Народное творчество как средство нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте
статья на тему

Шилова Надежда Михайловна

Приобщение детей к народным истокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад»

Статья – тема «Народное творчество как средство нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте»

                                                    Заведующий МКДОУ          Н.М.Шилова

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что на фоне сложных социально-экономических и политических изменений, происходящих в стране, все отчетливее приходит осознание важности роли духовно-нравственных ценностей в развитии нашего общества, воспитания подрастающего поколения на основе познания и освоения традиционной народной культуры. Народные традиции являются важным фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию нравственного опыта каждого члена общества. Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее.

Кроме того, новая образовательная ситуация характеризуется усилением этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества.

Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на нравственную и эмоциональную стороны личности, оживляет педагогический процесс. Поэтому основной задачей педагога является как можно раннее пробуждение в ребёнке любви к родной земле, закладывание важнейших черт русского национального характера: порядочности, совестливости, способность к состраданию и др.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги занимались исследованием данной проблемы: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания, необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры.

Несмотря на обозначенную актуальность в реальной образовательной практике все более отчетливым становится противоречие между важностью нравственного воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью теории нравственного воспитания детей средствами народного творчества, организации данного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс нравственного воспитания дошкольников посредством их приобщения к народному творчеству.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания дошкольников посредством их приобщения к народному творчеству.

Цель, объект и предмет настоящего исследования обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1. На основе анализа научной литературы раскрыть особенности процесса нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте.

2. Рассмотреть народное творчество, как область воспитательных воздействий в дошкольном образовательном учреждении.

3. Разработать программу нравственного воспитания дошкольников средствами народного творчества.

4. Экспериментально апробировать разработанную программу и оценить ее эффективность.

Раскрывая теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами народного творчества, мы исходили из определения Светланы Акимовны Козловой, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственного поведения и чувств, высокого сознания в соответствии с принципами и идеалами морали.

В ходе анализа научной литературы был сделан вывод о том, нравственное воспитание осуществляется эффективно только как целостный процесс педагогической, отвечающей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: отношений, деятельности, общения с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Результатом целостного процесса выступает формирование цельной нравственной личности, в общности ее нравственных чувств, совести, сознания, нравственной воли, привычек, навыков, общественно ценного поведения. Центральной базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного переживания, эмоционального ощущения реальных нравственных взаимодействий и отношений

К категории средств нравственного воспитания дошкольников относятся изобразительное искусство, художественная литература, музыка, собственная деятельность (труд, игра), природа и т.д.

Но одним из самых значимых средств выступает народное творчество. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Так, одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Многочисленные обычаи и традиции также можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества проходит во все возрастные периоды: ранний возраст, младший, средний и старший дошкольный возраст.

Общеизвестно, что в каждом возрастном этапе развитие дошкольника есть свой круг образов, эмоций, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

Таким образом, в плане приобщения детей к истокам русского народного творчества можно выделить следующие приоритеты в воспитании:

- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа;

- использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.;

- формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. 

В контексте третьей задачи исследования нами была разработана программа нравственного воспитания дошкольников средствами народного творчества.

Специфика данной программы состоит в возможности ее интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.

Формы взаимодействия педагога с детьми в рамках программы:

1. Организационная деятельность с детьми (1 раз в неделю):

  • ознакомление с предметным миром;
  • устное народное творчество;
  • декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
  • народные игры и хороводы;
  • ознакомление с историей Руси, Москвы.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Приоритетными направлениями, реализуемыми в работе с детьми являются:

- создание атмосферы национального быта;

- широкое использование фольклора;

- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

- знакомство с народным искусством;

- знакомство с русскими народными играми;

- знакомство с историей России.

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, мы максимально использовали:

  • культурное пространство села (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
  • предметно–развивающую среду;
  • расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
  • знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
  • знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями села мира во всем его многообразии.

Таким образом, мы рассмотрели реализацию программы нравственного воспитания дошкольников средствами народного творчества. Обратимся теперь к выявлению её результативности.

Следуя логике исследования, в контексте 4 задачи был проведён педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной программы.

Педагогический эксперимент, проводимый на базе МКДОУ «Краснянский детский сад» Новохоперского района Воронежской области показал:

во-первых, воспроизводимость разработанной программы;

во-вторых, устойчивую позитивную динамику результатов по всем выделенным критериям. Наблюдается положительная динамика в освоении традиций русского народа и нравственных норм старшими дошкольниками. Различия в характеристиках экспериментальной группы за период эксперимента значимые (уровень усвоения народных традиций и осознания детьми нравственных норм существенно повысился).

Таким образом, полученные результаты в экспериментальной группе могут служить доказательством эффективности представленной программы нравственного воспитания старших дошкольников средствами народного творчества, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...