«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию у детей интереса и любви к книге»
статья на тему

Соболева Ирина Александровна

Материал раскрывает опыт работы детского сада с семьями воспитанников по проблемам развития интереса к книге, возраждению традиции семейного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию у детей интереса и любви к книге»

Соболева Ирина Александровна – 

воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС №179 «Подснежник» г.о. Тольятти

          Дошкольное детство как период  человеческой жизни играет очень важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек , но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на состояние всей цивилизации.

       Заботливое отношение к окружающим – нравственное ценнейшее качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

       Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является книга, чтение.

       ФГОС ДО   нацеливает нас на содержание работы по формированию круга детского чтения как в детском саду, так и дома. Решение основных задач  психолого – педагогической работы зависит от того, насколько результативно и разносторонне сформируем мы у детей интерес к художественной литературе.  

     В процессе общения с книгой ребенок познает прошлое, настоящее, будущее мира. А главное-учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности, . Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Пожалуй, главная ее ценность- она дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать его форму и ритм.

    Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Литература – это искусство слова. Сложность и трудность его понимания заключается в том, что одно и то же слово  может выполнять разные функции – быть средством информации, сигналом, обозначающим то или иное явление и одновременно художественным образом, который рождается в контексте художественной речи. Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через её восприятие.

    Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга. От того как сложатся первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

    Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютер, телевизор, видео и т.д., дающих готовые слуховые и зрительные образы. Они вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение; ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Последствия этого: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

    Актуальность данной проблемы подтвердил опрос родителей, в результате которого выяснилось:

1.  Совместное чтение детской литературы происходит редко. Родители ссылаются на занятость, нехватку времени. 18% предпочитают аудиокниги.

2.    Интерес современных родителей собственно к чтению художественной литературы низкий, составляет 35% опрошенных.

3.    Многие родители не владеют выразительностью и эмоциональностью речи при чтении, что делает его (процесс чтения) скучным, монотонным, безынтересным для ребёнка .

4.  Покупая книги, родители не всегда задумываются, соответствуют ли они способностям ребенка как слушателя. При выборе художественного произведения зачастую отдают предпочтение своей интуиции, далее – тому, что им самим читали в детстве.

    Одновременно был проведен опрос старших дошкольников, который позволил сделать следующие выводы:

      - Из 39 опрошенных детей 75% детей предпочитают книге компьютерные игры, мультфильмы, комиксы;

     -  Особенно низкий интерес проявляют дошкольники к природоведческой литературе, поэтическим произведениям;

    -  Наиболее популярными в старшем возрасте оказались волшебные сказки «Сивка – Бурка», «Василиса Прекрасная» и др., произведения Н.Носова., Э. Успенского. В подготовительной группе дети предпочитают чтение с продолжением  А.Лингрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»;

     -  Устойчивый  интерес проявляют дошкольники к детским энциклопедиям.

   Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы поставили перед собой задачу: помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.

 Нами были намечены формы работы с родителями и детьми:

 - Провели родительское собрание на тему «Организация детского чтения в семейных условиях»;  консультации  «Учите ребенка любить книгу», в которой дали советы по подбору книг для детей с раннего до старшего дошкольного возраста, «Какие литературные места можно показать ребёнку в выходной день» , «Как использовать книгу для развития связной  речи».

-  В информационных папках и накопителях  разместили советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка  в повседневной жизни, под рубриками, например: «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотечка вашего ребенка» и др.

-  Знакомим родителей с тем, что читаем детям в группе. Постоянно обновляется и пополняется  рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

- Организовали «круглый стол» для родителей «Ребенок и книга». Здесь они имели возможность  обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах.

-   Оформили выставку детских рисунков «Мой любимый книжный герой».

-  Предложили родителям вместе с детьми изготовить книжки –самоделки по разнообразной тематике под общим заглавием «Интересные истории». В итоге получилась выставка, где каждый ребёнок презентовал свою книгу.

