ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»
материал на тему

Кочергина Елена Владимировна

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !

Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало образования здания школы 1991 г. велась подготовительная работа по сбору и накоплению информации, экспонатов. Педагоги вместе с учениками занималась собирательной работой, они встречались с жителями д.Бирёво и д.Троицино, разговаривали, общались и те в свою очередь передавали в дар для школы предметы быта, посуду, мебель, предметы связанные с Вов, фотографии. В период с 1991 г. по 2007 г. было собрано много экспонатов, что послужило тому, чтобы в 2007 г. открыть в школе музей. В связи с реорганизациями школы в МДОУ – ДС №9 «ТОПОЛЁК» работа по музею не прекращалась и в 2018 г. наш музей, комната – музей, в новом обличие распахнула свои двери для родителей, детей, педагогов и гостей.  В настоящее время музей значительно вырос  и подготавливаются документы для получения официального свидетельства с присвоением номера краеведческого музея «С уважением к прошлому». : в нем представлено более 500. 

 

Задачи Музея

1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

2. прививать интерес к духовной культуре народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

3. формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;

4. воспитывать свободную и творческую личность, осознавшую свои корни, национальные истоки и свободную ориентироваться в современном мире.

 

В стенах музея в рамках приоритетного направления «Приобщение к истокам русской - народной культуры» и тематических дней с детьми проводятся занятия, экскурсии, беседы, квест игры.

 

Наш музей состоит из нескольких блоков - экспозиций разного времени.

 

1-й блок, экспозиция .

Уголок боевой славы «И помнит мир спасенный».

Уголок представлен стендом нашего земляка Героя Советского союза Крюковым Павлом Павловичем, который родился 15 декабря 1906 года в селе Бирёво, Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Жил в Москве, работал столяром, учился на Рабфаке. С 1932 года Павел Крюков в рядах Красной Армии.

Участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол, где сбил 3 самолёта врага. Был награждён орденом Красного Знамени.

 Штурман 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ). Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 1 самолёт противника.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС, командовал истребительной авиационной дивизией. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1956 года генерал - майор авиации П. П. Крюков - в запасе, жил в Москве. Умер 11 ноября 1974 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Суворова 2-й и 3-й степени, Kутузова 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

2-й блок, экспозиция .

«Орудия труда».

 

В экспозиции музея представлены следующие виды кустарного производства: орудия труда для изготовления обуви, инструменты для обработки дерева и т.д.

 

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

 

3-й блок, экспозиция

«Домашняя  утварь». 

 

Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель. Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

 

 

Краевед: 

Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

 

 

Краевед:

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

 

Краевед:

По праздникам стелили на стол нарядную скатерть, ставили самовар. Самовары за свою историю принимали самые причудливые формы. Их золотили, серебрили, чеканили. Чаепитие с медом, вареньем было любимым способом времяпрепровождения и неторопливых бесед.

 

Краевед: 

Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

 

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

 

Краевед:

Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании.

 

Краевед:

Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы, (один из них  здесь представлен). Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

 

Краевед:

Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку.

 

Краевед:

Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

 

Краевед:

Всем знакомо выражение "бить баклуши". А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло – "бить баклуши", т. е. заниматься безделицей. Деревянные ложки часто использовали как музыкальный инструмент.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеных корзин, лукошек, коробов.       

 

Краевед: 

Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

 

 

Краевед:

Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

 

Краевед: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

 

 

Краевед:

Старинный стул. В повседневной суете мы мало задаемся вопросом откуда возникли вещи, которые нас сейчас окружают. Например, стул - не имеем ни малейшего понятия откуда он взялся. Безусловно, стул возник для удобства, хотя это скорее всего пенек в первобытном обществе. 
На Руси, до правления царя Петра I, стул был олицетворением богатства и власти. Первоначально, стул имел только царь, который садился на него по торжественным случаям. Все остальные же сидели на лавках и на полу. 

 

4-й блок, экспозиция

«Советское  прошлого». 

 

Краевед:

Экспозиция представлена разными предметами советского прошлого.

 

До появления промышленных детских колясок русский люд пользовался колясками своего собственного производства – Кулибиных было полно! В основном это были деревянные коляски и коляски, плетенные из ивовых прутьев. Дерево и лоза были дешевым и доступным материалом, поэтому из него могли делать коляски бедные слои населения. 

 

С середины 70-х годов коляска стала доступна для всех. Количество стало соответствовать спросу. Поэтому в скверах, можно было увидеть множество отдыхающих родителей и бабушек с колясками разного вида. Достать можно было иногда через председателя райисполкома! А стоила примерно 49 рублей по тем временам.

В 1975 году на заводе "ДМЗ - Камов"  были созданы принципиально новые, удобные, легкие,  усовершенствованные детские коляски, получившие Знак качества и Золотую медаль ВДНХ. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам.  Ему поручается проведение испытаний всех видов колясок, производимых пятидесятью двумя заводами страны.  

 

Конечно же отслеживались и мировые тенденции, кстати, не без помощи коллег из ГДР, откуда поставлялись лучшие образцы колясок, которые можно было купить в СССР. Поэтому легкие складные коляски, в т.ч. и коляски -трости,  достаточно быстро появились и в советских магазинах.  Эти коляски были легкими, складывались как зонтики и умещались в багажнике машины, что было очень удобно.

 

Краевед:

В последнее время в жизнь современных школьников начинает возвращаться школьная форма. Многие родители поддерживают эту инициативу чиновников от образования, считая, что общий стиль в одежде не будет отвлекать от самого главного – усвоения материала. Ведь очень часто вместо того, чтобы внимательно слушать учителя, одноклассники рассматривают наряды друг друга и обсуждают их. Кроме того, родители учеников вспоминают собственную юность, когда все они носили школьную форму.

 

Школьная форма времен СССР не только приучала ребенка к аккуратности, дисциплинировала его, но и указывала на отсутствие классовых различий. Все дети были равны между собой. Во всяком случае, во время учебных занятий было невозможно продемонстрировать одноклассникам какую-то необычную вещь, которую с трудом достали своему чаду его родители.

 

Краевед:

Старинные предметы домашнего обихода хранятся сегодня не только как семейные реликвии, но также используются сегодня  в быту и являются экспонатами музеев,  предметами художественно-прикладного творчества. Народное творчество действительно очень разнообразно. Молодое поколение  проявляет  большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям. У людей появляется желание узнать, как жили, трудились, отдыхали  их предки, умели радоваться простым вещам. 

 Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_rmo_kochergina_e.v.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Использование современных образовательных технологий в условиях реализации Профессионального стандарта педагога»

ТЕМА: «Работа краеведческого музея

«С уважением к прошлому»

Воспитатель

1 квалификационной категории

Кочергина Е.В.

2018 г.

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !

Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало образования здания школы 1991 г. велась подготовительная работа по сбору и накоплению информации, экспонатов. Педагоги вместе с учениками занималась собирательной работой, они встречались с жителями д.Бирёво и д.Троицино, разговаривали, общались и те в свою очередь передавали в дар для школы предметы быта, посуду, мебель, предметы связанные с Вов, фотографии. В период с 1991 г. по 2007 г. было собрано много экспонатов, что послужило тому, чтобы в 2007 г. открыть в школе музей. В связи с реорганизациями школы в МДОУ – ДС №9 «ТОПОЛЁК» работа по музею не прекращалась и в 2018 г. наш музей, комната – музей, в новом обличие распахнула свои двери для родителей, детей, педагогов и гостей.  В настоящее время музей значительно вырос  и подготавливаются документы для получения официального свидетельства с присвоением номера краеведческого музея «С уважением к прошлому». : в нем представлено более 500.  

Задачи Музея

1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

2. прививать интерес к духовной культуре народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

3. формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;

4. воспитывать свободную и творческую личность, осознавшую свои корни, национальные истоки и свободную ориентироваться в современном мире.

В стенах музея в рамках приоритетного направления «Приобщение к истокам русской - народной культуры» и тематических дней с детьми проводятся занятия, экскурсии, беседы, квест игры.

Наш музей состоит из нескольких блоков - экспозиций разного времени.

1-й блок, экспозиция .

Уголок боевой славы «И помнит мир спасенный».

Уголок представлен стендом нашего земляка Героя Советского союза Крюковым Павлом Павловичем, который родился 15 декабря 1906 года в селе Бирёво, Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Жил в Москве, работал столяром, учился на Рабфаке. С 1932 года Павел Крюков в рядах Красной Армии.

Участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол, где сбил 3 самолёта врага. Был награждён орденом Красного Знамени.

 Штурман 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ). Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 1 самолёт противника.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС, командовал истребительной авиационной дивизией. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1956 года генерал - майор авиации П. П. Крюков - в запасе, жил в Москве. Умер 11 ноября 1974 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Суворова 2-й и 3-й степени, Kутузова 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

2-й блок, экспозиция .

«Орудия труда».

В экспозиции музея представлены следующие виды кустарного производства: орудия труда для изготовления обуви, инструменты для обработки дерева и т.д.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

3-й блок, экспозиция

«Домашняя  утварь». 

Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель. Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

http://festival.1september.ru/articles/606741/img2.jpg

Краевед: 

Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

http://festival.1september.ru/articles/606741/img3.jpg

Краевед:

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

Краевед:

По праздникам стелили на стол нарядную скатерть, ставили самовар. Самовары за свою историю принимали самые причудливые формы. Их золотили, серебрили, чеканили. Чаепитие с медом, вареньем было любимым способом времяпрепровождения и неторопливых бесед.

Краевед: 

Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

http://festival.1september.ru/articles/606741/img1.jpg

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед:

Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании.

 

Краевед:

Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы, (один из них  здесь представлен). Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

Краевед: 

Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку.

Краевед:

Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Краевед:

Всем знакомо выражение "бить баклуши". А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло – "бить баклуши", т. е. заниматься безделицей. Деревянные ложки часто использовали как музыкальный инструмент.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеных корзин, лукошек, коробов.       

Краевед: 

Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

http://festival.1september.ru/articles/606741/img6.jpg

Краевед:

Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

http://festival.1september.ru/articles/606741/img8.jpg

Краевед:

Старинный стул. В повседневной суете мы мало задаемся вопросом откуда возникли вещи, которые нас сейчас окружают. Например, стул - не имеем ни малейшего понятия откуда он взялся. Безусловно, стул возник для удобства, хотя это скорее всего пенек в первобытном обществе. 
На Руси, до правления царя Петра I, стул был олицетворением богатства и власти. Первоначально, стул имел только царь, который садился на него по торжественным случаям. Все остальные же сидели на лавках и на полу. 

4-й блок, экспозиция

«Советское  прошлого». 

Краевед:

Экспозиция представлена разными предметами советского прошлого.

До появления промышленных детских колясок русский люд пользовался колясками своего собственного производства – Кулибиных было полно! В основном это были деревянные коляски и коляски, плетенные из ивовых прутьев. Дерево и лоза были дешевым и доступным материалом, поэтому из него могли делать коляски бедные слои населения. 

С середины 70-х годов коляска стала доступна для всех. Количество стало соответствовать спросу. Поэтому в скверах, можно было увидеть множество отдыхающих родителей и бабушек с колясками разного вида. Достать можно было иногда через председателя райисполкома! А стоила примерно 49 рублей по тем временам.

В 1975 году на заводе "ДМЗ - Камов"  были созданы принципиально новые, удобные, легкие,  усовершенствованные детские коляски, получившие Знак качества и Золотую медаль ВДНХ. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам.  Ему поручается проведение испытаний всех видов колясок, производимых пятидесятью двумя заводами страны.  

Конечно же отслеживались и мировые тенденции, кстати, не без помощи коллег из ГДР, откуда поставлялись лучшие образцы колясок, которые можно было купить в СССР. Поэтому легкие складные коляски, в т.ч. и коляски -трости,  достаточно быстро появились и в советских магазинах.  Эти коляски были легкими, складывались как зонтики и умещались в багажнике машины, что было очень удобно.

Краевед:

В последнее время в жизнь современных школьников начинает возвращаться школьная форма. Многие родители поддерживают эту инициативу чиновников от образования, считая, что общий стиль в одежде не будет отвлекать от самого главного – усвоения материала. Ведь очень часто вместо того, чтобы внимательно слушать учителя, одноклассники рассматривают наряды друг друга и обсуждают их. Кроме того, родители учеников вспоминают собственную юность, когда все они носили школьную форму.

Школьная форма времен СССР не только приучала ребенка к аккуратности, дисциплинировала его, но и указывала на отсутствие классовых различий. Все дети были равны между собой. Во всяком случае, во время учебных занятий было невозможно продемонстрировать одноклассникам какую-то необычную вещь, которую с трудом достали своему чаду его родители.

 

Краевед:

Старинные предметы домашнего обихода хранятся сегодня не только как семейные реликвии, но также используются сегодня  в быту и являются экспонатами музеев,  предметами художественно-прикладного творчества. Народное творчество действительно очень разнообразно. Молодое поколение  проявляет  большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям. У людей появляется желание узнать, как жили, трудились, отдыхали  их предки, умели радоваться простым вещам. 

 Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО старших воспитателей "Проведение мониторинга в ДОУ"

Представленный материал направлен на освещение вопросов организации проведения мониторинга по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание материала для старших в...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Посещение краеведческого музея " На встречу с прошлым"

Посещение краеведческого музея"   На встречу с прошлым"...

Посещение Красногорского краеведческого музея "На встречу с прошлым"

Посещение Красногорского краеведческого музея "На встречу с прошлым" В рамкам плана мероприятий, Года культурного наследия народов России в 2022году, воспитанники подготовительной группы &qu...

Выступление на РМО старших воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольников посредством кружковой работы»

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, та...

Выступление на ГМО старших воспитателей «Документы, регламентирующие и обеспечивающие работу педагогов в рамках системы наставничества в образовательной организации»

laquo;Документы, регламентирующие и обеспечивающие работу педагогов в рамках системы наставничества в образовательной организации»...

Выступление на ГМО старших воспитателей «Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»

laquo;Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»...