рабочая программа по дополнительному образованию кружка ИЗОстудии "Челээш"
рабочая программа на тему

Даваа Сергей Донгакович

рабочая программа по дополнительному образованию ИЗОстудии "Челээш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3-6

1.1.Цели и задачи программы

6

1.2.Актуальность

6

1.3.Педагогическая целесообразность

7

1.4.Интеграция с другими образовательными областями

7

1.5. Содержание методической части

8

1.6. Новизна и отличительная особенность

8

1.7. Практическая значимость

9

  1. Комплексно – тематическое планирование содержания организованной деятельности детей

9

2.1. Комплексно-тематический план занятий с детьми 4-6 лет.

9-16

2.4. Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации

образовательного процесса

16

2.5. Структура занятий

16

2.6. Основные требования по программе к уровню подготовки детей 4-7 лет

17-18

  1. Региональная модель перспективного планирования

18-21

  1. Работа с родителями

21

  1. Система мониторинга

21-24

  1. Учебно – методическое сопровождение

29

  1. Список литературы

30

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая  программа адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.  Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

           Целью рабочей программы «Нетрадиционные пути к творчеству», согласно ФГОС ДО, является развитие личности, мотивации  творческих  способностей детей старшего дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.    

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в соответствии с базисными   требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана  Рабочая программа  «Нетрадиционные пути к творчеству»   по художественно - эстетическому развитию детей в старшего возраста. Она направлена на воспитание  гармоничной  личности в системе дошкольного образования при создании  условий для творческого самовыражения дошкольника.

Данная рабочая программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности  в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.                

В основу моей  рабочей программы легли рабочая программа по нетрадиционному рисованию Рамазанова Милвара Мугуддиновна и методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Гуманистическая ориентация программы сочетается с разработанными образовательными технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера. Программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их  индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой  сути  ребёнка  заложено  стремление узнавать и создавать. Работа с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка, обеспечивает  его  раскрепощение, развивает  воображение, фантазию. Ежедневный  массаж  кисти, пальчиковые  упражнения  ускоряют  развитие  речи, что очень  важно для детей логопедической группы.  Двигательная  активность  кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному  их  использованию, формирует  грамматически  правильную  речь, развивает  память,  способствует  автоматизации  звуков и подготовке  руки  к  письму.

"Истоки способностей  и дарования детей — на кончиках  их  пальцев.  От  пальцев,  образно  говоря, идут  тончайшие  нити — ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Другими словами,  «чем больше  мастерства  в  детской  руке, тем  умнее  ребенок", — утверждал  В. А.  Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Детство  можно  рассматривать  как   период  становления  физиологических и психических  функций.  И  рисование  здесь  выступает  как  один  из  путей  выполнения  программы  совершенствования  организма.

Большинство  специалистов - психологов и  педагогов сходятся во  мнении:  детское  рисование – это один  из  видов  аналитика - синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы  формирует  объект  или  мысль  заново,  оформляя   при   помощи  рисунка  своё  знание,  изучая  закономерности,  касающиеся  предметов  и  людей  вообще,  «вне  времени  и  пространства».  Ведь  дети, как  правило,  рисуют  не  конкретный  образ,  а  обобщенное  знание  о  нём,  обозначая  индивидуальные  черты   лишь   символическими   признаками,   отражая   и  упорядочивая  свои  знания  о  мире,  осознавая  себя  в  нём.  Вот  почему,  по  мнению  учёных,  рисовать  ребёнку  также  необходимо,  как  и  разговаривать.  Ведь  неслучайно  Л. С. Выготский  называл  рисование  «графической   речью».

Рисование – большая  и  серьёзная  работа  для  ребёнка.   Даже  каракули  содержат  для  маленького  художника  вполне  конкретную  информацию  и смысл.  Определённое  достоинство  рисования  по  сравнению  с  другими  видами  деятельности  в  том,  что  этот  вид  творчества  требует  согласованного  участия  многих  психических  функций.

