программа саморазвития "Развитие мелкой моторики по средствам дидактической игры"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Костина Ольга Валерьевна

Цель: повышение своего теоретического и  практического  уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1.     Изучить  методическую литературу по теме,  новинки методической литературы;

2.     Проанализировать, оценить физиологические,  возрастные и индивидуальные особенности  детей группы;

3.     Определить наиболее  проблемные  моменты  в работе с малышами;

4.     Определить этапы работы;

5.     Применение современных педагогических веяний на практике, организация образовательного  и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;

совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99»

Программа саморазвития

Тема: «Развитие мелкой моторики  по средствам дидактической игры»»

(Срок реализации: сентябрь 2017г. – май 2018г.)

Составила: Костина Ольга  Валерьевна,  воспитатель

г.Н.Новгород 2017г.

Актуальность темы:

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

 Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

 Значение игр на развитие мелкой моторики.

Значение  мелкой   моторики

  • Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  • Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  • Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Цель: повышение своего теоретического и  практического  уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

  1. Изучить  методическую литературу по теме,  новинки методической литературы;
  2. Проанализировать, оценить физиологические,  возрастные и индивидуальные особенности  детей группы;
  3. Определить наиболее  проблемные  моменты  в работе с малышами;
  4. Определить этапы работы;
  5. Применение современных педагогических веяний на практике, организация образовательного  и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
  6. совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

Предполагаемые результаты:

  1. Совершенствование предметно-пространственной образовательной развивающей среды.
  2. Положительная динамика  развития мелкой моторики  у  детей.
  3. Повышение уровня педагогической компетентности у родителей (законных представителей) воспитанников.
  4. Обогащение педагогического опыта, повышение педагогической компетентности  в процессе самообразования.

Этапы работы по саморазвитию:

  1. Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
  2. Планирование работы по саморазвитию.
  3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
  4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
  5. Подведение итогов саморазвития.

План мероприятий по реализации программы

1. Теоретический этап.

  • Изучение методической литературы по данной проблеме.
  • Изучение статей в журналах:

•«Воспитатель ДОУ»,

•«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

Изучение инноваций и передового педагогического опыта в педагогических интернет сообществах.

2. Практический этап.

  • Изучение опыта педагогов ДОУ, города, страны, зарубежные достижения.
  • Использование методики в образовательной деятельности, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  • Изучение методик и технологий педагогов в сети Интернет.
  • Консультация «Почему пальцы помогают говорить»
  • Консультация «Актуальность развития мелкой моторику и детей младшего дошкольного возраста».
  • Семинар – практикум «Развиваем мелкую моторику в условиях ДОУ и семьи»
  • Проведение нетрадиционного собрания «Очень умелые ручки» (практикум, с трансляцией презентации и видео записей).
  • Презентация «Дидактические игры».
  • Презентация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, по средствам дидактических  игр».
  • Индивидуальные беседы с родителями: «Пальчиковые игры с  ребенком  в домашних условиях»
  • Подготовить консультацию для родителей «Пальчиковые игры малышей».
  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
  • Конкурс среди родителей «Дидактическая  игра способствующая развитию мелкой моторики  у детей младшего дошкольного возраст»

3. Проведение игр:

Группы пальчиковых игр

С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.

  1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  1.  Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Изучение и анализ результативности своей работы:

Цель:

  • выявление положительных и отрицательных моментов;
  • внесение поправок в случае нерешённых проблем;
  • поиск перспективы.
  • подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом.

Литература:

  • О. А. Зажигина  «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
  • В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
  •  Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».
  •  О. А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр».
  •  Е. А. Савельева «Солнышко на ладошке» Методическое пособие с учётом новых федеральных требований.
  • А. Б. Дерягина «Первые шаги. Баюшки - Баю».
  • А. В. Никитина «20 лексических тем».
  • О. И. Крупенчук «Ладушки».
  • О. А. Зажагина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • И. В. Фурсова, О. И. Костенко «Игры-забавы».
  • С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».
  • А. М. Диченскова «Страна пальчиковых игр».
  • Е. Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры».
  • Наталья Чуб «Ловкие пальчики».
  • Игры для малышей от 2 до 6 лет Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. –Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст]
  • Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь
  • В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"

Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...

Развитие мелкой моторики через дидактические игры.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Проект" Развитие мелкой моторики через дидактическую игру" (Подобран весь материал и реализован)

Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация дви...

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук) Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук)  Дидактические игры по изобразительной деятельности. Вопросы использования дидактич...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»

Специалисты в области детской психологоии и логопедии установили, что уровень развития речи детей находитя в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Развитие у детей 2-3 лет сенсорных представлений и мелкой моторики средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.

Развитие у детей 2-3 лет сенсорных представлений и мелкой моторики средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.Младший дошкольный возраст – это самый благо...