Особенности профессиональной этики в системе образования
статья по теме

Карпенко Евгения Владимировна

Статья в журнале "Оригинальные исследовния"  №4 2018 год 

В данной статье даётся понятие профессиональной этики, обосновывается
значимость изучения профессиональной этики педагога. Кроме того, показана
взаимосвязь педагогического процесса и педагогической этики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oris_zhurnal.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

34
УДК-371.15
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Карпенко Евгения Владимировна
воспитатель первой категории
Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
г. Омска Детский сад №236,
Омск, ул. Космический проспект д. 55А, 644027
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет истории, философии и права
Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления
Магистрант
evgenialine@mail.ru
Научный руководитель Портнягина Елена Владимировна
Кандидат политических наук, доцент; зам.декана по заочному отделению факультета
истории, философии и права
«Омский государственный педагогический университет»
.
В данной статье даётся понятие профессиональной этики, обосновывается
значимость изучения профессиональной этики педагога. Кроме того, показана
взаимосвязь педагогического процесса и педагогической этики.
Ключевые слова: профессиональная этика, этика, система образования, профессиональная
этика педагога, образовательный процесс
FEATURES OF PROFESSIONAL ETHICS IN THE EDUCATION SYSTEM
Evgenia V. Karpenko
"Omsk state pedagogical University»
Faculty of history, philosophy, and law
Department of law, state and municipal administration
Undergraduate
evgenialine@mail.ru
Scientific Director Portnyagina E. V.

«Оригинальные исследования» (ОРИС) • № 4 • 2018 ores.su
35
Candidate of political Sciences, associate Professor; Deputy Dean of correspondence Department
of the faculty of history, philosophy and law
"Omsk state pedagogical University»
ABSTRACT
In this article the concept of professional ethics is given, the importance of studying of
professional ethics of the teacher is proved. Besides, the interrelation of pedagogical process and
pedagogical ethics is shown.
Keywords: professional ethics, ethics, education system, professional ethics of the teacher,
educational process