 

 

Рисование    не    просто    способствует    развитию   каждой    из   этих  функций,  но и связывает  их  между  собой,  помогает  ребёнку упорядочить бурно  усваиваемые знания, оформить и зафиксировать   модель   всё   более  усложняющегося  представления  о мире.

Я работаю  в  дошкольном  учреждении   более  19 лет  и  уже убедилась  в  том,  что  изобразительная  деятельность  приносит  маленькому  ребёнку  большую  радость. В начале моей педагогической практики  я, как  и  многие  педагоги – дошкольники, в  основном  придерживалась  стандартного  набора  изобразительных  материалов  и  традиционных  способов  передачи  полученной  информации.  И порой, сам того не  желая,  ограничивал  проявление  творческих  способностей  воспитанников.  Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей.  

Необходимостью систематизировать методику работы с детьми по нетрадиционным художественным техникам, так как возникал вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы  многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой  заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

  1. Цель и задачи

Целью данной рабочей программы, согласно ФГОС ДО, является развитие личности, мотивации творческих  способностей детей старшего дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.

На основе данной цели определены следующие задачи:

  • расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием  различных материалов;
  • развивать художественно – творческие способности детей;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
  • развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

  1. Актуальность

Актуальность рабочей программы «Нетрадиционные пути к творчеству»  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование  творческой  личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

  1. Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных  изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

  1. Интеграция с другими образовательными областями

     Формировать  личность  и  художественно – эстетическую  культуру  особенно  важно  в  наиболее  благоприятном   для  этого  дошкольном  возрасте, поскольку именно  в  этом   возрасте  закладываются  все  основы  будущего  развития  человека.  

     Это период приобщения ребенка к познанию  окружающего  мира, период  его  начальной  социализации, период  когда   активизируется  самостоятельность  мышления, развивается  познавательный  интерес  детей  и  любознательность. Научно  доказано, что  ребенок  очень  рано  приобретает  способность  воспринимать  не  только  форму  и  величину, строение  предметов, но  и  красоту  окружающей  действительности, поэтому  девиз  нашей  работы – «Чтобы  ребенок  вырос  красивым  душой и  телом, он  должен  быть  окружен  красотой  каждую  минуту»

При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: 

Здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. Самостоятельная деятельность детей. 

В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

  1. Содержание методической части

Рабочая программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает  занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.    

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности  основывается на принципах дидактики:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

  • грамотного методического руководства со стороны взрослых;
  • уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы  работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
  • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
  • развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.                                                                                                                                            

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап

 «Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап

 «Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

  1. Новизна и отличительная особенность

Новизной и отличительной особенностью программы «Нетрадиционные пути к творчеству" по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.7. Практическая значимость

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,  самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

  1. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.

При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывал, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость. Для работы по методической разработке составлено годовое  комплексно - тематическое планирование:

  1. Комплексно-тематическое планирование / средняя группа 4-6 лет

  1.  Комплексно-тематический план занятий с детьми 4-6 лет.

Тема

Задачи

Сентябрь

Тема: картинки про лето

(коллективная работа)

Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта дерева, насекомых). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором).

Тема: Знакомство тувинскими узорами

Цель: познакомить детей изделиями тувинского народа, учить видеть красоту тувинских узоров, разнообразие элементов, крашений. Воспитывает любовь к тувинскому народному творчеству.

Тема: красивые птички (лепка)

Развивать эстетическое восприятие детей. Вызывать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прощипывание. Развивать творчество.

Тема: на лесной поляне выросли грибы. (аппликация

Цель: Развивать образные представления детей. Закреплять умения вырезать и предметы, и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям составлять несложную композицию полоску бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, около грибов.

Тема: На яблоне поспели яблоки (рисование)

Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол расходящиеся от него длинные и коротки ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей и эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Тема: Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин. (лепка)

Цель: Закреплять умения детей передавать в лепке форму разных овощей (морковь, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить составлять форму овощей (фруктов) с геометическими формами (помидор-круг, огурец-овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскрашивания, сглаживания пальцами, прощипывания, оттягивания.

Тема: Огурцы и помидоры лежат на тарелке. (аппликация)

Цель: Продолжать отрабатывать умения детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закрепления. Разивать координацию движений обеих рук. Закреплять умения аккуратно наклеивать изображения.

Тема: Рисование в полосе

Цель: учить рисовать простые элементы тувинских узоров (хирээ бизи, бору дижи): прямые и волнистые линии. Точки, кольцы, дуги. Закреплять умение правильно пользоваться кистью и краской.

Октябрь

Витрина магазина ваз (коллективная работа)

Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины.

Сказочные животные

Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Вини-Пух, и др), передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

Рисование жилища чума

Учить передавать особенности строения чума с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком.

Тема: Украшение коврика

Цель: учить детей рисовать вертикальных горизонтальных и наклонных линий. Развивать цветовые восприятия

Вылепи свою любимую игрушку

Цель: Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работникам, учить оценивать их.

Наш любимый мишка и его друзья

Цель: Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции.

Деревенский дворик

(пейзаж)

Формировать представление об особенностях сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков).

Тема: Узор на разных формах

Цель: продолжать знакомить детей с элементами тувинских узоров. (Боор тей, хана карак). Учить составлять узор на бумаге разной формы из квадратов, кругов и полос выбирать форму и цвет.

Ноябрь

«Грустная картина — дождик без конца»

(подготовка фона)

Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски.

Красная шапочка несет бабушке гостинцы

Цель: Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигурку человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать изображение.

Машина едут по улице

Цель: Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

«Грустная картина — дождик без конца»

(рисование пейзажа)

Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги.

Тема: Тувинский узор в квадрате

Цель: знакомить детей с роговидными узорами. Учить выделять ее яркий нарядный колорит, композицию узора, ритмично повторяющиеся линии их пересечение. Развивать эстетические восприятия, желание создать красивый узор.

Девочка пляшет

Цель: развивать умение детей создавать изображение человека в движении. Учить передавать позу, движения. Закреплять умение передавать соответствие частей по величине. Упражнять в использовании различных приемов лепки. Учить сравнивать созданные изображения, находить сходство и развития. Учить отмечать и оценивать выразительность изображений.

Дома на нашей улице

Цель: Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Тема: Роспись сундук

Цель: Расширить знания детей об узорах. Учить располагать тувинские геометрические узоры на объемном предмете. Вызвать чувство восхищения, работами народных умельцев, формируя любовь к родному краю.

Декабрь

Костёр для охотника

Передача выразительности в рисовании костра, смешивание двух цветов используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Девочка в зимней шубке

Цель: Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединение оценивать созданные изображения

Троллйбус

Цель: Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями.

Тема: Украшения с тувинскими орнаментами на разных формах

Цель: расширить знания детей об узорах. Составлять узоры на бумаге разной формы (круг, квадрат, полоса, овал)

Зайчик

Цель: Закреплять умения детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применить разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность.

«Ёлка наряжается — праздник приближается!»

(коллективная работа, планируется 2 занятия)

1. Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами).

2. Упражнять в технике бумагопластики (бусы), наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету.

Тема: Украшение Инчээйека

Цель: Закреплять умение вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Январь

Красивая шубка для Снегурочки

Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки).

Собака со щенком

Учить детей лепить собак, передавая характерные особенности; форму, тела, головы, лап, их расположение. Закреплять умение лепить предметы из целого куска глины с добавлением отдельных частей, создавать изображения разной величины, в разном положении.

Зимний лес

(планируется 2 занятия)

1. Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы.

Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор   приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой).

2. Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками.

Тема: Украшение ширтека

Цель: Учить детей рисовать узор половиной луны(чартык ай). Закреплять умения правильно пользоваться простым карандашом, кистью и краской. Воспитывать любовь к тувинскому народному творчеству.

Пароход

Цель: Учить детей создавать образную картину применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение.

«Кружатся снежинки в воздухе морозном...»

Знакомство с техникой резерва из свечи в сочетании с акварелью. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом.

