Цикл занятий "Такие разные звуки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Юрьевна

ЦИКЛ занятий по внедрению технологии исследовательской деятельности в ДОУ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_raznye_zvuki.docx969.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛ занятий по внедрению технологии исследовательской деятельности в ДОУ

«Такие разные  звуки»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«ИГРЫ С ДЕРЕВЯННЫМИ ЗВУКАМИ»

C:\Users\Татьяна\Desktop\Screenshot_2.png

Цель занятия: создание условия для социальной ситуации развития познавательного интереса к деревянным звукам через исследовательскую деятельность  

  • создать условия для ознакомления  с деревянными детскими инструментами и приѐмами игры на них, привлечь их внимание к разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
  • способствовать развитию тонкости и чуткости тембрового слуха, фантазии и изобретательности в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Создать условия для развития  выразительного использования «деревянных» звуков, умения соотносить образ и исполнительские приѐмы.

Музыкальные инструменты: Ложки, трещотки, деревянные коробочки,

клавесы (палочки), ксилофон.

Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных

размеров, деревянная посуда, игрушки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.  Вы хотите услышать необычные истории, которые будут деревянные звуки?  

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Какие вы видите вокруг деревянные предметы?

Дети: Стол, стулья, двери, пианино, оконные рамы.

Музыкальный руководитель: Что нужно сделать чтобы услышать их голоса?

Дети: нужно подойти к ним и постучать.

(Дети поочерѐдно подходят к деревянным предметам и стучат по ним.)

Музыкальный руководитель: Голоса «деревянных» предметов одинаково звучат или отличаются друг от друга?

Дети: Отличаются: одни звучат звонко, другие – глухо.

Музыкальный руководитель: Вот посмотрите на столе лежат деревянные предметы: карандаши, палочки, кубики. Послушайте, звуки каких деревянных предметов звучат?

(Слушание бытовых деревянных звуков )

Музыкальный руководитель: Деревянный звук бывает разным по звучанию.

Деревянный звук – какой?

Он стучащий и сухой,

Тѐплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные

инструменты: ложки, коробочки, клавесы, рубель, которые вначале были

обыкновенными деревянными вещами: ложками ели, рубель служил

стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками.

Шкатулка - это стукалка

Для всяких разных штук.

И, если потрясти еѐ,

Услышишь «тук -тук -тук».

Музыкальный руководитель  трясѐт шкатулку, в которой лежат несколько бусинок. Предлагает детям наполнить коробочку фасолью.

Музыкальный руководитель: Как изменился звук?

Дети: Сначала звук был тихим, а потом стал громким.

Музыкальный руководитель: (показывает ксилофон) Ребята, как называется этот инструмент?

Дети: Ксилофон.

Музыкальный руководитель: Правильно. Послушайте как красиво и негромко он звучит. (Играет на ксилофоне).

Дети играют на деревянных инструментах.

Музыкальный руководитель: Как можно поиграть на палочках?

Дети: Постучать друг о друга, покатать по полу, потереть между ладонями.

Речевая модель «Палочка – стукалочка»

Дети садятся в круг на полу, ударяют по полу вертикальными палочками,

скрещенными палочками, по своим коленям, по коленям соседей справ и

слева.

Чики-чичикалочки, поиграем в салочки?

В палочки-стукалочки, в палочки-игралочки.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Деревянный звук – тук-тук-тук-тук.

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил, как долотом.

Ритмическая импровизация 2-3 детей.

Музыкальный руководитель: Вы хотите поиграть в интересную игру?

Музыкально-ритмическая игра.

Задание «Лошадки»- ритмично стучать палочкой о палочку.

Задание «Дождик»- присев, стучать палочками по полу.

Задание «Тихие шаги» - сев на пятки, стучать по своим коленям.

Задание «Шорохи» - потереть палочки между ладонями.

Озвучивание стихотворения «Игрушки» В. Степанова.

Музыкальный руководитель читает стихотворение:

Есть игрушки - хохотушки,

Есть игрушки-тарахтушки,

Хохотушки всѐ хохочут,

Тарахтушки тарахтят

Вместе весело им очень,

Расставаться не хотят.

Музыкальный руководитель: Подумайте, какие деревянные инструменты подойдут, чтобы озвучить это стихотворение.

Дети: Ксилофон, трещотка, колотушки.

Игра «деревянных узоров» на ксилофоне.

Музыкальный руководитель:Вы хотите поучаствовать в  «Деревянных танцах».

Танцевальная импровизация «Марш марионеток» С. Майкапара.

Подгруппа детей играет импровизированный аккомпанемент к музыке.

