Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме

Волкова Елена Андреевна

Курсовая работа на тему "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста". Теоретическое исследование, включающее в себя практические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

Защищена с оценкой__________________

Протокол №_______от ________________

Курсовая работа

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студентки 43 группы

специальность 050704

«Дошкольное образование»

Назаровой Елены Андреевны

Руководитель

Семеренко Ирина Гавриловна

Санкт-Петербург

2013


Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Мнения о развитии фонематического слуха……………………6
  2. Этапы овладения речью (Левина Р. Е.)………………………….7
  3. Работа над формированием фонематического слуха……….....8
  1. Основные задачи развития фонематического восприятия……………8
  2. Этапы формирования фонематического восприятия……………….....9
  3. Этапы логопедической работы………………………………………..10
  4. Этапы работы над формированием фонематического слуха в ДОУ…………………………………………………………………………….12
  1. Нарушение фонематического слуха…………………………………..13
  1. Признаки нарушения фонематического слуха……………………….13
  2. Причины нарушения фонематического слуха………………………..13
  3. Основные нарушения фонематического слуха………………………14
  1. Деление звуков…………………………………………………………17
  2. Методики обследования фонематического восприятия……………18
  1. Методика обследования фонематического восприятия (Чиркина Г. В.)………………………………………………………………………………18
  2. Методика обследования фонематического восприятия (Фомичева М. Ф.)………………………………………………………………………………21
  3. Методика обследования фонематического восприятия (Филичева Т. Б.)………………………………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………….24

Литература…………………………………………………………………….26

Приложение…………………………………………………………………...28


Введение

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда ошибки в речи и в письме.

Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие.

Для того, чтобы проблем в произношении у ребенка не возникало, фонематический слух и восприятие нужно развивать.

Развивать фонематический слух можно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно- психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детей имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную, но и письменную речь.[3][4][6]

Задачи работы:

- дать понятие о фонематическом восприятии

- раскрыть особенности фонематического восприятия речи

- выявить способы диагностики развития фонематического слуха

- изучить особенности использования специальных упражнений для формирования фонематического слуха

Словарь основных терминов

Общее недоразвитие речи(ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте

Алалия— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте

Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Артикуляторно-фонематическая дислалия — это дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признаком в моторном звене производства речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия — это дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

1. Мнения о развитии фонематического слуха

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».

 Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения. Оно формируется в период от года до четырёх лет.

А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают.

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематических процессов приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова.

По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).[4][1]

  1.  Пять этапов овладения речью (Левина Р.Е.)

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

  1. На первом (дофонемном) этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
  2. На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
  3. На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
  4. На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.
  5. На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуки в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте.

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

- слух и фонематическое восприятие;

- моторика речевого аппарата (подвижность органов речи).[11]

3. Работа над формированием фонематического слуха

3.1. Основные задачи развития фонематического слуха:

  • Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
  • Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.[8]
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

3.2. Этапы формирования фонематического восприятия

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу

На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.[1]

3.3. Этапы логопедической работы

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

При проведении занятия с детьми в игровой форме мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического анализа и синтеза.

Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Ученые планомерно работают над развитием фонематического слуха. Дети стали намного лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.[9]

3.4. Этапы работы над формированием фонематического слуха в детском саду.

  • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау 1ый а; 2ой у).
  • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
  • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
  • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
  • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
  • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочтение слова и предложения.[2][3][8]

4. Нарушение фонематического слуха

4.1. Признаки нарушения фонематического слуха:

  • Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.[5]

4.2. Причины нарушения фонематического слуха.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

- укороченная подъязычная связка;

- малоподвижный большой язык;

- слишком маленький и узкий язык;

- вялость мышц передней части языка;

- дефекты строения челюсти:

Функциональные нарушения фонематического слуха:

- неправильное воспитание речи ребенка в семье (взрослые “сюсюкают” с ребенком)

- подражание людям с неправильной речью;

- двуязычие в семье; педагогическая запущенность;

- недоразвитие фонематического слуха;

- долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти;

- снижение слуха.[10][11]

4.3. Основные нарушения фонематического слуха

Если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

Или у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения их различать (правильно осуществлять выбор звуков). Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Смешения и замена звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Рау) или, что то же самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты с нарушением системы языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия.

В зависимости от того, каким является дефект - фонематическим или фонетическим, - выделяют 3 основные формы дислалии:

- акустико-фонематическая,

- артикуляторно-фонематическая,

- артикуляторно-фонетическая.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.

 К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка неполностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова (гора - “кора”, жук - “щук”, рыба - “лыба”). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-с и т.д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При артикуляторно-фонематической дислалии выделяют два варианта нарушений. При первом артикуляторная база оказывается неполностью сформированной. при отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Таким образом, происходит замена одних звуков другими. В роли заменителя выступает звук, более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствии чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Например, одни и те же слова в разное время ребенок может произносить как правильно так и неправильно. Замена и смешение звуков при этой форме дислалии осуществляется на основе артикуляционной близости звуков. Например, меняется “т” на “к”, “д” на “г”, “с” на “сь”, “л” на “ль”, “т” на “ть”, “ц” на “ч”. “Коля” — “Толя”, “сад” — “сядь”, “лук” — “люк”, “тук” — “тюк”, “курица” — “курича”.