Тема: Украшение когээржика

Цель: Учить детей располагать узоры тувинской росписи на объемной предмете когээржике. Развивать разнонаправленные слитые, плавные движения руки, пространственную ориентировку, чувство в соответствии с тувинским колоритам. Развивать чувство восхищения работами народных умельцев. Формируя любовь к родному края.

Февраль

Пушистый зайка и охотник

(придумай свою историю)

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности. Передача  в рисунке характерных особенностей животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием полусухой жёсткой кистью.

Матрос с сигнальными флажками

Упражнять детей в изображении человека: в вырезании частей костюма, рук ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки, внизу, руки вверху, одна рука вверху, другая внизу и т.п) Закреплять умения вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво располагать изображение на листе.

Сарафанчик для матрёшки

Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками.

Тема: Узор узел счастья

Цель: Познакомит с тувинским народным узором с помощью сказки. Научить детей рисовать узора «узел счастья». Развивать навыки рисования карандашами, красками.

кувшинчик

Учить детей создавать изображение посуды (кувшин с высоким горлышком) из целого куска пластилина ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое внимательное отношение к маме.

Летят самолёты

Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе).

В цирке

Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения: дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ клоуна или слона-жонглёра). Украшение мячей узорами при помощи различных рельефных печаток.

Тема: Роспись ведерка (Хуун)

Цель: Познакомить детей с техникой рельефного изображения предметов. Учить располагать тувинские геометрические узоры на объемном предмете. Воспитывать интерес к тувинскому народно прикладному искусству

Март

«Вот тебе, родная, в

твой денёк — аленький цветочек-огонёк!»

(коллективная работа)

Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты лепестков цветка). Вызвать восторг от результата общего труда (красивый цветок с алыми  объёмными лепестками).

Выглянуло солнышко

Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по-сырому (прозрачная небесная лазурь). Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе).

Щенок

Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности (тепло овальные, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Тема: Украшение детской обуви «Бопук»

Цель: Расширить знания детей об узорах. Учить располагать узоры на объемной предмете «бопук». Развивать пространственную ориентировку чувства цвета в соответствии с тувинским колоритом.

Сказочная птица

Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты вырезать контифигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

Смелый подснежник

Знакомство с техникой резерва из восковых мелков в сочетании с акварелью («батик»); закрепление навыков рисования в технике резерва из свечи. Развивать положительные эмоции.

Вербочка пушистая

Рисование с натуры веточки вербы с бархатными почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных изоматериалов: фломастеров, школьных мелков, угольных палочек.

Тема: Пиала

Цель: Учить детей располагать тувинской росписи на объемном предмете-пиале. Развивать разнонаправленные слитные, плавные движения руки, пространственные слитные, плавные движения руки, пространственную ориентировку, чувство цвета в соответствии с тувинским колоритом. Вызывать чувство восхищения работами народных умельцев, формируя любовь к родному краю

Апрель

Я ракету нарисую

Продолжать знакомство с техникой «батик». Развивать чувство цветосочетания.

Хоровод

Учить детей изображать фигурку человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. Продолжать развивать образные представления. Познакомить с дымковской куклой.

Наша новая кукла

Закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Учить вырезать платье из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в аккуратном вырезывании наклеивании. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения.

Плывет рыбка. Декоративная работа

Учить изображать кистью рыбку (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой.

Тема: Кукла национальном костюме

Цель: Учить детей передать особенности строение куклы, познакомить с различными деталями национального костюма. Вызывать чувство восхищения работами народного умельцев

Радуга-дуга

(планируется 2 занятия)

1. Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра.

Летающие самолеты

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Тема: Состав узор из листьев, веточек.

Цель: Развивать у детей чувство цвета, уметь составлять простой узор подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концам кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии)

Май

Открытка ко Дню Победы

Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким. Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками.

Волшебный сад

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, воображение.

Тема: Волшебные узоры

Цель: Развивать у детей фантазию в изображении декоративных композиций из растительных элементов, упражнять в получении красивых сочетаний цветов. Воспитывать интерес к тувинскому народно прикладному искусству.

Зоопарк для кукол

Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторик рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности  и ее результата.

Яблонька белая

(планируется 2 занятия)

1. Передача строения дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш, сангина; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой).

2. Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики).

Сказочные цветы для пчелы Майи

Закреплять навык рисования восковыми мелками и акварелью. Побуждать использовать цвет и необычную форму цветов как средства выразительности.

Тема: Узор из весенних цветов

Цель: Развивать у детей воображение, учить из знакомых элементов, форм составлять композицию узора, располагать его на бумаге разной форме (круге, квадрате, прямоугольнике полоске)

  1. Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации

образовательного процесса

Данная рабочая программа рассчитана на год обучения (для детей с 4 до 6 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включая  необходимое оборудование.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 4-6 лет

Занятия с детьми проводятся в специально отведённом кабинете или в  группе.  Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и школьная доска, используются для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения, презентаций, тематических видео материалов. Дети рассаживаются за столы свободно. Курс занятий по рассчитан на 2 раз в неделю. Занятия проводятся по подгруппам из 10-12 человек. Продолжительность занятий: с детьми 4-6 лет — 20- 25 минут. Общее количество занятий в год составляет: 72 занятий с детьми 4-6 лет.

  1. Структура занятий

Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.   Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации        передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

  1. Основные требования к освоению образовательной программой

детей 4-6 лет

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

4-5лет

- материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...;

- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

5-6 лет

- новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный);

- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;

- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.

- изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;

- владеть приёмами нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью;

- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;

- передавать строение предметов, соотнося их части по величине;

- создавать несложные сюжетные композиции;

- создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме;

- творить в команде детей.

  1. Региональная особенность содержания рабочей программы.

  Воспитанием любви и уважения к своему краю, его людям, природе, взрослые занимались всегда, независимо от времени, социальных и финансовых условий. А живя в Туве невозможно не включить этот вопрос в учебно- воспитательный процесс.

  У народностей Тувы испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, который наряду с памятью предков особое отношение было к природе. Народы Тувы- ярчайший пример бережного отношения и беззаветной любви к природе.

  Не менее важным этапом работы с дошкольниками является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Тувы. Знакомство с тувинскими орнаментом проходит целенаправленно в период подготовки к празднику Шагаа.

Тувинские орнаменты привлекает детей яркостью и чистотой цветовых гамм, узоров, симметрией и ритмикой, вызывает у них желание воспроизвести увиденное.

Так как тувинские орнаменты очень оригинальны и своеобразны.   Национальное самосознание или этническая идентичность как сознание своей национальной принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы жизни.

  Вводя ребёнка – дошкольника в мир природы, самобытной культуры появляется надежда реально раскрыть детскую непосредственность, реализовать его индивидуальность, выявить его лучшие качества и способности, усилить желания ребёнка к самостоятельной деятельности.                                                  

 Тематический план

        сентябрь

Тема: Знакомство тувинскими узорами

Цель: познакомить детей изделиями тувинского народа, учить видеть красоту тувинских узоров, разнообразие элементов, крашений. Воспитывает любовь к тувинскому народному творчеству.

Тема: Рисование в полосе

Цель: учить рисовать простые элементы тувинских узоров (хирээ бизи, бору дижи): прямые и волнистые линии. Точки, кольцы, дуги. Закреплять умение правильно пользоваться кистью и краской.

октябрь

Тема: Украшение коврика

Цель: учить детей рисовать вертикальных горизонтальных и наклонных линий. Развивать цветовые восприятия

Тема: Узор на разных формах

Цель: продолжать знакомить детей с элементами тувинских узоров. (Боор тей, хана карак). Учить составлять узор на бумаге разной формы из квадратов, кругов и полос выбирать форму и цвет.

Ноябрь

Тема: Тувинский узор в квадрате

Цель: знакомить детей с роговидными узорами. Учить выделять ее яркий нарядный колорит, композицию узора, ритмично повторяющиеся линии их пересечение. Развивать эстетические восприятия, желание создать красивый узор.

Тема: Роспись сундук

Цель: Расширить знания детей об узорах. Учить располагать тувинские геометрические узоры на объемном предмете. Вызвать чувство восхищения, работами народных умельцев, формируя любовь к родному краю.