Музыкальный руководитель: Дети, вам понравилось заниматься и играть на деревянных инструментах? Когда вы придете в группу, или домой осмотритесь и найдите вокруг себя деревянные звуки и обязательно послушайте как они звучат.

До свидания!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗВУКИ»

(по принципам Карла Орфа для детей старшей группы)

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото-5.jpg

Цель занятия Создание условий социальной ситуации   ознакомления детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

  • создать условия для  стимулирования  фантазии, воображения;
  • создать условия для развития темброво-ритмического слуха.

Музыкальные инструменты, пособия и материалы. Металлофон, тарелки разных размеров, бубен, треугольник, детская арфа, самодельные

инструменты; металлическая посуда: ложки из различных материалов,

небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель Здравствуйте ребята.  Нас окружает много звуков. Они такие разные: тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжиттормозами машина, поѐт скрипка. С металлическими звуками вы тоже знакомы.

Скажите, где у вас дома больше всего металлических предметов?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: На кухне есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические подносы. Вы хотите  поиграть на них. Сначала будем играть тихо.

Дети играют разными способами (стучат пальцами, ладонью) на металлической посуде.

Музыкальный руководитель:: А теперь сыграйте громко.

Дети стукают палочкой по крышке, стучат крышками друг о друга.

Музыкальный руководитель: Металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофон, а затем во многие концертные. Кто хочет

попробовать поиграть на арфе музыку моря?

Инструментальная импровизация «Море»

Музыкальный руководитель:: А музыку дождя на каком музыкальном инструменте можно сыграть?

Дети: На металлофоне.

Инструментальная импровизация «Дождь»

Музыкальный руководитель: Вы желаете все  вместе  поиграть в металлическом  оркестре?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Как называют руководителя оркестра?

Дети: дирижер

Музыкальный руководитель: Давайте с помощью считалки выберем дирижера

Дети садятся в круг, исполняют на своѐм инструменте только по одному

звуку. Один ребѐнок в центре круга дирижирует.

«Посудный оркестр» озвучивает стихотворение «Весѐлый старичок»

Д. Хармса.

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

1-я группа. Ха-ха-ха (бубенцы)

Да хе-хе-хе (ладонью по кастрюле),

2-я группа. Хи-хи-хи (самодельные пробки или арфа)

Да бух-бух (ладонью по крышке).

1-я группа. Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)

Да бе-бе-бе (деревянной палочкой по крышке пианино),

2-я группа. Динь-динь-динь (колокольчик рыболовный),

Все. Да трюх-трюх! (стукнуть по всему, что есть).

Инструментальная импровизация «Разговор железного Дровосека и

оловянных солдатиков» на треугольнике и металлофоне.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы хотите послушать  сказку «Городок в табакерке».

Дети отвечают

Музыкальный руководитель: Вот послушайте!

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-

ка», - сказал он. – Что это за городок? – спросил Миша.

- Это городок Динь- Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку… И что

же? Вдруг, невидимо где заиграла музыка…

Звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова.

Музыкальный руководитель:: Ребята, красивая звучала музыка в табакерке? А чем она вам понравилась?

Дети: Музыка нежная, звонкая.

Музыкальный руководитель:: А как вы думаете какие инструменты звучали?

Дети: Колокольчики.

Музыкальный руководитель: Вот и Миша решил узнать, как получается такая прекрасная музыка, и заглянул в табакерку. И знаете, что он там увидел? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колѐса… Миша очень удивился и спрашивал у папеньки про них. Но папенька не ответил Мише, а

попросил его посмотреть попристальнее да подумать.

Хотите помочь Мише узнать, для чего в табакерке все эти валики и

колокольчики? Ответы детей.

Музыкальный руководитель:: А как вы думаете все колокольчики одинаково поют?

Дети: Нет. Маленькие колокольчики поют высоко, а большие – низко.

Музыкальный руководитель: Правильно, все колокольчики разные и поют разные песни. Песенная импровизация «Бубенчики», Е, Тиличеевой.

Музыкальный руководитель: Приглашаю девочек на польку, а мальчики будут сопровождать их танец игрой на железных инструментах.

Танцевальная импровизация «Полька» (девочки), инструментальная

импровизация с аккомпанементом металлических звуков (мальчики).

Музыкальный руководитель: Наше знакомство с металлическими звуками подошло к концу. До новых, интересных, познавательных встреч!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БУМАЖНЫЕ ЗВУКИ»

C:\Users\Татьяна\Desktop\50255be0d8b4b2ca37ae7db53b2d7979.jpg

Цель занятия: создание условии для социальной ситуации ознакомления  детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.