При артикуляторно-фонетической дислалии неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук, которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и др.[10][11]

5. Деление звуков

Гласные

- по степени подъёма языка (верхнего, среднего и нижнего)

- по месту движения языка (переднего, среднего и заднего ряда)

- по участию или неучастию губ (огубленные и неогубленные)

- по наличию или отсутствию ударения (ударные и безударные)

Согласные

- по месту образования (губные и язычные)

- по наличию шума и голоса (шумные –делящиеся в свою очередь на звонкие с участием голоса, глухие без участия голоса и сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума)

- по способу образования шума (Взрывные, смачные, щелевые, аффрикаты)

- по наличию или отсутствию мягкости (твёрдые и мягкие)[14]

6. Методики обследования фонематического слуха

6.1. Методика обследования фонематического восприятия (Г. В. Чиркина)

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности ребенка просят:

- отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности

- угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенка просят:

- повторить слоговые сочетания (СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА).

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом. Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения.

Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса — крыша, день — тень, булка — белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи. В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния навыков произношения у детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

6.2. Методика обследования фонематического восприятия (М. Ф. Фомичева)

Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха.

Ребенка просят:

- Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

- Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

- Выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п.

- Выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п.

- Определить наличие звука [с] в таких словах как: санки, зонт, нос, щука и т. п.

- Повторить в заданной последовательности 2 (3) слога типа [са-ша] (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);

- Разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; (кит и кот, кот и ком)

- Повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Но даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при звуковом анализе. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.

6.3. Методика обследования фонематического восприятия (Т. Б. Филичева)

Обследование фонематического восприятия проводится после проверки состояния произношения звуков. Необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом:

Ребенка просят:

- услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку.

- написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, (жук — сук, том — дом — ком, дом — сом, мишка — миска, коза — коса, лужа — лыжи, день — тень — пень).Ребенка просят:

- выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи?»)

- повторить за логопедом сходные слова (Маша — Даша — каша; Паша — наша — ваша; тень — день, день — пень-, бак — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук и т. п.) Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания и слуховой памяти.

Итак, мы видим, что методики обследования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи содержат много общего.[9]

Заключение

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением письма и чтения). Развитие речи, включающее умение четко произносить слова, строить предложения, - одна из насущных проблем, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонематической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

В связи с этим изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при недоразвитии речи у детей.

Фонематический слух играет очень большую роль в овладении речью и письмом. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное их произношение детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Именно поэтому логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию следующих фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Способность различать фонемы формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух еще называют смысловым.


Литература

  1. Формирование фонематического восприятия у детей 4-6 лет/ составитель Г. Н. Бавыкина. – Комсомольск-на-Амуре: изд-во гос. Пед. Ин-та. – 1996. – 42с.
  2. Фонематическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста: Монография. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 172с.
  3. Возрастная фонетика: учеб. Пособие для студентов/Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. М.:АСТ:Астрель, 2005. – 207с.
  4. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 472с. Гвоздев. Н. А.
  5. Антипова Ж.В., Горина Н.В. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитие речи.// В кн.: Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. – С.28.
  6. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 198 с.  
  7. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов. – Томск: SТТ, 2001. – 284с.
  8. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 64с.
  9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.]
  10. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание, 2006, №11, с.65-75
  11. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004
  12. Логопедические игры и упражнения для детей/И. В. Асташина. – М.:РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2010. – 189с.
  13. Новые скороговорки на все звуки: Пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей./Т. И. Пименова –СПб.:КАРО,2010. – 160с.
  14. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей./Н. И. Гридчина – СПб.:КАРО,2009. – 96с.
  15. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель,2008. – 63с.
  16. Чудо-обучайка: речевая моторика, речевое дыхание, дикция – Екатеринбург: Литур, 2006. – 32с. Буйко В.Н.
  17. 500 стишков для зарядки язычков. – М.:ТЦСфера, 2009. – 96с. Агеева И. Д.        

Приложение

Звукоподражательные упражнения

Машина

По дороге шла машина

И наехала на гвоздь

ШШШШ-шипит сердито шина

Заменить её пришлось

Часы

Тикают часы ТИК-ТАК

Стрелки двигаются в такт

Мы заводим их опять

Чтобы время точно знать

Гром

В небе гром гремит-БОМ-БОМ

Слышатся раскаты

Прячьтесь поскорее в дом

От грозы, ребята

Лягушки

КВА-КВА-КВА-КВА-КВА-

Квакают лягушки.

Хорошо живётся им

В канаве у опушки.[15]

Упражнение на дифференциацию звуков

Блестит на солнышке лоЗА-

На листве её роСА

Только капельки роСЫ

Не помеха для коЗЫ.

Будет съедина коЗОй

Вся лоЗА вместе с роСОй.[16]

Чистоговорки

Песенка про Таню

Ша-ша-ша-ша – Наша Таня хороша,

Шо-шо-шо-шо – И поёт хорошо,

Шу-шу-шу-шу – Поёт песню малышу,

Ши-ши-ши-ши – Любят песни малыши.

Свеча

Ча-ча-ча-ча – На столе стоит стоит свеча.

Чо-чо-чо-чо – Ой как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу – Я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи – Я подул и нет свечи.[13]

Скороговорки

Крошка в окрошку крошит картошку,

Нравится Крошке картошка в окрошке.

Наш шалаш из камыша –

Для мышонка-малыша.

Круг за кругом, круг за кругом

Маршируем друг за другом.[13]

Игры на развитие фонематического восприятия

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в
кости.

Самолёт построим сами,
Понесёмся над
весами.
Понесёмся над
весами,
А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо
лампочки погреть.

Испорченный телефон

Звуки по кругу.

Развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

Правила: В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с"- середина слова, "к" - конец слова

Ход игры: Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

 Начало, середина, конец.
Развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова,"с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.[12][14]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...