КБ

Предварительный просмотр:

  Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 18»

_________И.В. Мухтарова

№____от «     »_________2018г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

        дополнительного образования        

социально-педагогической направленности

«ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

на 2018-2019 учебный год

группы компенсирующей направленности «Бабочка»

(возраст обучающихся 6-7 лет)

Воспитатели: Легченко Н.В.

                             Короткова К.Н.

 

Кружковая работа   проводится один раз в неделю во вторую половину дня по 30 минут.

( в свободное от обучения время)

Содержание

1. Целевой раздел образовательной программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………....3

1.2. Новизна программы…………………………………………………………………………………………………………………………….4

1.3. Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………………………....4

1.4. Цели программы………………………………………………………………………………………………………………………………..8

1.5. Задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………………...9

1.6. Принципы построения программы…………..……………………………………………………………………………………………....10

2.Содержательный раздел программы

2.1. Отличительные особенности программы........................................................................................................................................................11

2.2. Формы и методы работы……………………………………………………………………………………………………………………...11

2.3. Условия реализации программ...…………….……………………………………………………………………………………………….11

2.4. Ожидаемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………………………12

2.5. Способы проверки результатов освоения программы «готовим руку к Письму» ……………………………………………………….14

2.6. Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 6 до 7 лет…………………………………………………………………16

2.7. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………………………………………………………………..17

2.8. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………………………………………………………………...18

2.9. Учебно-тематический план и  содержание программы……………………………………………………………………………………..20

2.10. Методическое обеспечение………………………………………………………………………………………………………………….35

3. Информационное обеспечение программы……………………………………………………………………………………….37

2

1.1. Пояснительная записка 

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе.                                        

       Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

       Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

       В нашей группе  дети с ОНР и  уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у них у всех   разный, но мы как педагоги  должны  дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу. Проанализировав ситуация в группе, было определено, что для детей  

с ОНР необходимо проводить дополнительные упражнения, занятия на развитие мелкой моторики, которые будут

3

способствовать развитию уверенности у детей в своих возможностях, научат их быть более развитыми интеллектуально, у них разовьются познавательные интересы, речь, внимание, память и другие психические процессы.

1.2.  Новизна программы.

       Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.

1.3.  Актуальность.

      Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОНР  дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

     Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество  разнообразных бытовых и учебных действий.

      Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится  контроль  за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок,

имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты

4

память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные

трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение

 тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти

и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в

дошкольном  возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

       Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых». Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика! Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные  потешки: «сорока - белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М. Кольцовой.

      Не зря немецкий философ  И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

      Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький:

«… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

     

5

 В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

 Работа по развитию мелкой моторики должна начаться   до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в дальнейшем  поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

      Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения  возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

      Программа направлена  на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей,  расширение кругозора, развитие речи, мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствует  развитию мелкой  моторики рук и высших корковых функций (память,

внимание, речь,  мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Педагогическая целесообразность:

  • Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

6

  • Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет  важное  значение  для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
  • Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще интеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию речи,  мелкой моторики рук.
  • Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

      В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

      Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления  психико-физического здоровья.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать,

7

у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.

       Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок.  Поэтому работа по подготовке  ребенка к обучению письму должна начинаться, до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.     

  1.4.  Цели программы:  

  1. Развивать:
  • мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических  заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.;
  • индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
  • зрительно – моторную координацию;
  • познавательные  процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
  • чувство ритма посредством ритмических рисунков;
  • пространственную ориентировку.

8

  1. Сформировать умения:
  • ориентироваться в пространстве листа, листа в клетку, строки;
  • умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.);
  • навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • устойчивую мотивацию к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
  1. Воспитать:
  • интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
  • организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
  • трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;
  • заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
  • положительное отношение к письму.

 

1.5.   Задачи программы:

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация,
  • аналогия).
  • Увеличить объем внимания, памяти.
  • Развивать речь.
  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для  праворуких, так и для леворуких  детей.

