Главные вкладки

    Игры для налаживания контакта с детьми
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Трубицына Наталья Сергеевна

    Первая младшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_nalazhivaniya_kontakta_s_detmi.docx24.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для налаживания контакта с ребенком.


    Где-то на свете есть садик такой.
    Бегают дети весёлой гурьбой. 
    А милые куклы на стульях сидят, 
    Лишь Покемоны в руках у ребят. 
    Кены и Барби на вилах и в саунах 
    И телепузики с лицами даунов. 
    Что будет на этой планете, 
    Если играть не научатся дети: 
    В добрую маму, трудягу-отца, 
    В доктора, плотника или певца? 
    Ведь от того, во что дети играют, 
    Всё же зависит, кем они вырастают...

    Известно, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.

    Развитие эмоционального общения со взрослым

    Прежде чем приступить собственно к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры.

    С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками.

    Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

    Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

    При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность:

    1. знакомство;
    2. игры с использованием игрушек и предметов;
    3. контакт руками;
    4. телесный контакт. Не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»).

    Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

    Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

    Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

    В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

    В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

    В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

    Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать непосредственно образовательную деятельность с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.

    Педагог!

    Помни, от тебя зависит многое -

    И атмосфера в группе, и настрой ребят,

    Ты не смотри на них глазами слишком строгими,

    Простой улыбки от тебя они хотят.

    Отдай им сердце, не скупись на милосердие.

    Ведь для добра на свете создан человек.

    Господь оценит твой талант, твоё усердие -

    И в душах детских ты останешься навек!

    «Дай ручку!»

     Ход игры:

    Педагог протягивает руку ребёнку: Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

    «Привет! Пока!»

    Ход игры:

    Педагог машет рукой, здороваясь. Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется педагог машет рукой. Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    «Хлопаем в ладоши!»

    Ход игры: 

    Педагог хлопает в ладоши со словами: Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.

    «Хлопушки»

     Ход игры:

     Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним. «Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!» «Ладушки». Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Кашку поели,бражку попили! Ш-у-у-у, полетели, на головку сели!» (На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша).

    «Лови мячик!»

    Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

    Ход игры: 

    Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры. Кати мячик! On! Поймала мячик! Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

    «Платочек»

     Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

    Ход игры:

    Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Наденьте платок себе на голову со словами: Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу накиньте платок ему на голову. Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка.

    «Ку-ку!»

    Оборудование: кукла Петрушка.

    Ход игры:

    Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

    «Сорока - белобока»

    Ход игры:

     Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с большого. При словах «и этому дала» пощекочите ладошку ребёнка. «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, и этому дала: ты, сынок, ещё мал, я тебе каши дам».

    «Коза рогатая»

    Ход игры:

    Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец, получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка. «Идет коза рогатая, идет коза бодатая, Ножками топ-топ! глазками хлоп-хлоп: Кто каши не ест, кто молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю!»

    «Выдувание мыльных пузырей».

    Ход игры:

     Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

    «Прячем мишку».

    Ход игры:

     Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте.

    «Собираем игрушки».

    Ход игры:

     Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, Мы игрушки собираем и на место убираем».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком....

    Развитие эмоционального общения игры для налаживания контакта с ребёнком.

    Жизненный успех, самореализация — важные составляющие счастья.Все начинается с первых дней жизни. А может быть, даже и раньше... Как относятся к малышу самые близкие его люди и в первую очередь — мама...

    Игры адаптационного периода, игры для налаживания контакта

    Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой...

    Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

    Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию...

    Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

    Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию ...

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    игры для налаживания контакта с ребенком...

    Консультация для воспитателей:"Игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста "

    Материал содержит игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации....