План работы по самообразованию на 2018\2021 учебные года. «Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»
методическая разработка на тему
Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования детского фольклора в развитии речевой культуры детей в условиях реализации УМК и разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2018-2021gg._mustafina_g.v.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 338»
Ново-Савиновского района г. Казани.
План работы по самообразованию
на 2018\2021 учебные года.
«Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»
Мустафина Гульфия Вазыховна
Воспитател первой
квалификационной категории
План по самообразованию по теме: «Роль татарского детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО»
на 2018-2019 уч.год
Актуальность:
В наше время наблюдается процесс упрощения богатого татарского языка, исчезают его красота, образность. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Важнейшим источником развития речи, речевой культуры детей являются произведения устного народного творчества. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. В нем находится ключ к пониманию возрастной психологии детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: “добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант”. Следующие выражения тоже относятся к нему: “Когда Ваш ребенок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали сказки. И это воспоминание согреет ему душу”. Поэтому очень важно в развитии детей, чтобы они каждый день слушали народные песенки, колыбельные, потешки, народные сказки. С помощью поэзии достигается эмоциональный контакт. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Осваивая его красоту, лаконичность, приобщаются к культуре своего народа. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования детского фольклора в развитии речевой культуры детей в условиях реализации УМК и разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС ДО.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы (УМК):
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Проявление творческого потенциала
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
- Подготовить материал (провести) для педагогов по теме: ШПО для молодых педагогов: Консультация «Татарский фольклор, как средство развития коммуникативных качеств, музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста; Практическое занятие по речевому и социально – коммуникативному развитию «Мой друг - Колобок!»
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Формировать умение внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
- Заучивать потешки.
- повышение компетентности в вопросе нравственного воспитания детей
- Создать условия для воспитания творчески развитой личности с высокими нравственными и этическими нормами на национальных культурных традициях татарского и других народов (предметно-игровая развивающая среда, отвечающая современным требованиям и способствующая развитию самостоятельной игровой деятельности)
- Развивать речь, опираясь на склонность к подражанию. Быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное: использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
Форма самообразования: индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. ООД.
3. Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа.
7.Мониторинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Создать картотеку произведений устного народного творчества
-Тематические альбомы: «Детский фольклор», «Уйный-уйный үсәбез”, “Календарные и тематические праздники”.
-Модель приобщения детей к детскому фольклору.
-Дид.игры «Назови сказку», “Милли ашлар”, “Авазлар белән уеннар”, “Әдәлелек дәресе”.
-Картотека народных подвижных и хороводных, малоподвижных игр
-Картотека словесных игр.
-Картотека хороводных игр по УМК.
-Сюжетные картинки к произведениям татарского народного фольклора.
-Атрибуты к играм: (маски, медальоны, схемы).
Участвуя в конкурсе языковой среды пополнить новыми дидактическими материалами.
-Приобрести национальные костюмы и предметы для ряжения.
-Аудиозаписи сказок, песен для слушания и разучивания с детьми.
Работа с детьми
Сентябрь Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности. Октябрь “Сомбелә” бәйрәме Прослушивание аудиозаписей татарских сказок. ШПО для молодых педагогов «Практическое занятие по речевому и социально – коммуникативному развитию «Мой друг - Колобок!» Ноябрь Изучение материалов по теме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Разучивание колыбельной песни: «Элли-бэлли итэргэ…» Декабрь “Нардуган” бэйрэме. Изготовление атрибутов к с/р играм «Закружился хоровод». Знакомство детей с татарскими хороводными играми. Январь Подбор дидактических игр. Разучивание татарской народной игры «Тимербай» Февраль “Туган тел” бэйрэме. Конкурс чтецов. Использование элементов татарского орнамента в рисовании, аппликации. (НОД, РХПД «Узор на тюбетейке») Пальчиковые игры на основе татарских потешек. Март Участие в развлечении «Карга боткасы» (“Нәуруз”) Взаимодействие с педагогическим коллективом: подготовка к проведению мастер – класса. Апрель Развлечение «Тукай в наших сердах». Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка» Май Организация образовательной деятельности в режимных моментах с требованиями ФГОС. Игровая деятельность детей в режимных моментах. Национальный праздник “Сабантуй” . |
Работа с родителями
Сентябрь-май
Оформление уголка для родителей «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел»
Проведение конкурсов и викторин, анкет.
Привлечение родителей к пополнению уголка мини-музея новыми экспонатами, к изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам
Совместное проведение мероприятий
Проведение досуга «Әниемнең җылы кочагы”
Проведение консультаций
-“Бала тәрбияләүдә халык авыз иҗаты әсәрләренең роле”
-“Әниемнең бишек җырлары”
Консультация для родителей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста»; «Народный фольклор в различных видах деятельности»
Самореализация
Сентябрь - май
Планирование дидактических игр и словесных упражнений ежедневно вне занятий.