9

  • Сохранение здоровья.
  • Тренировать тонко-координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
  • Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций, ориентировки на
  • Микроплоскости.
  • Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
  • Учить соблюдать  во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно
  • держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
  • Способствовать развитию психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

1.6 . Принципы построения программы:

  1. Принцип  деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с  учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
  3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
  4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а  личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

10

2.1. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых

педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

2.2 . Формы и методы работы:

  • Дидактические игры и игровые упражнения.
  • Занимательные задания и игры-соревнования.
  • Изобразительная и творческая деятельность.

                                 -наглядный метод обучения и метод практических действий.

                                 -ориентировочно-исследовательская деятельность.

                                 -методы проблемно-поискового характера.

                                 -моделирование и кодирование информации

2.3.  Условия реализации программы.

  1. Систематическое проведение занятий.
  2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
  3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  4. Сотрудничество педагога с семьей.

11

Сроки реализации программы «Готовим руку к письму» -1 год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы  6– 7 лет.

По количеству детей – фронтальная.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительность занятий для детей   – 30 минут.

Занятия предполагают практическую часть.

 

2.4.  Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

  • правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
  • гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  •  правила работы с тетрадью;
  • правила работы с ножницами.

Воспитанник будет уметь:

  • правильно сидеть за столом во время письма;
  • правильно располагать рабочую тетрадь;
  • правильно держать карандаш и ручку;
  • проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
  • проводить линии в разных направлениях;
  • обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;
  • ориентироваться на плоскости и решать логические задачи

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи  через:

  • Развитие коммуникативности;

12

  • Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
  • Развитие наблюдательности;
  • Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие инициативности и самостоятельности.

 Воспитанник способен проявлять:

  • Усидчивость при выполнении работ;
  • Эмоциональную отзывчивость;
  • Доброжелательность.

       Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию следующих интегративных качеств ребенка:

  • у ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности;
  • самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
  • способен самостоятельно действовать;
  • в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
  • умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

13

2.5. Способы проверки результатов освоения программы «готовим руку к Письму».

            Формами подведения итогов являются:  промежуточная и итоговая диагностики.

      Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется

педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на

занятиях, выполняемых ими заданий.

      Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого

ребенка.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится использованием:

  • методики Е.В. Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7

лет» Москва, 2009г.,

  • графических диктантов Д.Б. Эльконина,
  • монометрического теста «Вырезание круга»

Рекомендуемые задания для диагностики

  1. Развитие мелкой моторики
  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы

выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

  • «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);
  • Завязывание шнурков разной величины
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
  1. Ориентировка в пространстве
  • Продолжить узор по клеточкам
  • Д/И «Найди, где спрятано?»

14

  1. Срисовывание образца
  • задания на листе бумаги в клетку, в линейку
  • дорисовывание  второй половины рисунка (зеркальной отражение)
  1. Штриховка
  • выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

  1. Графический диктант.
  • графический диктант по словесной инструкции

  1. Вырезание ножницами.
  • Вырезание силуэта предмета
  • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга,

изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов.

Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 50-

60 баллов.

Средний уровень – есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь,

сумма баллов от 26 до 49 балла.

Низкий уровень – задание не выполнено, сумма баллов от 15 до 25 баллов.

15

2.6.  Характеристика возрастных особенностей воспитанников

от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. Д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. П. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

16

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех  в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией

(собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.»

2.7.  Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие:

  • различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

  • способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
  • способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .

Формирование элементарных математических представлений:

  • владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
  • решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
  • ориентируется в пространстве и на плоскости;
  • определяет временные отношения.

17

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
  • выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
  • знает правила поведения в природе и соблюдает их.

2.8.  Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

18

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Наиболее важным достижением детей  в данной образовательной области является овладение композицией  (фризовой, линейной, центральной)  с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

19

2.9. Учебно-тематический план и  содержание программы

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-2

 

ДИАГНОСТИКА

   

     3.

Тема «Овощи»

1.Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

2.Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4.Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор.

4.

Тема «Ягоды»

1.Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй « «Травка»

«Этот пальчик «

2. «Фигурка из палочек « (корзинка для ягод).

3.Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор

Октябрь

     1.

