Комплексное занятие "Осеннее настроение в музыке и красках"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Занятие для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_osennee_nastroenie.docx34.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

«Осеннее настроение в музыке и красках»

Программное содержание: Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение. Возбудить интерес к живописи, музыке.  Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное , приподнятое , взволнованное настроение, которое природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают , создают ощущение печали, грусти прощания природы и человека с теплым временем года.

Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные сочетания, сенсорные ощущения, эстетическими и искусствоведческими терминами (радостное, взволнованное, восхищенное, спокойное, умиротворенное, печальное, легкая грусть и т.д.); наименование цветов и цветосочетаний (золотые, желтые, лимонные, желтовато-оливковые, красно-коричневые, коричневато-охристые, рыжие, побуревшие, фиолетовые, синие, голубые; теплые, холодные).

Материалы: Две репродукции художественных картин «Золотая осень» И. Левитана и «Осень» М. Башкирцевой.

 2 веера разной палитры (грусти и радости) для игры

Оформление зала рисунками детей осенних пейзажей, фортепиано, аудиозаписи А. Вивальди «Времена года», П.И. Чайковский «Осенняя песнь», портреты композиторов, осенние листья для игры. Для практической части –мольберты и ватманы, палитры 1-серые отттенки, 2- яркие оттенки.

Ведущий:    Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о настроении природы в Музыке и Красках. Ребята, отгадайте загадки:

Все мрачней лицо природы;                                                                Почернели огороды,                                                                                                 Оголяются леса,                                                                  Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.                                             Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Солнца нет, на небе тучи,                                               Ветер вредный и колючий, 

Дует так, спасенья нет!                                                    Что такое? Дай ответ!

(Поздняя осень)

Дети, во все времена года природа прекрасна. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года? Правильно, это осень.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой , багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной. (И. Бунин)

     Осень  

Если на деревьях листья пожелтели, 

Если в край далекий птицы улетели, 

Если небо хмурое, если дождик льется,

     Это время года осенью зовется.

(М. Ходякова)                 ( читает  ребенок)

Осень – любимая тема писателей, поэтов, музыкантов и художников. Она привлекает своим разнообразием ярких красок, великолепием и неповторимостью, сменой настроений. Послушайте стихотворение:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Какое настроение чувствуется в этом стихотворении? (грустное, печальное). А вот другое стихотворение:

Золотятся между сосен,

Клены желтые стоят…

Что за чудный им наряд подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорчатой листвой

Яркие рубины!..

Если в первом стихотворении слышаться грусть и печаль, то здесь- радость, ликование: автор любуется и восхищается осенью. Она предстает здесь в в образе щедрой, доброй волшебницы, которая подарила кленам чудный наряд, украсила рябины, осыпав их рубинами. Оказывается, осень может быть разной: красивой и радостной, грустной и печальной, плаксивой и тоскливой.

Для того что бы изобразить природу поэт использует слово, художник – кисти и краски. А как вы думаете, можно ли звуками нарисовать осенний пейзаж? (конечно). В музыке, как и в изобразительном искусстве существует своя палитра цветов, которая позволяет композитору с помощью звуковой окраски написать музыкальную картинку.

Звучит «Осенняя песнь» П.И.Чайкоского

Это произведение написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Какой характер у этого произведения? (мелодичный, напевный. Мелодия наполнена светлой грустью, сожалением от того, что красота природы быстротечна- буйность красок и чувств переходит в увядание и опустошение).

Какой инструмент исполняет это произведение?

Какой темп использует композитор для передачи характера?

Какой лад? (минор)

В нотах композитор всегда указывает насколько тихо или громко нужно исполнять произведение. Это называется «нюанс» (форте- пиано).

Как вы думаете, какой нюанс указал композитор?

А сейчас мы послушаем отрывок из произведения великого итальянского композитора А. Вивальди «Времена года».

        Звучит фрагмент из «Осени» (1часть)

Как вы считаете, отличается характер этого произведения? (взволнованное, приподнятое настроение, в котором слышатся нотки ликования и радости)

Какой инструмент исполняет сольную партию?

Темп? Лад? Нюанс?

Один из этих композиторов написал стихотворение к своему произведению, для того чтобы слушатель мог представить о чем сейчас будет рассказывать музыка.

        Шумит крестьянский праздник урожая.

        Веселье, смех, задорных песен звон!

Как вы думаете, к какому из прослушанных произведений подходит этот отрывок?