Декабрь

Тема: Украшения с тувинскими орнаментами на разных формах

Цель: расширить знания детей об узорах. Составлять узоры на бумаге разной формы (круг, квадрат, полоса, овал)

Тема: крашение Инчээйека

Цель: Закреплять умение вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Развивать творческую активность, самостоятельность.

январь

Тема: Украшение ширтека

Цель: Учить детей рисовать узор половиной луны(чартык ай). Закреплять умения правильно пользоваться простым карандашом, кистью и краской. Воспитывать любовь к тувинскому народному творчеству.

Тема: Украшение когээржика

Цель: Учить детей располагать узоры тувинской росписи на объемной предмете когээржике. Развивать разнонаправленные слитые, плавные движения руки, пространственную ориентировку, чувство в соответствии с тувинским колоритам. Развивать чувство восхищения работами народных умельцев. Формируя любовь к родному края.

Февраль

Тема: Узор узел счастья

Цель: Познакомит с тувинским народным узором с помощью сказки. Научить детей рисовать узора «узел счастья». Развивать навыки рисования карандашами, красками.

Тема: Роспись ведерка (Хуун)

Цель: Познакомить детей с техникой рельефного изображения предметов. Учить располагать тувинские геометрические узоры на объемном предмете. Воспитывать интерес к тувинскому народно прикладному искусству

март

Тема: Украшение детской обуви «Бопук»

Цель: Расширить знания детей об узорах. Учить располагать узоры на объемной предмете «бопук». Развивать пространственную ориентировку чувства цвета в соответствии с тувинским колоритом.

Тема: Пиала

Цель: Учить детей располагать тувинской росписи на объемном предмете-пиале. Развивать разнонаправленные слитные, плавные движения руки, пространственные слитные, плавные движения руки, пространственную ориентировку, чувство цвета в соответствии с тувинским колоритом. Вызывать чувство восхищения работами народных умельцев, формируя любовь к родному краю

апрель

Тема: Кукла национальном костюме

Цель: Учить детей передать особенности строение куклы, познакомить с различными деталями национального костюма. Вызывать чувство восхищения работами народного умельцев

Тема: Состав узор из листьев, веточек.

Цель: Развивать у детей чувство цвета, уметь составлять простой узор подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концам кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии)

май

Тема: Волшебные узоры

Цель: Развивать у детей фантазию в изображении декоративных композиций из растительных элементов, упражнять в получении красивых сочетаний цветов. Воспитывать интерес к тувинскому народно прикладному искусству.

Тема: Узор из весенних цветов

Цель: Развивать у детей воображение, учить из знакомых элементов, форм составлять композицию узора, располагать его на бумаге разной форме (круге, квадрате, прямоугольнике полоске)

  1.  Работа с родителями.

Успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями.  Чем  теснее  это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я  уверен,  что каждый  успех  ребёнка  в  творчестве  и  в  личностном  плане    следует довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имеет  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на  признание».   В годовой  план  работы для сотрудничества с семьёй, я включил следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций
  • Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
  • Совместное проведение мероприятий
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование
  • Мастер – класс
  • Семинар

      Регулярно  организую  тематические  выставки  детских  рисунков. Родители  имеют  возможность  познакомиться  с  творчеством  своих  детей – с  одной  стороны,  а  с  другой – повышается  их  интерес  к  продуктам  художественного  творчества.  

      Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.

                           

  1. Система мониторинга.

Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.

Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения. Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).

Методика Комаровой Т.С.

Анализ продукта деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 

2. Передача формы: 

высокий уровень – форма передана точно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 

5. Композиция.

А) расположение на листе:

высокий уровень – по всему листу;

средний уровень – на полосе листа

 низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. 

Б) отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно. 

6. Передача движения:

высокий уровень – движение передано достаточно четко;

средний уровень – движение передано неопределённо, неумело

низкий уровень – изображение статическое.

7. Цвет.

А) цветовое решение изображения:

высокий уровень – реальный цвет предметов

средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

высокий уровень – многоцветная гамма; 

средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); 

низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 

Анализ процесса деятельности.