Тема «Грибы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка», «За грибами»

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4.Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек,

найти грибок среди других предметов».

5. Рисунок по образу из лёгких геом. Фигур.

6. Дорисуй узор.

20

2.

Тема «Одежда и обувь»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Варежки, сапожки,

крючки».

2.Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4.Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

5.Работа с бросовым  материалом (украсить одежду,

обувь).

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

3.

Тема «Домашние животные»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Повстречались»,

«Лошадки' «Овечки» «Собака» «Кошка» «Коза»

2. Фигурки из палочек (кошка).

3. Работа с перловкой (телёнка по контуру).

4. Работа со штампами.

5. Дорисуй узор

4.

Тема «Домашние птицы»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка».

2.Работа с гуашью (желтой гуашью кончиками

пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм).

 3.Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и

выложить его рисом)

4. Самомассаж гранеными карандашами.

5. Дорисуй узор

5.

Тема «Игрушки»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».

2.Игра с фасолью (выложить по контуру).

3.Раскраска – игрушки. 

21

4.Графический диктант – машинка.

5. Плетение игрушки из разноцветной проволоки.

6. Дорисуй узор

Ноябрь

1.

Тема «Наша Родина»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей».

2. Фигурки из палочек (солнце).

3.Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок).

4.Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами

определить предмет).

5.Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

6. Дорисуй узор.

2.

Тема «Школа и библиотека»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы писали,

колокольчик».

2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)

3. Графический диктант.

4.Игра (с закрытыми глазами сложить пирамидку).

5. Выложить буквы и цифры горохом.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3.

Тема «Дикие животные»

1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок», «Ёжик».

2. Фигурки из палочек (ёжик).

3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Дорисуй узор.

4.

Тема: «Осень»

1. Пальчиковая гимнастика: «Осень».

2. Фигурки из палочек «Грабли».

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев).

22

4. Самомассаж с шариками.20

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Дорисуй узор.

Декабрь

1.

Тема «Зимующие птицы»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Голуби» «Воробьи».

2.Работа с мелкими геометрическими фигурами

(птичка).

3.Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками).

4. Ниткография (зимний лес).

5. Дорисуй узор.

2.

Тема «Строительные профессии»

1.Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке».

2.Фигурки из палочек (дом и ворота).

3.Игра (загадать загадки, выложить отгадки по

образцу)

4.Самомассаж с шариками.

5. Работа с трафаретами – штриховка.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края

3.

Тема «Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка).

3. Обрывание (игрушки для ёлочки).

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку

4.

Тема «Музыкальные

инструменты»

1.Пальчиковая гимнастика: «Гармошка». Инструменты» 2.Фигурки из палочек (балалайка, барабан)

3.Разрезные картинки «Игрушки».

4. Графический диктант.

23

5. Самомассаж с шишками.

6. Дорисуй узор.

Январь

1.

Тема «Зимние забавы»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком» «Снеговик».

2. Фигурки из палочек (санки).

3. Работа с рисом (зимний пейзаж).

4. Самомассаж с шарами.

5.Дорисуй узор.

2.

 Тема «Семья»

 

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Моя семья « «Кто приехал».

2.Фигурки из палочек (рожица, очки).

3.Работа с манкой (кончиком пальцев на манке

нарисовать весёлого человека).

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра « Пианино».

6. Дорисуй узор.

3.

 Тема «Мебель»

 

1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол».

2. Фигурки из палочек.

3. Работа с рисом и горохом – рассортировать.

4.Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

5.Игра (с закрытыми глазами среди нескольких

мягких игрушек выбрать 2 одинаковые).

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Февраль

1.

Тема «Почта» («Профессии»)

1.Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Почтовый  ящик»

2.Фигурки из палочек (конверт).

24

3.Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать

открытку).

4. Оригами (конверт).

5. Дорисуй узор.

2.

 Тема «Наш город»

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох» «Колодец».

2.Фигурки из палочек (башня, дом).

3.Фигурки из веток (здание детского сада, план группы).

4. Работа с камушками (дорога и машины).

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Дорисуй узор.

3.