-  Провели мастер – класс для родителей по выразительному чтению детской книги с приглашением преподавателя режиссуры и актёрского мастерства из ДДЮТ.

-  Запланировали конкурс сочинений - размышлений для родителей «Телевизор, книга и ребенок».

    Стало традицией организовывать вместе с родителями  поэтические вечера, где взрослые и дети знакомятся со стихотворениями русских и зарубежных авторов, что способствует созданию своеобразного пласта «наслышенности», развитию способности к восприятию поэзии. Наиболее интересным и запоминающимся стал вечер юмористических стихов «Весёлые стихи».

     Приглашаем родителей на праздник детской книги, который всегда проходит в «Дни книжкиной недели» с участием всем  известных персонажей : Почтальона Печкина, Шарика и Матроскина.  Праздничная программа предполагает участие и детей, и взрослых: проводятся конкурсы, викторины, решаются литературные кроссворды, сочиняются стихи – перевертыши, составляются и  разгадываются шарады, зачитываются художественные миниатюры. Праздник всегда проходит в доброжелательной и непринуждённой обстановке и надолго запоминается всем участникам.

   Каждый месяц в нашем детском саду  выпускается журнал «Подснежник». Особый интерес родителей вызвала рубрика «Пришли мне чтения доброго»,  в которой родители знакомятся с задачами программы по художественной литературе,   могут воспользоваться материалами для семейного чтения, получают предложения принять участие в творческих конкурсах, таких как:

-сочинение рифмовок, лимериков, стихотворений;

-выставка поделок «Любимые герои Г.Х.Андерсена»;

-создание иллюстрированной книги «Сказка – сказочка»;

-написание рассказов «Как я провёл лето», «Моя кошка», «Что я видел…(в цирке, зоопарке)», «Как мы с папой ловили рыбу»;

-конкурс скороговорок, загадок, сочинённых детьми и родителями;

-«Неделя смешного рассказа», приуроченная ко Дню веселья.

Также к услугам родителей  постоянно действующая в группе библиотека, где они вместе с детьми могут выбрать  понравившуюся книгу. При этом наряду с развитием интереса к чтению формируется и осознанное бережное отношение к книге.

Каждая новая форма организации обязывает нас дать родителям новые знания о детской книге, о привитии любви к чтению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Нами были разработаны рекомендации для родителей по развитию интереса к книге. Вот несколько советов:

-Любовь к чтению нужно прививать с самого раннего возраста: необходимо давать ребенку книжки с яркими картинками, так как зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. Необходимо подыскивать книги с иллюстрациями лучших художников, работавших с детской литературой : В.Сутеев, Е.Чарушин, В.Конашевич, Н.Радлов и др. В младшем дошкольном возрасте  очень интересными для детей будут книжки –игрушки, книжки- вырубки (обложка этих книг вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и их игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием), книжки- панорамы (с движущимися фигурками).

Для детей младшего дошкольного возраста можно рекомендовать следующие произведения: различные песенки, потешки, заклички, небылицы, стихи А.Барто, К. Чуковского, И.Токмаковой, Б.Заходера, Е.Благининой; сказки: «Волк и козлята», «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Петух и лиса» и.др., рассказы Л.Воронковой  «Маша- растеряша», Г.Циферова «Про цыпленка», В.Бианки «Купание медвежат» и др.

Взрослые должны учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывая ребенка приговаривать: «Моем моем трубочиста , чисто –чисто, чисто –чисто», цитировать подходящие к случаю стихи; разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги; можно нарисовать иллюстрации к прочитанному.

Для детей более старшего возраста рекомендуются тексты для длительного чтения :  А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди» и др., С Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А.Лингрен «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся»,  произведения Н.Носова, Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» и др, произведения  В.Драгунского «Денискины рассказы». Для непродолжительного чтения рекомендуются  русские народные сказки, сказки П.Бажова «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», сказки разных народов, так же небольшие рассказы о природе и животных: В.Бианки, К. Паустовского, И. Соколова- Микитова, К.Ушинского, М.Пришвина; реалистические рассказы :Л.Толстой «Прыжок», «Акула», Б.Житков «Пудя». Не стоит забывать и о поэтических произведениях (считалки, скороговорки, загадки, прибаутки, небылицы, стихи).