1. Характер линии:

А) характер линии:

высокий уровень – линия прерывистая 

средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) 

низкий уровень – слитная 

Б) нажим: 

высокий уровень– сильный, энергичный 

средний уровень – средний 

низкий уровень – слабый 

В) раскрашивание: 

высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура 

средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура 

низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

Г) регуляция силы нажима: 

высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура 

низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

 2. Регуляция деятельности. 

А) отношение к оценке взрослого:

высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) 

Б) оценка ребёнком созданного им изображения: 

высокий уровень – адекватна 

средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) 

низкий уровень – отсутствует 

3. Уровень самостоятельности: 

высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; 

средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 

Творчество. 
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения 
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. 

Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.

Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. 

Анализ результатов выполнения задания. 

Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. 

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.) 

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Ф. И. ребенка

Формообразующие движения

Части предметов

Сюжет

Использование цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по величине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Динамика

Всего баллов

7. Учебно-методическое сопровождение.

 Техническое оснащение.

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6. Литература по искусству.

7. Психолого-педагогическая литература

 Применяемые средства, инструменты и расходные материалы

Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.

Инструменты

Материалы

  • ластик;
  • точилка для карандашей;
  • ножницы;
  • кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;
  • палитра;
  • емкости для воды;
  • стека;
  • предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
  • пластиковые дощечки разного формата;
  • полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
  • сито;
  • бесцветный лак;
  • оргалит;
  • мольберты;
  • рабочие столы;
  • магнитная доска;
  • муляжи и макеты для постановки натюрмортов;
  • простой карандаш;
  • альбом для рисования;
  • бумага для рисования акварелью;
  • бумага для рисования гуашью;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • акварель художественная;
  • гуашь художественная;
  • пластилин;
  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • мука;
  • соль;
  • клей – карандаш;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • зубные щётки;

   Игры и упражнения

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я  использую через игры и упражнения, следующие нетрадиционные техники изображения:

Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении

 А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

 Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга

 Выготский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

  • Граттаж -  суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.

 Описание техники:

Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. - --- Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

-  Далее весь фон полностью затрём воском.

-  Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

-  Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

-  А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Чем не гравюра!

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

 

Упражнения:

«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

«Ночной мотылёк»  Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот      появилась бабочка, а вот цветок.

«Дворец для Снегурочки»  Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

«Вечерний город»  Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет»  Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

  • Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:

«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.

Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

«Каких я видела бабочек»  На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

  • Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

- цветы для пчёлки;

- бабочек порхающих над лугом;

- грибы на полянке;

- овощи в корзинке;

- фрукты в вазе и т.п.

В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:

- открытки;

- пригласительные билеты;

- платки;

- салфетки

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»

- букет цветов;

- закладки;

- букет из рябиновых веток.

  • Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.

Описание техники:

Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

Средняя группа.

«Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?

«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.

«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы.

Старшая группа.

«Летний дождь»  Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.

«Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!

«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.

«Мой пушистый маленький друг»  Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!

 Подготовительная группа.

«На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В подводной лодке»  Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…

«Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.

  • Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

 Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

 «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

  • Набрызг – непростая техника.

 Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

 Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад»  По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

  • Печать от руки – очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем  всю ладонь или её часть в краску  и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить  и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.  

  1. Список используемой литературы

  1. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  3.  «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
  4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
  6. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны.  2007. – 80с.
  7. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  9. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  10. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  11. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  12. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.
  15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  16. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
  17. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  18. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  19. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  20. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
  21. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.
  22.            Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с.

     

Заключение

Работа по данной рабочей программе даёт положительную динамику в развитии у

цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.  Исходя из выше сказанного,  можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные  методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда выполняется поставленная цель и  решаются поставленные задачи.

Главное в моей работе, да и  в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность  в собственные силы.

Самая  большая  для  меня  радость, когда  я  слышу  детский  вопрос: «А  мы  ещё  будет  так  рисовать?». Значит,  ребёнку  понравился  процесс    рисования,   и   он   хочет   продолжения  этой  деятельности.