Главные вкладки

    "Берегите свое здоровье!" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
    методическая разработка по обж по теме

    Маруненко Евгения Александровна

    Здовьесберегающие технологии  по сохранению стимулирования и сбережения здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 

     Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

    Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

    Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

     ·        медико-профилактические;

     ·        физкультурно-оздоровительные;

     ·        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

     ·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

     ·        валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

             Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    •   технологии профилактики заболеваний,

    •   углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

    •   коррекция возникающих функциональных отклонений,

    •   отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

    •   реабилитация соматического состояния здоровья,

    •   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

    •   витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

    •   санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

    Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

    • закаливание КГН;
    • беседы по вылеологии;
    • спортивны праздники;
    • спортивные развлечения и досуги;
    • недели здоровья;
    • соревнования;
    • прогулки-походы.

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

    • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
    • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
    • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
    • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

    Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

    Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

    • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
    • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
    • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
    • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

    Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

     ·        приобщение детей к физической культуре

     ·        использование развивающих форм оздоровительной работы.

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

     Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

    Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

     Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

     Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

    Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

    Время проведения в режиме дня

    Особенности методики проведения

    Ответственный

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    Ритмопластика

    Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста        

    Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка        

     Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

    Динамические паузы

    (физкультминутки)

    Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

    Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

    Педагоги ДОУ

    Подвижные и спортивные игры

    Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

    Ежедневно для всех возрастных групп.

    Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

    Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

    Релаксация        

    В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

    Для всех возрастных групп.

    Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

    Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

    Технологии эстетической направленности

    Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др

    Для всех возрастных групп        

    Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса        

    Все педагоги ДОУ

    Гимнастика пальчиковая

    Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)        

    С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

    Все педагоги ДОУ, логопед

    Гимнастика для глаз

    Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

    Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

    Все педагоги ДОУ

    Гимнастика дыхательная        

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

    Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

    Все педагоги ДОУ

    Гимнастика пробуждения

    Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.        

    Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.        

    Педагоги ДОУ

    Оздоровительный бег

    Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

    Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

    Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

    Технологии обучения здоровому образу жизни

    Физкультурное занятие

    2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

    Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение        

    Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

    Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)        

    В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

    Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

    Психолог, педагоги ДОУ

    Коммуникативные игры

    1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

    Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

    Психолог, педагоги ДОУ

    Занятия из серии «Здоровье»        

    1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

    Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития        

    Педагоги ДОУ

    Самомассаж

    В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

    Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму        

    Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

    Коррекционные технологии

    Технологии музыкального воздействия        

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

    Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

    Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

    Технологии воздействия цветом

    Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

    Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка        

    Педагоги ДОУ, психолог

    Технологии коррекции поведения        

    Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста        

    Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

    Педагоги ДОУ, психолог

    Сказкотерапия

    2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

    Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

    Педагоги ДОУ, психолог

     

    Этапы  внедрения здоровьесберегающих технологий

    • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
    • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
    • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
    • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
    • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
    • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

    Система здоровьесбережения в ДОУ:

    • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
    • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
    • физкультурные занятия всех типов;
    • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
    • организация рационального питания;
    • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
    • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
    • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

    Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

    • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
    • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
    • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
    • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;
    • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
    • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
    • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

    Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

    1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

    2.   Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

    3.   Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

    4.   Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

    5.   Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

    6.   Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

    Десять золотых правил здоровьесбережения:

    • Соблюдайте режим дня!
    • Обращайте больше внимания на питание!
    • Больше двигайтесь!
    • Спите в прохладной комнате!
    • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
    • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
    • Гоните прочь уныние и хандру!
    • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
    • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
    • Желайте себе и окружающим только добра!

    Список литературы

    Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

    Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

    Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.

    Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здровьесберегающие технологии современного дошкольного образования

    В данной статье рассказывается о новых подходах в физическом развитии детей. Дается понятие здоровьесберегающим технологиям иих месте в образовательном прцессе....

    Мультимедийные технологии в дошкольном образовании.

    Мультимедийные технологии находят своё применение в дошкольном образовании...

    Игровые технологии в дошкольном образовании. Презентация

    В презентации автор рассказывает о существующих в дошкольном образовании технологиях и подробно останавливается на игровых технологиях. Описываются различные виды игр, их значение и использование в об...

    Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

    Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

    Информация для педагогов "Кейс-технология в образовании. Кейс-технологии в дошкольном образовании"

    Информация для педагогов "Кейс-технология в образовании. Кейс-технологии в дошкольном образовании"...