Приведённые выше рекомендации мы оформили персонально для каждой семьи, исходя из индивидуальных особенностей каждого нашего воспитанника.

- Читайте ребенку вслух  выразительно, эмоционально. Истории с продолжением следует читать  небольшими по объёму частями, останавливаясь на самом интересном , постоянно поддерживая тем самым читательский интерес ребёнка.

- Принимайте в расчёт, соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Учёт возрастных особенностей заключается не в упрощении содержания, а в учёте миропонимания ребёнка, его жизненного опыта.

-Учитывайте то, чем интересуется ребенок. Это могут быть  различные энциклопедии, легенды, выбранные ребенком сказки, рассказы , даже комиксы.

-Покупайте книги, правильно выбирая их, дарите книги и получайте в качестве  подарка.

-Разрешайте  ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

- Прививайте любовь к чтению на собственном примере .

- Играйте  в настольные игры, предполагающие знание текстов художественных произведений: «Собери рассказ (сказку)», «Отгадай героя сказки с заданного звука», «Звук заблудился», «Играем в сказку».

-Не заставляйте ребенка читать против его воли. Приобщайте его к чтению через игру : можно экспериментировать с сюжетом (придумать свою развязку сказки или рассказа, добавить новых героев, придумать ,как может выглядеть тот или иной герой , придумывать сказки «наизнанку»  и т.д).

-До или после просмотра фильма (мультфильма) предложите  книгу, по которой он снят.

-Читайте ребенку перед сном.   Желательно, чтобы каждый день у кого -то из родителей находилось свободных полчаса-час для чтения.

-Собирайте домашнюю детскую библиотеку. Появление новой книги должно быть замечено ребенком. Ее можно положить на видном месте, подарить.

  -Необходимо  обратить  внимание на то , обладает ли книга силой эмоционального воздействия – любимыми для детей становятся те книги, которые затрагивают его эмоционально. Читая ребенку, задавайте  вопросы, которые помогают включать воображение, обращайте  внимание на иллюстрации.

-  Обсуждая прочитанное, предложите ребенку высказать свое мнение.

- Выступая в роли рассказчика, привлекайте к этому и ребенка. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять – будет ли конец счастливым или грустным.

      Родители должны помнить, что культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях ребенок часто видит родителей с книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, и радуется покупке интересной книги. В таких  семьях существует традиция семейного чтения. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс, любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость.

    Ещё не закончился учебный год и не подведены итоги, но мы уже видим результат своей работы. У детей вырос уровень коммуникативных навыков, речевого развития. Дети с удовольствием слушают художественные произведения, называют их автора, просят почитать ещё. И мы надеемся, что родители смогли понять, что «детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а  вместе со взрослым». Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.

Литература:

Березина Н. О., Веннецкая О. Е., Герасимова Е.Н. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова.  – М.: Просвещение, 2011.

Данг Ланг Фьюонг  Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб., 2007.

Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. – 2006.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие /О.Л.Зверева, Т.В. Кротова.- 4-е изд.- М.: Айрис – пресс, 2009.

Кузьменкова Е. Как играть в стихи: Интегрированные занятия с использованием поэтических текстов для детей от четырёх лет . – М.: Чистые пруды, 2008.  –( Библиотечка «Первого сентября» , серия «Дошкольное образование». Вып. 20).

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.

Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008.

 Маркова В., Трегубова Л.. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6.

  Матуняк Н.А., Борисова Т.Н., Бычкова Т.Н. Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Методическое пособие.- Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2008.

 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009г, № 655.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...

Воспитание у детей интереса и любви к книге.

В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...

Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".

Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

формы работы взаимодействия педагогов и родителей по речевому развитию детей...

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

формы взаимодействия с родителями для полноценного развития речи детей дошкольного возраста...

Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".

       В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...