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий, татарского фольклора по возрасту детей.
Сентябрь
.Р.Ягфаров «Татарский детский фольклор».
Октябрь
Зарипова З.М. Поликультурное воспитание детей старшего возраста
Ноябрь
Р.Файзуллина «Татарская поэзия и фольклор в детском саду».
Декабрь
Р.Ягфаров «Татар балалар фольклоры»,
Январь
Бабынина «Традиции разных культур»
Февраль
Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю, журнал “Дошкольное воспитание, 1988, №5
Март
Выпуск памяток для родителей. Памятки для родителей: «Играем дома и в детском саду».
Апрель
Проект «Татарский поэт-Г. Тукай», итоговое мероприятие: развлечение “Тукай в наших сердцах» (чтение стихов, драматизация сказки)
Май
Услуги интернет
Формы представления результатов самообразования.
Консультация для воспитателей по теме: « Татарский фольклор, как средство развития коммуникативных качеств, музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста».
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей: « Роль фольклора в развитии речи детей». Обмен опытом через Интернет.
План самообразования по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на 2019-2020 уч.год
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Цель проекта:
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи:
Воспитать чуткое отношение к народному творчеству;
Обогатить речь, воображение, чувства детей;
Приобщит к татарскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Развитие речи ребенка.
Формы работы
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3 Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
7.Изготовление папок передвижек
Работа с детьми.
Сентябрь
Знакомство с фольклором на тему «Семья» (разучивание пальчиковых игр, пословиц (« Әти - шикәр, әни – бал”), чтение и просмотр, слушание сказок “ Өч кыз”, “Ике кыз”.
Использование загадок на ООД
Загадки в режимных моментах.
Татарская игра «Утыр, утыр, Мәликә», « Кәрзиндә ниләр бар!?”
Октябрь
Музыкально-фольклорная игра «Төлке hәм тавыклар»
Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»
Чтение татарских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.
Ноябрь
Знакомство с фольклором на тему «Татарские сказки»
Настольно – печатные игры по народным сказкам.
Рисование по мотивам сказок.
Декабрь
Татарская народная подвижная игра «Чулмак уены»
Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животным
Январь
Театрализованная игра «Продаем горшки»
Лепка сказочных героев.
Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.
Февраль
Развлечение «Боз озату».
Рисование по мотивам потешек.
Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.
Март
Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель
Беседа с детьми «Приглашаем в гости к сказке»
Обыгрывание сказки «Куян кызы»
Май
Татарский народный праздник на улице «Наш веселый Сабантуй»
Работа с родителями
Сентябрь
-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
-Разучивание и проговаривание потешек.
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -
Октябрь
-Создание картотеки загадок.
-Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
-Досуг «Вечер загадок».
-Семейный конкурс «Отгадай загадку– нарисуй отгадку» .
Ноябрь
-Обустройство уголка ряженья с национальными костюмами.
-Создание библиотеки красочных книг с татарскими народными сказками.
-Театрализованная постановка сказок «Теремкэй» («Теремок»), «Шалкан» (Репка)
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
-Настольно-печатные игры по мотивам татарских народных сказок (разрезные картинки)
Декабрь
-Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».
-Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по татарской народной сказке «Куян кызы».
Январь
Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».
-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе татарских народных потешек)
Февраль
-Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
-Знакомство с пословицами и поговорками.
Март
Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
-Пополнить театрального уголка в группе.
-Знакомство с закличками, потешками о солнце.
- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Развлечение «Науруз»
Апрель
-Разучивание потешек, песенок,
-Консультация: «Почитай мне, сказку мама!
Май
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Формы представления результатов самообразования.
Консультация для воспитателей по теме: «Татарская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей: «Роль фольклора в воспитании ребенка». Обмен опытом через Интернет.
План самообразования по теме: «Использование татарского фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»» на 2020-2021 уч.год
Актуальность проекта:
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функции. В нем выражено представление народа о целях, задачах воспитания и даются советы по воспитанию детей.
Татарский фольклор играет очень важную роль при воспитании детей дошкольного возраста. С давних времен люди воспитывали любовь к родному языку. И на сегодняшний день актуальной является проблема обучения ребенка общаться на родном языке, воспитания любви к родному языку и фольклору. Татарский фольклор передавался из века в век и до сих пор не потерял свою важность, красочность и выразительность. Произведения татарского народа легко и эффективно воспринимаются детьми дошкольного возраста.
Татарский фольклор включает в себя произведения нескольких жанров: сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, мифы и легенды, народные игры.