Тема «Защитники отечества»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцымолодцы».

2.Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3.Работа с рисом (салют на синем картоне).

4.Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке».

5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ).

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4.

Тема «Зима»

1.Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз».

2.Игра: «Разложи льдинки по формочкам».

3.Работа с ватой (снежные сугробы).

4.Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка

по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

Март

1.

Тема «Мамин праздник»

   

 

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка, тюльпан».

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы).

3. Плетение (бант на коробку).

25

4.Аппликация «Цветы» (вырезывание из сложенной

гармошкой бумаги).

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

2.

Тема «Наша пища»

1.Пальчиковая гимнастика: «Пирог».

2. Работа с горохом и рисом – рассортировать.

3.Графический диктант.

4. Лепка «Пицца».

5. Разрезные картинки – «Продукты питания».

6. Дорисуй узор.

3.

Тема «Посуда».

1.Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли».

2.Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка).

3.Ласковые пальчики «Чудесный мешочек».

4.Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.).

5.Игра с горохом (выложить любую чайную посуду).

6.Дорисуй узор.

4.

Тема «Весна»

 

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик».

2. Работа с бумагой (скатывание) «Дождик лей».

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком).

4. Ниткография (краски весны).

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Апрель

1.

Тема «Животные жарких стран»

1.Пальчиковая гимнастика: «Черепаха», «Слон».

2.Работа с камушками (слон по контуру).

3.Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

4.Работа с бросовым материалом (любимое животное)

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

26

2.

 Тема «Космос»

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

2.Фигурки из палочек (звёздочка, ракета).

3.Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо).

4.Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).

5.Работа с фасолью (счет).

6.Дорисуй узор.

3.

Тема «Перелётные  птицы»

1.Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде».

2.Фигурки из веточек (стайки птиц).

3.Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами

рассортировать бабы и горох).

4. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией) «Лебедь».

5. Дорисуй узор.

4.

Тема «Транспорт»

1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

2.Игра «Выложи машину» (пуговицы).

3. Обводка по точкам «Транспорт».

4.Обрывная аппликация «Самолёт».

5. Дорисуй узор.

5.

Тема «Откуда  хлеб пришёл?»

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь».

2. Фигурки из палочек (мельница).

3. Ниткография (колоски).

4. Работа с пшеном (хлеб).

5. Самомассаж с гранёным карандашом.

6. Тестопластика (крендельки).

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

27

Май

1.

Тема «День победы»

 

1. Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты». 

2. Фигурки из палочек (танк, флажок).

3. Ниткография (вечный огонь).

4.Работа с катушками (памятник павшим солдатам).

5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении.

2.

Тема «Цветы»

1.Пальчиковая гимнастика:»Цветки, мак, хризантемы»

2.Фигурки из палочек (кактус, ваза).

3.Обвести рисунок по точкам (тюльпан).

4. Работа с тычками (полевые цветы).

5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • аппликация
  • графические упражнения
  • графический диктант (работа в тетрадях в клетку и линию)
  • игры и действия с предметами
  • рисование, раскрашивание
  • работа с бумагой, оригами
  • приемы самомассажа

28

Раздел «Пальчиковая гимнастика»

      Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают

их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На

пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается  на

самочувствии,  улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего

тонуса.

      Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и

укрепления мышц руки.

      В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем

самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительно-моторную координацию.

Раздел «Лепка»

В процессе деятельности дети изображают предметы действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

29

Раздел «Аппликация»

      Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение,

учатся пользоваться клеем и ножницами.

      Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по

прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в

том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При

объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и

побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов

вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети

должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

      Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для

дошкольников это трудно, требует скоординированности  движений.

Раздел  «Графические упражнения»

      Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и

легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно

соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и

четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При

прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение

свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с

наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности

движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические  упражнения.

30

      Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это

будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см

Раздел «Графический диктант»

      Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого  к сложному. Учитывая возрастные особенности  дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия  занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

     На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

     В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

31

Раздел «Игры и действия с предметами»

      Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные

по размеру, материалу, фактуре, структуре.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под

строгим контролем взрослых.