Задачи:

  • создать условия для развития способностей слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков;
  • создать условия для развития способностей к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, интуитивное понимание смысла выразительных средств музыки.

Пособия и материалы. Бумажные листки различного размера, качества и

толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, гофрированная и

упаковочная бумага, бумажные бабочки, бумажные барабанчики,

разноцветные ленты из бумаги.

Самодельные инструменты: маракасы, сделанные из маленьких коробочек,

в которые насыпана разная крупа, семечки, мелкие ракушки; треугольник,

коробочка, тарелка, ксилофон.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте дети! Хотите я расскажу вам сказку?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:  На одной загадочной планете жили-были и мирно правили три короля. Одного звали Шорох Иванович, другого – Шелест Петрович, а третьего – Шѐпот Шѐпотович. На этой планете всѐ было шуршащее и шелестящее: цветы и деревья, ручейки и птички. Бумажным был фонтан на площади, и даже королевский оркестр был бумажным. И жители планеты были особенные: шептунчики и шуршалочки, шелестелочки и бумажечки, шуршики и шуршунчики. Каждый год в этом сказочном королевстве отмечали самый главный праздник – Бумажный карнавал.

Вы тоже можете очутиться на карнавале. Чтобы попасть в это таинственное королевство, нужно пошуршать, пошелестеть и пошептать. Возьмите разные бумажки и пошелестите ими, можете пошуршать ладонями. Только шелестеть нужно очень тихо! Дети шелестят бумажками.

Музыкальный руководитель:  Вот вы и попали на Бумажный карнавал.

Приглашаю всех на Бумажное шествие.

Упражнение – двигательная импровизация «Бумажное шествие» с

бумажными султанчиками.

Озвучивание стихотворения В. Суслова.

В тишине, в лесной глуши

Шѐпот к шороху спешит,

Шѐпот к шороху спешит,

Шѐпот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай.

Стихотворение сначала проговаривают шѐпотом, затем озвучивают бумагой

разного качества, маракасами, шуршанием щѐточки по кожаному барабану.

Музыкальный руководитель: С планеты Беззаботных мышек на карнавал приехали те, кто тише всех умеет шуршать, особенно по ночам.

Песенное творчество - песня Мы весѐлые мышата».

Танцевальное творчество – «Мышиный марш».

Музыкальный руководитель: На загадочных планетах в каждом доме живѐт маленький человечек – Домовой. Его зовут Шуршунчиком. Никто не знает, как он выглядит, потому что он появляется и хлопочет только ночью…

Ребята, придумайте композицию на тему «Ночное рондо». Подумайте,

какие инструменты можно использовать для этой композиции.

Крошка ѐж шуршит листвой,

Дуб скрипит во тьме ночной,

Рыбки взялись за игрушки,

А игрушки их ракушки.

Дети озвучивают стихотворение бумажными коробочками, маракасами.

Инструментальная импровизация «Разговор ѐжика и осеннего листка».

Музыкальный руководитель: Наш Бумажный карнавал подходит к концу. Желаете исполнить «Танец бумажных бабочек»?

Ответы детей

Дети берут в руки по две бумажные бабочки. Танцуя, вращают пальцами

бабочку и одновременно произвольно опускают и поднимают руки.

«Танец Бумажных бабочек».

Музыкальный руководитель:

Ребята вам понравилось знакомиться с жителями загадочной планеты? Ответы детей

Вы можете забрать этих прекрасных бабочек себе, и исполнить для своих мам, или вместе с ними «Танец Бумажных бабочек». До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

"Картотека домашних заданий по автоматизации разных звуков"

В картотеке подобран материал для  домашних  заданий по автоматизации разных групп звуков (в слогах, в словах, в совосочетаниях, в предложениях, в рассказах, в пословицах, в поговорках, в иг...

Модули артикуляционной гимнастики "В мире разных звуков"

Модули артикуляционной гимнастики. В помощь учителям-логопедам,учителям-дефектологам, для автоматизации звуков....

Логопедические четверостишья на разные звуки

стихи для автоматизации различных звуков...

Авторская дидактическая игра "Заколдованный лягушонок. Звук [а]". Цикл игр "Гласные звуки. Заколдованные животные".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29466080","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Задачи.  Автоматизация звука [а] в словах.            ...

Авторская дидактическая игра "Заколдованный волчонок. Звук [у]". Цикл игр "Гласные звуки. Заколдованные животные".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30287436","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]Задачи.  Автоматизация звука [у] в словах.  ...