"Полезная гимнастика мозга"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Витязь Людмила Ивановна

В статье изложена практика использования кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznaya_gimnastika_mozga.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

                    «ПОЛЕЗНАЯ ГИМНАСТИКА МОЗГА»

                                                           Л.И.Витязь

воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г.Лесосибирск, Россия

В статье изложена практика использования кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ.

Работая с группой детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, обратила внимание, что у них отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Эти проблемы натолкнули меня на поиск эффективных средств, методов для развития умственных способностей и физического здоровья детей.

Существует такая наука-кинезиология, которая позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, выявить скрытые возможности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, развивать психические процессы у детей ОВЗ: память, внимание, мышление; активизировать работу мышц глаз, дыхательную мускулатуру; мелкую и крупную моторику; речь.

Эти упражнения мы с детьми назвали «гимнастика для мозга». Гимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Эти упражнения облегчают все виды обучения и эффективны для интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности.

 Данные упражнения использую частью утренних гимнастик, динамических пауз и гимнастик после сна, или перед совместной деятельностью с детьми, настраивая их на плодотворную работу. Для эффективности результата соблюдаю определённые условия: упражнения провожу ежедневно, без пропусков, в доброжелательной обстановке, стоя, в ходьбе, сидя за столом. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов, поэтому прежде чем познакомить детей с новым комплексом, сама отрабатываю каждое упражнение. Большую часть материала предлагаю детям в стихотворной форме. Ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти. Постепенно увеличиваю время и сложность упражнений, учу выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя вместе.

 Кинезиологические упражнения просты, забавны, полезны, практически не требуют дополнительного времени для их проведения.

 Длительность каждого комплекса-2 недели. Комплекс включает в себя следующие кинезиологические упражнения:

Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)

 «Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и вы начали таять. Сначала «тает» и повисла голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, сгибаются колени, мягко падаете на пол и изображаете лужицу воды. Расслабьтесь. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

1.Упражнение «Фонарики» Руки направлены вверх. Пальцы одной руки сжаты. Пальцы другой руки выпрямлены. По сигналу происходит смена положения рук.

«Фонарики зажглись» – пальцы выпрямлены.

«Фонарик погас» - пальцы одной руки сжаты.

«Фонарик зажёгся» -пальцы другой руки выпрямлены.

2. «Колечко»

«Пальчики перебираем и колечки получаем»

Самый сложный вариант игры для детей-обратные колечки.

«Ожерелье» Ожерелье мы составим-Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Самомассаж проводится в игровой форме и детям очень нравится. Сначала провожу самомассаж с простым речевым материалом и движениями, затем усложняю – обращаю внимание на автоматизацию звуков и точность движений.

«Я – зверек» -Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.

- Я – зверек, и ты – зверек, Я – мышонок, Ты - хорек,

Ты хитер, а я умен. Кто умен, Тот вышел вон!

«На границе» (дифференциация звуков «Ш – Ж»)

Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.

- Жу – жу – жу – я границу сторожу.

- Ши – ши - ши- зашуршали камыши.

- Жу – жу – жу – я в дозоре хожу.

- Ши – ши - ши – спите сладко малыши.

- Шо – жо –шо – спать спокойно хорошо.

 3. «Кулак-ребро-ладонь» -снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания.

Чередуем кисти в трёх положениях: ладонь на плоскости,

-ладонь, сжатая в кулак,

-ладонь ребром на плоскости стола,

-распрямлённая ладонь на столе.

Выполняем сначала правой рукой, затем-левой, потом-двумя руками вместе. Ребёнок может самостоятельно произносить инструкцию синхронно со всеми.

 «Лягушка-хочет-в пруд»

 «Лягушке-скучно-тут»

4. «Лезгинка» -снятие мышечного напряжения рук, улучшение внимания и самоконтроля.

«Любим ручками играть и лезгинку танцевать»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно сменить правую и левую руку. (6-8раз)

5. «Ухо-нос-хлопок» - улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Заяц-коза-вилка»

«Заяц» - вытяните вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижмите большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10). 

«Коза» - вытяните вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижмите большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10). 

«Вилка» - вытяните вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставьте врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

7. Зеркальное рисование. На листе бумаги начнём рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

1. «Перекрёстное марширование» Шагаем, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделаем 6 пар движений. Затем, шагаем касаясь рукой одноименного колена. Сделаем 6 пар движений. Закончим касаниями по противоположной ноге. «Любим мы маршировать: руки, ноги поднимать».

2. «Колено-локоть» Стоя. Поднимите и согните левую ногу в колене, локтем правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторим упражнение 8–10 раз.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

1. «Глаз-путешественник»

И.п. – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, который я назову.

2. «Глазки»

«Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать»

Попробуйте вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

3. «Глазки»

«Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг».

Глазами и выдвинутым языком делаем совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 4. «Глазки»

«Чтобы зоркими нам стать - нужно на глаза нажать»

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

1. «Дышим носом». «Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой» И.п.-  основная стойка

1) - правую ноздрю закройте указательным пальцем правой руки, левой делайте тихий, продолжительный вдох;

2) - как только вдох окончен, откройте правую ноздрю делайте тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 2. «Дыхание» «Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим».

И. п. - о. с.

1) - медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратите вдох и сделайте паузу длительностью 4с;

2) - плавный выдох через нос.

3. «Губы трубочкой». «Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать»

И. п. - о. с.

1) - полный вдох через нос, втяните живот;

2) - губы сложите «трубочкой», резко втяните воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3) – сделайте глотательное движение, как бы глотая воздух;

4) - пауза в течение 2-3 с, затем поднимите голову вверх и выдохните воздух через нос плавно и медленно.

4. «Свеча»

И. п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.

 А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в комнате. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Кинезиалогические упражнения благотворно влияют не только на работу головного мозга, но и всего организма в целом. Из наблюдений за детьми мною выявлены следующие результаты: у детей снизилась тревожность, они стали более спокойными и уверенными; улучшились навыки самообслуживания; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшается внимание, память. воображение.

Дети с большим удовольствием и интересом выполняют необычные задания-упражнения. Не требуется большого пространства для выполнения, не нужно прилагать много усилий в обучении упражнениям, а можно преподнести ребёнку как увлекательную игру. Играйте и вы, вместе с детьми, получайте удовлетворение и пользу.

Список литературы:

1.        Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

2.        Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3.        Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

4.        Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

5.Леонова Е, Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. Дошкольное воспитание №3,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

Методика "Гимнастика мозга"

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношения...

Гимнастика мозга.

 Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить ко...

Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре

В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Буклет для родителей "Игры полезные для мозга и развития"

В буклете представлена информация о эффективном использовании нейроигр для развития старших дошкольников"...