Главные вкладки

    Консультация для воспитателей:"Игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста "
    консультация (младшая группа)

    Чайникова Людмила Афанасьевна
    Материал содержит игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    Группа кратковременного пребывания детей 3-го года жизни

    ГБДОУ 43 Невского района

                                                                                             Воспитатель: Чайникова Л.А.

                                    Развитие эмоционального общения  ребенка с взрослым

    Прежде чем приступить собственно к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры.

    С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками.

    Обычно маленькие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

    Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

    При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность:

    1. знакомство;
    2. игры с использованием игрушек и предметов;
    3. контакт руками;
    4. телесный контакт. Не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»).

    Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

    Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

    Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

    В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

    В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

    В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

    Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать непосредственно образовательную деятельность с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.

    Без сомнений:         игра – вещь полезная,
    игра с педагогом – вещь очень полезная,
    игра с родителем – вещь особо полезная!

                                                                        Дай ручку!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

    – Давай здороваться. Дай ручку!

    Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

    Привет! Пока!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

    – Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

    – Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

    При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

    – Пока! Пока!

    Затем предлагает малышу попрощаться.

    – Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    Хлопаем в ладоши!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

    – Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

    Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

    Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

    – Давай похлопаем в ладоши вместе.

    Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

    Ку-ку!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

    Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

    Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

    – Ой! Кто это там прячется? Кто там?

    Затем Петрушка показывается со словами:

    – Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

    Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

    Хлопушки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

     
    Детка хлопать так умеет,
    Своих ручек не жалеет.
    Вот так, вот так-так,
    Своих ручек не жалеет!
    Лови мячик!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

    Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

    Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

    – Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

    Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

    – Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

    Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

    Петрушка

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

    Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

    – Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет!

    Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

    – Давай здороваться! Дай ручку!

    После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

    – Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

    Котёнок

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

    Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

    – Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.

    Давай погладим котёнка – вот так.

    Действие сопровождается стихотворением:

     Киса, кисонька, кисуля! —
    Позвала котёнка Юля.
    Не спеши домой, постой! —
    И погладила рукой.
    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    Тушки-тутушки!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

     Тушки-тутушки!
    Сели на подушки.
    Пришли подружки,
    Столкнули с подушки —
    Бух!
    Шарик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

    Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

    – Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

    После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

    – В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал – вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

    Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

    Солнечный зайчик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

    Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.

    – Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает – прыг-скок!

    Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

    – Потрогай зайчика – вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает – поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке – не достать!

    Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями – дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

    Платочек

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

    Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

    Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

    – Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

    Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу – накиньте платок ему на голову.

    – Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

    После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

    Тритатушки – три-та-та!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

    – Тритатушки – три-та-та! Тритатушки – три-та-та!

    Прятки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большое одеяло или плед.

    Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

    В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места – под стол, в шкафы и т. д. – со словами:

    – Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

    Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции – напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

     

    Коготки-царапки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

    Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

     
    У белого котенка
    Мягкие лапки.
     

    На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы – котенок «выпускает» коготки-царапки.

    Но на каждой лапке
    Коготки-царапки!
     

    Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

    Киса, Киса! Брысь!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить – при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

    – Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят – «Киса! Киса!» – держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» – быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!

    Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника – ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.

    Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.

    По ровненькой дорожке!

    Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

     
    По ровненькой дорожке,
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам,
    По ухабам, по ухабам,
    Прямо в яму —
    Бух!
     

     

    Качели

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

    – Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели!

    Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей – покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

    – Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

    Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей – вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

    Часики

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

    – Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!» – Давай поиграем в часы!

    Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов – осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

    – Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

    Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, – часики могут тикать медленно и быстро.

    Догоню-догоню!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

    – Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

    Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить – дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка – обнимает его, тормошит.

    Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать – попробуйте в другой раз.

                                                                              Ладушки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

    – Давай похлопаем в ладоши – вот так.

     Ладушки-ладушки!
    – Где были?
    – 
    У бабушки!
    – 
    Что ели?
    – Кашку!
    – 
    Что пили?
    – 
    Бражку!
    Кашку поели,
    Бражку попили!
    Ш-у-у-у, полетели,
    На головку сели!
     

    Коза рогатая

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями. Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец – получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.

     Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая,
    Ножками топ-топ!
    Глазками хлоп-хлоп:
    «Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодаю,
    Забодаю, забодаю!»
    Сорока-белобока

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями. Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

     
    Сорока-белобока
    Кашку варила,
    Деток кормила:
    Этому дала, этому дала,
    Этому дала, этому дала,
    А этому не дала:
    Ты, сынок, мал,
    Нам не помогал,
    Тебе каши не дадим.
     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

       В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

    Интерактивная спортивная игра «Вместе с папой!» с детьми раннего возраста (в помощь воспитателю).

    Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Интерактивная спортивная игра «Вместе с папой!» для воспитанников группы раннего возраста,...

    Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

    Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию...

    Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

    Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию ...

    консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....