Раздел «Рисование, раскрашивание»

     Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

     Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

32

Раздел «Работа с бумагой, оригами»

      Предназначен для развития точных движений и памяти. Этому помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Раздел «Игровой самомассаж».

     Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

    Самомассаж выполняется в течение 5 – 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

   Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

   Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны

постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до

автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть

трудности технической стороны письма

33

 Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:

  • возраст, опыт детей, вид деятельности;        
  • сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;
  • соблюдение темпа и периодичности деятельности;
  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • постепенное усложнение заданий.

     

      Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых

структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня

упражнений, который будет получаться  и доставлять удовольствие.

  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстроиссякают.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу

34

2.10. Методическое обеспечение

Основная форма организации:

  • фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуальная работа.

 Методы обучения:

  • наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
  • словесный;
  • практический.

Приемы обучения:

  • игры;
  • упражнения;
  • работа по образцу;
  • практические задания;
  • решение проблемных ситуаций;
  • демонстрация иллюстраций;
  • беседа, рассказ.

Методическое и дидактическое обеспечение программы:

  • конспекты занятий;
  • картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
  • тематические иллюстрации;
  • таблицы, эскизы, схемы, алгоритмы, дидактические карточки, фотографии;
  • прописи, печатные листы с заданиями;
  • мультимедийные материалы.

Материальное обеспечение программы:

  • простой карандаш
  • ручка                                                                             35
  • цветные карандаши
  • альбом
  • тетрадь в клетку, в косую линейку
  • трафареты
  • шаблоны для обведения, вырезания
  • счетные палочки
  • пластилин
  • цветная бумага
  • картон
  • ножницы
  • клей
  • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, каштаны…)
  • природные материалы
  • соленое тесто
  • бусы, пуговицы
  • макароны различных видов и размеров
  • салфетки
  • массажные мячи
  • линейка
  • стеки
  • ленты и т.д

Виды контроля:

  • промежуточный;
  • итоговый 

Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.                                                      36

 3.  Информационное обеспечение программы:

  1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги. СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. – 192с.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
  3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ. 2006.88с.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  6. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
  7. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР, Приложение к пособию», 2010 «Развиваем графические навыки.
  8. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
  9. Грушина Л. В. – Мастерилка. Я дарю подарки-2008
  10. Грушина Л. В. – Мастерилка. Я устраиваю праздник – 2009
  11. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 2002.320с.
  12. Жукова Н.С. Пропись №1, №2, №3
  13. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.
  14. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд.

2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

  1. Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр /

сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.

  1. Кузнецова О.С., Мудрак Т. С., Мастерилка. Я строю бумажный город, 2009

37

  1. Лыкова И. А., Мастерилка. Я будущий скульптор, 2008
  2. Лыкова И. А., Мастерилка. Я вырезаю из бумаги, 2008
  3. Лыкова И. А., Мастерилка. Я собираю гербарий, 2008
  4. Лыкова И. А., Мастерилка. Я делаю аппликации, 2008
  5. Лыкова И. А., Мастерилка. Я леплю из пластилина, 2009
  6. Лыкова И. А., Мастерилка. Я создаю поделки, 2008
  7. Майорова Ю.А.Поделки из соленого теста и пластилина. Серия «Идеи для творчества» / сост.Ю.А.Майорова.- Нижний Новгород, «Доброе слово», 2011
  8. Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. Сада/ Светлана Мусиенко,

Галина Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.

  1. Парамонова Л. А., Мастерилка. Я учусь изобретать, 2008
  2. Проснякова Татьяна, Забавные фигурки. Модульное оригами, 2010
  3. Сталл К., Мастерилка. Я украшаю дом, 2009
  4. Сталл К., Мастерилка. Я встречаю новый год, 2009
  5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  6. Уотт Фиона – Энциклопедия юного художника, М.: «Робинс», 2010
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997

38

Список детей  группы компенсирующей направленности «Бабочка»,

 посещающих  кружок по социально-педагогической направленности

«ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Девочки

Мальчики

1.

Ксюша Б.

1.

Артём П.

2.

Ира З.

2.

Валера Ч.

3.

Маргарита Н.

3.

Артём А.

4.

Лиза С.

4.

Тимофей Д.

5.

Вика С.

5.

Андрей Е.

6.

Юля К.

6.

Никита П.

7.

Артём Л.

8.

Семён М.

9.

Арсений Н.

10.

Артур М.

11.

Артём Н.

12.

Данил Ч.

39

Диагностическая карта

Ф.И.

ребенка

Развитие мелкой

моторики рук

Ориентирование

в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезание

ножницами

Копирование образца

Штриховка

Графический

диктант

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

Ксюша Б.

с

с

н

с

с

с

2.

Ира З.

с

с

с

с

с

с

3.

Рита Н.

с

с

с

с

с

с

4.

Лиза С.

с

с

с

с

н

с

5.

Вика С.

н

н

н

н

н

н

6.

Артём П.

н

н

н

н

с

с

7.

Валера Ч.

с

с

с

с

с

с

8.

Артём А.

с

с

с

н

с

н

9.

Тимоша Д.

с

с

н

с

с

н

10.

Андрей Е.

н

н

н

н

н

н

11.

Никита П.

н

с

н

н

с

н

12.

Артём Л.

н

н

н

н

н

н

13.

Семён М.

н

н

н

н

с

с

14.

Арсений Н.

н

н

н

н

н

н

15.

Юля К.

н

н

н

н

н

н

16.

Артур М.

н

н

н

н

н

н

17.

Артём Н.

с

н

н

н

н

н

18.

Данил Ч.

н

н

н

н

н

н

Общий показатель

В – 0%

С – 44%

Н – 56%

В -  

С -

Н -

В – 0%

С – 44%

Н – 56%

В –  

С -

Н -

В – 0%

С – 28%

Н – 72%

В -

С -

Н -

В – 0%

С – 33%

Н – 67%

В -

С -

Н -

В – 0%

С – 50%

Н – 50%

В -

С -

Н -

В – 0%

С – 39%

Н – 61%

В -

С -

Н -

«н» - начало года;   «к» - конец года                                                                                                                                                                                              40

Рис.1 Динамика уровня развития мелкой моторики рук

41

Рис.2 Динамика уровня ориентировки в пространстве

42

Развитие графических навыков

Рис.3 Динамика уровня копирования  образца

                   

43

Рис.4 Динамика уровня штриховки

44

Рис.5 Динамика уровня графического диктанта

45

Рис.6 Динамика уровня вырезания ножницами

46

Табель посещаемости кружка "Весёлая аппликация"

п/п

Ф.И. ребёнка

Сентябрь

   Октябрь

  Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3

н

4

н

1

н

2

н

3

н

4

н

5

н

1

н

2

н

3

н

4

н

1

н

2

н

3

н

4

н

1

н

2

н

3

н

1

н

2

н

3

н

4

н

1

н

2

н

3

н

4

н

1

н

2

н

3

н

4

н

1

н

2

н

1.

Ксюша Б.

2.

Ира З.                                                                          

3.

Рита Н.                                                                            

4.

Лиза С.                                                                            

5.

Артём А.

6.

Артём П.

7.

Артём Л.

8.

 Вика С.

9.

Валера Ч.

10.

Никита П.

11.

Тимоша Д.

12.

Андрей Е.

13.

Семён М.

14.

Арсений Н.

15.

Юля К.

16.

Артур М.

17.

Артём Н.

18.

Данил Ч.

47

Приложение 1

Игровой самомассаж.

      Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

     Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков

пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие

поглаживания или встряхивание рук.

Растирание ладони.

  • «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки - ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

  • «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

  • «Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.                                                        48

Растирание пальцев.

  • «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

  • «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх - вниз.

Ножик должен острым быть. Чтобы чистил нам морковку

Будем мы его точить, и картошку на готовку.

  • «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно -

Очень толстое оно.

Растирание предплечья

  • «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

  • «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем, а затем обратно стянем.

  • «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Вышли гуси на луга, щиплют травку: - Га – га - га!

49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«Чудеса своими руками»Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 годаАвтор-составитель: Сердюко...