Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев

 

 

 

 

Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны

по теме:

 «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

           

 

 

 

 

 

 

 

 

              Актуальность

            В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.        Цель опыта работы:

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Исходя из этого, я поставила ряд задач:

  • ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;                                                                                                                                         
  • привить любовь к трудовым усилиям;
  • сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

            Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.

            В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями:                            

Наблюдения.                                                                                                    Наблюдения  проводила  не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.

Беседы.                                                                                                                                                                   Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  разных профессиях, во время которых  не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляла  знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  я беседую с ними.

А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали  родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной -  о профессии военного и др.

Экскурсии.                                                                                                        Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых  воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты  «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.

НОД                                                                                                                                    На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж.  Родари  «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.                                                                                                                                                                       

Изодеятельность.                                                                                                             Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии»,  рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».

Проекты.                                                                                                                                          В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации;  кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать  свои проекты:  «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.

Сюжетно – ролевые игры.                                                                                                        В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.                    

Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев

Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светланы Владимировны

по теме:

 «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

           

              Актуальность

            В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.        Цель опыта работы: 

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Исходя из этого, я поставила ряд задач:

  • ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;                                                                                                                                          
  • привить любовь к трудовым усилиям;
  • сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

            Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.

            В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями:                            

Наблюдения.                                                                                                    Наблюдения  проводила  не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.

Беседы.                                                                                                                                                                   Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  разных профессиях, во время которых  не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляла  знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  я беседую с ними.

А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали  родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Максима Шепыкина рассказала о профессии ветеринара, папа Нелли Митиной -  о профессии военного и др.

Экскурсии.                                                                                                        Организовывали экскурсии – наблюдения, на которых  воспитанники узнали об особенностях профессий. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях. В ходе экскурсий я обращала внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначении. Экскурсии: районная библиотека им. Н.Н. и Н.В. Баранских, ООО «Общепит» кондитерский цех, ООО «Интерьер – Промысел» (фабрика елочных игрушек», ЗАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ФГУП «Почта России», МБОУ им. А.М. Горького, МБУК «Картинная галерея» и «Художественная мастерская», салон красоты  «Ева» и др., а также виртуальные экскурсии.

НОД                                                                                                                                    На занятиях я проводила беседы, составляли рассказы по теме: «Профессии», «Труд человека», «Кем я стану, когда выросту?» и др., рассматривали иллюстрации, предметы труда, читала художественную литературу: Дж.  Родари  «Чем пахнут ремесла, проводила дидактические игры?», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях» и др., загадывала загадки о профессиях, проводила дидактические игры: «Кому, что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего» и др. Все это позволило детям наиболее полно понять процесс труда.                                                                                                                                                                      

Изодеятельность.                                                                                                             Дети раскрашивали раскраски на тему: «Профессии»,  рисовали людей разных профессий и их деятельность, раскрашивали шаблоны елочных игрушек, оформили выставки: Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Моя будущая профессия».

Проекты.                                                                                                                                          В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, человек какой профессии изображен на иллюстрации;  кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером», но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли. Мы решили создать  свои проекты:  «Профессии моих родителей и моя будущая профессия», «Кем быть?», альбомы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии детского сада» и др.

Сюжетно – ролевые игры.                                                                                                        В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Кондитерская фабрика», «Ателье» и др. В ходе этих игр дети закрепили полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.                    

Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...

Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»

Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)         Ранняя профориентация – одн...