Введение
В современном мире на каждого педагога возлагается немалая ответственность,
которая заключается не только в том, чтобы обучать детей (то есть развивать их
интеллектуальные способности, помогать приобретать новые, ранее не доступные, знания
и умения), но и выпустить в «большой мир» целое поколение, которое придёт на смену
предыдущему. Именно поэтому действительно существенной и значимой частью всей
профессиональной культуры современного педагога может считаться профессиональная
этика [7, c. 207].
Так, педагог непосредственно участвует в непростом и многогранном процессе
воспроизводства понятий нравственности не только в индивидуальном порядке, но и
также, безусловно, через целый педагогический коллектив, родителей учащихся [4, c. 98].
Справедливо даже суждение о том, что учитель, преподаватель, вообще любой педагог
выступает как особый, уникальный носитель морали, имеющей место на данный момент в
социуме, имеющей значение для каждого по отдельности, а также для людей в целом. В
современном мире затрагивать проблемы этической стороны поистине важно, ибо
действительно качественно, грамотно, продуманно решать сложные задачи, которые
обусловлены преимущественно реформами и трансформациями, происходящими в
образовании, может только такой педагог, который является образцом, примером, и
могущий истинно восприниматься как высоконравственная личность. Так, соответственно,
культура и нравственность и делают, в целом, педагога личностью [3, c. 257].
Раскрыть каждому ученику, будь то школьник или дошкольник, красоту, научить
верно отличать добро от зла, гордость от спеси способен лишь такой преподаватель, чьи
нравственные устои и моральные установки практически безупречны, непоколебимы.
Педагогическая этика, по всей видимости, должна обращать особо пристальное внимание
на суть и специфику индивидуального нравственного сознания каждого преподавателя.
Стоит отметить, что в рамках педагогической этики освещается характер
нравственной деятельности преподавателя и, соответственно, нравственных отношений в
профессиональной среде, разрабатываются и выверяются основы педагогического этикета,
который есть суть совокупность специфических правил общения, которые
профессионально занимаются обучением и воспитанием, посвящают свою жизнь этому
труду [6, c. 174]. Нельзя не упомянуть и то, что морально-педагогический облик любого
педагогического коллектива справедливо может считаться одним из важнейших, главенствующих педагогических факторов, которые воздействуют на детей как
непосредственно, так и опосредованно, через конкретного педагога [14].
Итак, педагогический процесс, несомненно, базируется на взаимоотношениях с
детьми. Данные взаимоотношения придают буквально каждому «педагогическому
движению» особый личностный смысл, окрашивают преподносимый в рамках учёбы или
образовательного процесса неповторимой и широчайшей гаммой чувств, без которых
нельзя проникнуть вглубь детской души, невозможно научить без таких сложных
составляющих. Профессиональная этика педагога поистине важна в этом аспекте.
Цель исследования
Этическая составляющая, по мнению В.А. Сухомлинского, является неотъемлемой
составляющей педагогической деятельности, в частности, такого важного и
основополагающего ее аспекта, как воспитательная деятельность. Именно следуя
принципам этики, считал исследователь, можно осуществлять не просто деятельность по
обучению, но и по воспитанию учащегося, становлению его личности [6].
Этика как область знания основывается, прежде всего, на принципе вежливости.
Данный принцип имеет такие составляющие, как готовность коммуниканта к участию в
общении, стремление к бесконфликтному общению, уважение между субъектами
общения, принятие ими законов взаимодействия внутри определенной социальной
группы [12].
Педагогическая этика имеет свои уникальные особенности и принципы,
обусловленные целями и задачами педагогической деятельности.
Принципы этики педагога включают:
1. Профессиональный педагогический такт, проявляющийся в таких аспектах
деятельности субъекта, как внешний вид, речь и стиль общения, поведение, адекватное
восприятие обратной реакции собеседника, соотношение ее с уровнем когнитивных,
коммуникативных и нравственно-этических возможностей собеседника, умение
эффективно распределять свое время, следовать принятым в определенной социальной
группе правилам;
2. Профессиональная педагогическая культура, состоящая в том, чтобы адекватно
соотносить собственное поведение и поведение собеседника с общечеловеческой шкалой
моральных ценностей, следовать нравственной линии поведения, верно оценивать
действия и их мотивы, соответствующим образом регулировать поведение – сове и
собеседника (собеседников) [5; 8].
Работая в дошкольном образовательном учреждении, педагог вступает в общение с
коллегами, руководством, семьей воспитанников и, наконец, самими воспитанниками. В
соответствии со спецификой данного типа учебного заведения кодексы педагогической
этики отдельных ДОУ включают следующие требования:
- конфиденциальность; профессиональная компетентность; ответственность;
этическая и юридическая правомочность действий; квалификационная пропаганда
педагогики; установка на сохранение здоровья и благополучия воспитанника и его семьи;
своевременное информирование семьи воспитанника о направленности воспитательных
процессов и получаемых результатах [13];
- требования открытости, поддержки и сотрудничества внутри коллектива,
индивидуализации деятельности, сохранения здоровья, профессионализма педагогов и
высокого качества оказываемых ими услуг [11].
Исследователи отмечают, однако, что даже верно сформулированные, с учетом
особенностей деятельности воспитателя, принципы этики не всегда помогают педагогу
соответствовать этическим требованиям.
Результаты исследования
«Оригинальные исследования» (ОРИС) • № 4 • 2018 ores.su
37
В частности, в общении «педагог – воспитанник» исследователи [1; 2] отмечают
частое расхождение между желаемыми и реальными этическими установками по причине
чрезмерной размытости первых. Действительно, приведенные выше принципы
компетентности, ответственности, открытости, сотрудничества и т.п. не объясняют, какими
частными методами следует достигать соответствия общения этим принципам. В
результате общение «педагог – воспитанник» либо становится чрезмерно авторитарным,
либо попустительским. Для решения этой проблемы авторы предлагают следующее:
1) предельная конкретизация требований к поведению воспитателя: не грубить, не
демонстрировать надменности, равнодушия, выказывать. прежде всего, сочувствие
дошкольнику и т.д. [1];
2) не осознавать этических принципов «по отношению к кому-либо», как чего-то
внешнего, а принимать их, прежде всего, в отношении самого себя [1; 2].
В общении «педагог – коллеги / руководство» основной проблемой становится
неравенство статусов, подвергающее угрозе выполнение принципа сотрудничества.
Основными источниками называют бюрократизацию и формализацию современного
российского образования, а также их последствия [1, с. 9-12]. Работа над корректировкой
данных особенностей образования поможет справиться с данной проблемой.
Заключение
В общении «педагог – родители воспитанника» наблюдается типологически схожая
проблема: сотрудничество часто не реализуется в полной мере из-за формального
отношения одной или обеих сторон. Оптимальным выходом из проблемной ситуации
является создание общего образовательного коммуникативного пространства,
включающего таких коммуникантов, как ребенок, воспитатель и семья ребенка. Это
обеспечит и интеграцию этических принципов в целом, и реализацию некоторых из них, в
частности, информирования родителей о целях и результатах воспитания [7].
К сожалению, не каждый кодекс педагогической этики, составленный в отдельном
ДОУ, содержит обобщенные принципы, на которых основывается педагогическая
деятельность. Однако, будучи сформулированными, эти принципы указывают на общие
направления педагогической деятельности и индивидуальные направления деятельности
педагога дошкольного образования.


Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного
саморазвития / В.И.Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с.
2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Анализ
сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики / Д.А. Белухин. –
М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.
3. льБ ельтюкова, О.В. Профессиональная этика педагога / О.В. Бельтюкова. – М.: МГУ,
2018. – 258 с.
4. Бисембаева, Н.А. Сущность и содержание профессиональной этики будущего
учителя / Н.А. Бисембаева. – Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2016. – 100 с.
5. Макушева О.А. Профессиональная педагогическая этика современного
учителя / О.А. Макушева // Открытый урок. Первое сентября. – [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596929/ (дата обращения:
14.08.2018).
6. Похилько, А.Д. Нравственная культура педагога / А.Д. Похилько. – Армавир:
АГПУ, 2016. – 175 с.
7. Рогов, Е.И. Особенности профессиональных представлений учителей и
раздеудентов-педагогов / Е.И. Рогов. – Тамбов: Юком, 2015. – 208 с.

8. Сапожкова Л.П. Этика профессионального поведения в ДОУ / Л.П. Сапожкова
// Все для детского сада. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moidetsad.ru/konsultac/konsultac3084.html (дата обращения 14.08.2018).
9. Сариева А.Б. Понятие о педагогической этике и её задачи / А.Б. Сариева //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г.
Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2548/ (дата обращения: 14.08.2018);
10. Скрипова, Н.Е. Профессиональная этика педагога: перспективные
направления системы повышения квалификации / Н.Е. Скрипова. – Челябинск:
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников
образования, 2015. – 35 с.
11. Сучек И.В. Кодекс деловой этики ДОУ / Сучек И.В. // Maam.ru. –
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/kodeks-delovoiyetiki-dou.html (дата обращения 14.08.2018).
12. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет /
Н.И. Формановская. – 2-е изд. – М.: Издательство ИКАР, 2005. – 250 с.
13. Этический кодекс педагога / Сост. Перминова А.М. – Стерлитамак, 2015. –
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/eticheskiy-kodeks-pedagoga-dou-
649643.html (дата обращения 14.08.2018).
14. Lelugiene, I. The role of pedagogue‘s ethic competences to the pupils‘ socialization
at school / I. Lelugi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Кодекс профессиональной этики педагога дошкольного образования во взаимодействии с воспитанниками"

Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительноотноситься к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детямреализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания,форм...

«Особенности профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства».

О системе социально-правовой защиты материнства и детства.Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, ...

Статья "Этика в системе образования"

.В данной статье даётся понятие профессиональной этики, обосновываетсязначимость изучения профессиональной этики педагога. Кроме того, показана взаимосвязьпедагогического процесса и педагогической эти...

Кодекс профессиональной этики педагога дошкольного образования во взаимодействии с коллегами, администрацией и педагогическим сообществом.

Буклет "Кодекс профессиональной этики педагога дошкольного образования во взаимодействии с коллегами. администрацией и педагогическим сообществом"...

Кодекс этики профессиональной деятельности эксперта дошкольного образования

Данный материал предназначен для экспертов в области дошкольного образования...

Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования

Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...