Картотека дидактических игр Найди на ощупь
учебно-методическое пособие на тему

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naydi_na_oshchup_kartoteka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Найди на ощупь»

цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Дидактический материал: парные мешочки в которые насыпаны разные крупы, пуговицы, фасоль, горох  и т.д.

 Ход игры : ребенок берет мешочек  и щупает его, на столе лежат еще мешочки он ощупывает и ищет точно с таким содержимым .

 

 «Собери матрешку»

Ход игры: Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

 

«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

ход игры : в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Ход игры : на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит из чего он сделан.

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Ход игры: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные

«Золушка»

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

«Волшебная коробочка» ( ящик ощущений)

Ход игры : ребенку необходимо просунуть руки в отверстия и определить на ощупь предмет, описать его словами. Задания могут быть разные по усмотрению педагога. Небольшие массажные мячики, резиновые мячики, детали конструктора и др.

 

 «Тактильные кружочки». 

.оборудование: повязка на глаза, кружочки с различной поверхностью (8 пар), мешочек для хранения игры. Кружочки комплектуются попарно.

Найди пару на ощупь

Разделите кружочки на две равные стопки. В каждой должен быть один кружочек из пары. Одну стопку разложите на столе перед ребенком. Вторую стопку держите у себя в руках. Наденьте маску на глаза ребенка. Дайте в руки ребенку один из кружков. Предложите найти ему пару (точно такой же) среди разложенных на столе. Продолжите игру со всеми кружочками. В конце все кружочки должны быть разложены по парам.

Угадай, что поменяли местами

Перед ребенком раскладывают кружочки в любом порядке в одну линию. Предлагают смотреть на них 1 минуту. Надевают на глаза ребенка повязку. Меняют местами два кружочка. Снимают повязку и предлагают ребенку отгадать, какие кружочки поменяли местами.

Расскажи, что чувствуешь руками

Опиши словами ощущения. Закройте глаза ребенку маской. Подавайте кружочки по очереди. Пусть ребенок подберет подходящее прилагательное к каждому.

«Сенсорная коробочка»

Для детей 3-6 лет сенсорная коробочка поможет:

  • обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова (скользкий, шершавый, вязкий, пушистый и др.) или сравнения, чтобы выразить ощущения (чувствуешь, как…);
  • изучить математику: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;
  • изучить цвета, формы, текстуры;
  • управлять своими эмоциями, успокаивает;
  • научит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей;
  • справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • обеспечит бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Возможность для ролевых игр.
  • в ходе игры с ребенком можно проиграть различные жизненные ситуации, узнать его трудности и проблемы, которые он не может словесно выразить (адаптация в садике, обижают во дворе, обида на кого из членов семьи).

Что из себя представляет сенсорная коробка?

Сенсорная коробочка (sensory box, sensory tub) - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, и даже песочницы с крышками, деревянные домашние песочницы, готовые игровые наборы - песочницы и надувные песочницы. При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст малыша и тематику коробки. Вот несколько примеров: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; бобы, красная и зеленая чечевица; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие; мука; галька, мелкие камушки; лед; вода; блестки; нарезанная бумага; ватные шарики; крупы; орехи, жёлуди и другие природные материалы; аквагрунт (гидрогель).  Список можно продолжать очень долго.

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра:"Определи на ощупь","Определи на вкус","Узнай по описанию".

С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....

Такие разные предметы. Игра "Найди на ощупь".

Формировать  умение различать и называть знакомые им геометрические формы - шарик, кубик, кирпичик - в разнообразной обстановке: по предявлению (Что это?)....

"Найди на ощупь"

Дидактические пособие по приорететной ОО Речевое развитие...

Игра " Найди на ощупь"

Развитие тактильной чувствительности...

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. 1.Дидактическая игра «Найди фигуру»

Задачи: Закрепить название геометрических фигур, понятий «толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. “ НАЙДИ НА ОЩУПЬ”.

Развитие сенсорных способностей, совершенствование знаний о свойствах предметов. Умение определять на ощупь....