Игра  «Растущая скульптура»

Создание  групповой осенней скульптуры.  Дети стоят по кругу, в руках осенние листья. Инструкция детям: когда начинает звучать музыка, вы медленно идете по кругу. Тот, до кого дотронется рука скульптора (преподаватель), выходит в середину круга и принимает какую-нибудь интересную, особенную позу. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Как только вы найдете наиболее подходящую для себя позу, перестаньте двигаться. Следующий ребенок должен повторить тоже, но при этом обязательно прикоснуться к первому ребенку и т.д. Так продолжается до тех пор, пока не построим скульптуру, в которой будут участвовать все.

В конце игры нужно обязательно сделать фотографию.

Вот как красиво и проникновенно рассказывают  об этом периоде осени поэты.

А сейчас мы посмотрим как об этом времени года рассказали художники. (Показ слайдов на экране репродукций Левитана и Башкирцевой)

Какое настроение возникает у вас, рассматривая эти картины? (высказывания детей)

-Почему у вас такое настроение?

-Какие краски использовал художник?

Дети: желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.

-Как еще можно назвать эти краски?

-Теплые, нарядные.

Да, эти краски создают у нас  радостное, праздничное настроение. А эти краски  тихие или громкие?

Громкие, звучные.

Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, желающие порадовать нас и нашли такие краски, которые и нам передали  их удивление , радость от увиденного в природе , восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро Зима.

(Картина была написана осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно. Это место находилось всего в полукилометре от усадьбы «Горка»)

Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона.

А ещё у осени бывает разное настроение. Настроение осени можно выразить музыкой, стихами, живописью.

Кто знает стихотворение об осени? Нужно прочитать отрывок стихотворения и найти картину, которая подходит к настроению вашего стихотворения (дети читают стихи об осени).

Озорники  

Закружился надо мной                                                      Дождь из листьев озорной.

 До чего же он хорош!                                                         Где такой еще найдешь – 

Без конца и без начала?                                             Танцевать под ним я стала, 

Мы плясали, как друзья, –                                               Дождь из листиков и я.

(Л. Разводова)       (читает ребенок)

 

Вы послушали стих, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(радость, веселье, танцующее, и т.д) Какие краски вы бы использовали для  изображения осени?( яркие, звонкие, веселые локальные цвета желтый, зеленый, бордовый, голубой, и  т .д)

Какие цвета использовал художник для передачи светлого, радостного настроения? (ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые.)

Осень  

Я хожу, грущу один:                                                 Осень рядом где-то.

Жёлтым листиком в реке                                                         Утонуло лето.

Я ему бросаю круг – свой венок последний. 

Только лето не спасти, если день – осенний.

(Г. Новицкая)        (читает ребенок)

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(грусть, печаль, уныние, тоску, и т.д) Какие бы вы краски использовали для изображения осени?( серые, приглушенные, тоскливые, мрачные, холодные, и т.д)

Какие цвета использовал художник для передачи

унылого, грустного настроения? (ответы: серые, не яркие, грустные, холодные.)

ИГРА Теперь немного поиграем с вами, у вас есть веера разных цветов, вы будете слушать музыку и показывать какой веер вы бы использовали для изображения настроения в своем рисунке.  ( веера изготавливаются детьми на занятии в изостудии заранее)

А теперь нам Егор прочитает стих, слушайте внимательно!

Осень идёт

 

Следом за летом 

Осень идёт. 

Жёлтые песни 

Ей ветер поёт, 

Красную под ноги 

Стелет листву, 

Белой снежинкой 

Летит в синеву. (В. Степанов)

Сколько цветов вы услышали в стихотворении? Назовите их (дети называют)

 

(Коллективная работа) Сейчас мы разделимся на  две команды и пройдем за мольберты. Одна команда будет изображать грустное, печальное настроение, а другая веселое, звонкое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства и настроения в музыке.

Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями ...

комплексное занятие для старших дошкольников "Волшебные краски Осени"

Занятие объединяет разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую), обогащает знания детей о специфике различных видов искусства и...

Чувства и настроения в музыке - тематическое занятие

Цель:  развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену. Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средств...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"

Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...

В группе в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и занятию из цикла "Музыка в красках"

Сегодня в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и  занятию из цикла "Музыка в красках". Ребята слушали "Богатырскую симфонию...

12.03.24г. "Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Священная война" музыка Ал.Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

12.03.24г. "Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Священная война" музыка Ал.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача...