Педагогический проект "День защитника Отечества"
проект (младшая группа) на тему

Бякина Александра Николаевна

Разработка педагогического проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zashchitnika_otechestva.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «День защитника Отечества»

Автор проекта:

Бякина Александра Николаевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Нарьян-Мар

2018 год

Актуальность проекта:

Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. «…Те высокие нравственные чувства характеризуют развитого взрослого человека и, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - отмечал А. В. Запорожец».

Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.

Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных и воспитание патриотических чувств у детей, надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.

Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения

С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей.

Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.

Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени, которая приобретает острую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Цель проекта: расширять представления детей о празднике «День Защитника Отечества», о российской Армии.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания у дошкольников.

Предмет исследования: условия формирования патриотической культуры детей дошкольного возраста в режимных моментах и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза: мы полагаем, что разработанный проект может стать средством формирования представлений о патриотизме у детей 3-4 лет при следующих условиях:

  • отбор содержания представлений о патриотическом культуре, доступного детям 3-4 лет;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • поэтапного внедрения  знаний о патриотизме на НОД, в совместной и самостоятельной деятельностях у детей 2 младшей группы.

Задачи проекта:

1.Отобрать содержание из художественной, документальной литературы  для расширения представления у детей о Российской Армии, о «военных» профессиях.

2.Разработать и создать предметно – пространственную развивающую среду.

3.Распределить отобранный материал в планировании воспитателя (для совместной деятельности, для НОД)

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы  и педагогической документации,  анализ полученных данных); эмпирические (методы сбора и накопления данных – беседа, наблюдение).

Практическая значимость: разработанный проект может быть использован воспитателями при формировании представлений детей младшего дошкольного возраста о патриотической культуре.

Организация и база проведения: в проекте принимали участие дети 2 младшей группы, 2 воспитателя, родители в ГБ ДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Сказка»

Этапы проекта:

Подготовительный этап (1 неделя)

  • подбор книг, иллюстраций к празднику День защитника Отечества;
  • подбор информации, составление плана проекта, конспектов занятий.

2) Основной этап – реализация проекта (2 недели)

  • Постановка проблемы: «Кто такой солдат?!»;
  • рассматривание иллюстраций и беседы о предстоящем празднике;
  • чтение художественной литературы;
  • Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)
  • Акция «Подарок солдату».

3) Заключительный этап (1 неделя)

  • оформление наработанного материала;

Продукт проектной деятельности:

  • Создание игры «Профессии»

Ожидаемый результат:

  • У детей сформировано чувство гордости за Российскую армию
  • Проявляют интерес и уважение к защитникам Отечества.
  • Дети имеют представление о празднике «23 февраля».
  • Дети научились излагать свои мысли по теме. Расширился, уточнился и активизировался словарь на основе систематизации и обобщения знаний об Армии, военных профессиях, военной технике.
  • Стремятся к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.

План проведения проекта:

Образовательная

область

Вид деятельности Название

Задачи

Речевое развитие

Беседа

«Кто такие солдаты?»

  1. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, • преодолевать препятствия.
  2. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Речевое развитие

Беседа «Мужественные (военные) профессии»

  1. познакомить детей с мужественными (военными) профессиями; 
  2. формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста.

Речевое развитие

Рассказы детей

«Мой папа работает…»

  1. Развивать диалогическую форму речи.
  2. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Речевое развитие

Рассматривание  книг, альбомов, картин, иллюстраций о Дне защитника Отечества, «Военная техника»

В целях развития инициативной речи, обогащения, и уточнения представлений об окружайщей действительности предоставлять детям для самостоятельного рассматривания, картинки, книги, альбомы, наборы предметов.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Открытка для папы»

  1. Учить наклеивать готовые формы, создавая образ поздравительной открытки;
  2. Воспитывать: чувство гордости за своего папу- солдата

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

«Самолёт»

1. Продолжать учить раскатывать куски пластилина прямыми движениями; формировать знания о строении самолёта.

2. Учить создавать предметы, состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания друг другу;

3. Продолжать развивать мелкую моторику;

4. Развивать умение поэтапно выполнять работу, следуя инструкции воспитателя.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Корабль»

  1. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они  плывут, что перевозят;
  2. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным   строительным материалом. Учить детей создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  3. Воспитывать у детей любознательность. Помогать детям, усвоить моральные нормы- правила поведения при путешествиях.

Познавательное  развитие

Дидактическая игра «Военные» профессии

  1. закреплять и уточнять знания детей о профессиях взрослых;
  2. находить предметы, необходимые для определенной профессии;
  3. развивать память, сообразительность, мышление

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

«Мой папа - военный»- Г. Лагздынь,

«Самый лучший»  -

О. Чусовитина и др.

  1. Воспитывать умение слушать новые рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  2. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
  3. Рассматривать с детьми иллюстрации.

Работа с родителями

Акция

«Подарок солдату»

Поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины.

 

Выводы:

Для подтверждения гипотезы нами был разработан проект о патриотическом воспитании, доступных для детей 3-4 лет. На основе полученных представлений у детей мы разработали план проведения проекта, который включал в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с младшим дошкольниками (беседы, дидактические и сюжетно-ролевый игры, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов и т.д.) направленных на формирование представлений детей второй младшей группы о патриотизме.

Уровень представлений о патриотической культуре увеличился благодаря систематическому использованию разработанного проекта на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельностях у детей второй младшей группы.  Это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подвержена: что проект может стать средством формирования представлений о патриотизме при специально организованных условиях.

В результате проведения проекта налажена работа с родителями – созданы  тематические папки - передвижки, оформлена группа и приёмная к празднику «День защитника Отечества», организована акция «Подарок солдату».


Список  литературы

  1.  Абрамова Л., Слепцова И. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа (3-4 года). - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2.  Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 9-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада – М., 1991.

Первоисточники

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.

Интернет – источники

  1. http://raguda.ru
  2. https://interactive-plus.ru/ru