Изучая татарский фольклор дети дошкольного возраста учатся не только правильно разговаривать, строить предложения, задавать вопросы, но и сами начинают сочинять сказки и рассказы. Пословицы и поговорки обогащают словарный багаж детей.
Народные сказки – самый любимый жанр у детей дошкольного возраста. Через сказки дети узнают об истории татарского народа, его обычаях и традиции, знакомятся с животным миром, природой и открывают для себя интересных новых героев фантастических сказок. Читая народные сказки, мы учим детей различать добро и зло, сопереживать героям сказок, воспитываем любовь и бережное отношение к природе.
Пословицы и поговорки татарского народа являются эффективным средством воспитания и развития детей дошкольного возраста. Они несут ярко выраженный нравственно поучительный характер.
Загадки являются не менее важным средством развития детей. Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, находить сходства и различия предметов. Отгадывание загадок тренирует у детей такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Немалое значение имеет возможность посредством загадок открывать перед ребенком явления окружающего мира. Разгадывание загадок – это прекрасное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят.
Татарские народные песни имеют особую роль в передачи традиции народа детям. Главное назначение народных песен – привить любовь к прекрасному. С первых дней жизни мы прививаем любовь к родному языку через колыбельные песни.
Татарские народные игры, как один из жанров фольклора, развивают детей физически, интеллектуально и эстетически. Играя в народные игры у детейформируется уважительное и заинтересованное отношение к родному народу и его традициям. В татарских народных играх много юмора, шуток и задора. Они вызывают активную работу мысли, расширяют представления детей об окружающем мире.
Цель проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к татарской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви и добра воспитание патриотизма.
Задачи:.
- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
-развивать познавательный интерес к народным традициям и праздникам татарского народа.
- знакомить детей с потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками.
- привлечь внимание детей к татасркой народной культуре;
- познакомить детей с народными промыслами.
Ожидаемые результаты проекта:
-Воспитание толерантной, цельной, духовно-нравственной, творческой ребенка, готовой к интеграции в обществе с мотивацией на личности уровне возраста к традициям семьи и других народов;
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
-Знание истории татарского народного костюма, головных уборов.
-Использование атрибутов в самостоятельной деятельности.
-Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Работа с детьми.
Сентябрь
Знакомство с национальной кухней, разучивание пословиц (« Ипи – зур байлык »), чтение, просмотр сказок («Кем н әрсә ярата!?») настольный театр, народная игра «Ак калач».
Октябрь
Посуда – знакомство с национальной посудой, с предметами народного быта, народные игры («Чүлмәк сатыш », «Кашык кабып йөгерү»)
Ноябрь
Одежда – подвижные игры «Түбәтәй », «Читекче », слушание сказки «Башмаки», народной песни «Ак калфак », знакомство с национальной одеждой.
Декабрь
Игры - знакомство с татарскими народными играми «Түбәтәйле”, “Кәрия-Зәкәрия”, “Читәнме-бүзме” и др.
Январь
Народные праздники. рассматривание иллюстраций, разучивание закличек , прибауток (« Кояш чык », «Яңгыр яу »), просмотр презентаций
Февраль
Сказки – чтение, слушание аудио сказок, просмотр татарских сказок, драматизация, кукольные и настольные театры.
Март
Татарская народная подвижная игра «Серый волк»
Учить детей составлять рассказ по пословице с использованием иллюстраций.
Апрель
Познакомить детей с музыкально-фольклорными играми.
Сюжетно-ролевая игра «Челтэр элдем читэнгэ»
Заучивание наизусть колыбельной песни «Шома бас»
Май
Посещение татарского национального театра совместно с родителями.
Праздник «Наш веселый Сабантуй!»
Работа с родителями:
Сентябрь-май
Участие родителей в проектной деятельности.
Октябрь
Изготовление атрибутов к национальному празднику «Сомбелэ»
Декабрь
Изготовление атрибутов к национальному празднику «Нардуган»
Февраль
Подготовка детей к конкурсу чтецов.
Апрель
Участие совместно с детьми в выставке рисунков «Моя любимая сказка»
Май
Посещение татарского национального театра совместно с детьми.
Ожидаемые результаты:
- обогащенные знания детей;
- создание системной работы на целый год;
- распространение опыта работы (выступление на педсовете, на метод. объединении).
Формы представления результатов самообразования.
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через народный фольклор».
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей: «Игры для развития общения и коммуникативных навыков».
Обмен опытом через Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми на тему «Развитие логического мышления, коммуникативных качеств дошкольников через экологическое воспитание» ( 2ая младшая группа).
планы занятий на учебный год....
Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...
План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»
Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитии коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»
Цель кружка: Познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре татарского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному т...
План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...