«Особенности профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства».
статья на тему

Букина Валентина Николаевна

О системе социально-правовой защиты материнства и детства.

Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методика социально-правовой защиты ребенка»

Статья на тему

«Особенности профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства».

О системе социально-правовой защиты материнства и детства.

Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объектов, т. е. тех, на кого направлена защита [2,197].Наиболее важным объектом социальной защиты семьи является детство, поскольку именно в этот период формируются нравственные качества личности, и идет подготовка к полноценной жизни в обществе. Также в качестве объекта социально-правовой защиты необходимо рассматривать и материнство, так как часто интересы матери и ребенка совпадают, и защищая мать, предоставляя ей социальную помощь, поддержка оказывается и ее детям. В связи с этим большинство мер социальной защиты семьи направлены на детей и их матерей.

Социально-правовая защита семьи предполагает обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление различных социальных гарантий, позволяющих решить целый ряд социальных проблем семьи и детей.

Суть предоставляемых мер социальной поддержки семьи можно рассматривать двояко: как создание условий для развития семьи и детей, а также как охрану прав и законных интересов семьи и детей в случае их нарушения.

При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство»[2,198].

Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.

Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется(должна реализовываться) при помощи различных механизмов.

Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка.

Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Механизмы социально-правовой защиты можно разделить на 2 вида:

1. Обеспечение закрепленного права семьи на меры социальной защиты, к которым относятся следующее[4]:

- пенсионные выплаты (пенсия по потере кормильца и др.),

- социальные пособия (единовременные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка, не достигшего возраста 16 лет, на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву),

- субсидии на оплату жилья,

- льготы при получении мест детских дошкольных учреждениях, на приобретение лекарств и др.,

- компенсация части родительской платы за нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении,

- система социальных услуг (стационарных, полустационарных, надомных),

- срочная социальная помощь (натуральная и денежная),

- семейный (материнский) капитал.

Данный механизм реализуется в ходе деятельности специалистов социальных и иных учреждений и служб.

2. Восстановление нарушенных прав членов семьи при получении мер социальной защиты, которые в свою очередь подразделяются на:

- Юрисдикционный механизм, который представляет собой деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (органы актов гражданского состояния, суд, прокуратура, органы опеки и попечительства). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи [2,200].

- Неюрисдикционный механизм, который представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав [2,201].

Таким образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации.

Подводя итоги, можно сказать, что, социально-правовая защита материнства и детства – это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи. Данная социально-правовая защита может осуществляться как государственными структурами и органами власти, так и самими семьями.

Об особенностях профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства.

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.[3]

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, переживаемых Россией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защиты детей и подростков. Несмотря на разработанность правовой базы социальной защиты детства, материально-экономическая база ее столь недостаточна, что реализовать эти законы не представляется возможным.

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), т. е. утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умения их применения в труде, в общении, личной жизни.

Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник дол жен не только помогать семье, пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься, прежде всего, не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей - к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.

Список использованной литературы

1 Автономов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник /А.С. Автономова, Т.И. Виноградова, М.Ф. Замятина, Н.Л. Хананашвили. - М.: Фонд НАН, 2003. 420 с.

2. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 10. – С. 197 – 204.

3. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.

4. Справочная информация: «Размер пособий гражданам, имеющим детей» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс): [Электрон.рес.] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_83400/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Интеграция образовательной области «ТРУД» с другими образовательными областями

Зачетная работапо блоку: «Модернизация региональной системы образования»      ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Тема: Интеграция образовательной ...

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования».      ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной ...

«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»

Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей.Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ.Исследование удовлетворенности педагогов ор...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Особенности профессиональной этики в системе образования

Статья в журнале "Оригинальные исследовния"  №4 2018 год В данной статье даётся понятие профессиональной этики, обосновываетсязначимость изучения профессиональной этики педагога. К...

"Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО"

С введением ФГОС ДО произошел переход дошкольного образования на качественно новый уровень. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работ...

Государственная система охраны материнства и детства

Мини-проект "Государственная система охраны материнства и детства"...