Роль формирования словаря в дошкольном возрасте.
статья (старшая группа) на тему

Иванова Наталия Сергеевна

Основные задачи словарной работы в методике развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovarya.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль формирование словаря в дошкольном возрасте.

   В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.

   Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.

    Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А.Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.

   В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота: «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».

   В работах К.Чуковского, Л.Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец, ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом. Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.

   В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.

  Средством выразительности речи являются антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (т.е. обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т.п.). развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…». С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т.д.

   Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.

    В активный словарь входит, прежде всего, общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх – драматизациях и т.д.                                                        Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.

   Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей дошкольного возраста

Информация будет полезна воспитателям как для самообразования, так и для размещения какого-то фрагмента в родительском уголке....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности

Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....

Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой...

«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»

Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...