«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
консультация (старшая группа) на тему

      Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruzaevka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

        Подготовила:

        воспитатель высш. кв. кат.

        Фадеева О.С.

Атемар 2018 г

                                                                 Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                                            Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                                    От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                                             духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие,

                             прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                              В.А. Сухомлинский

      Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают.

     Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии.      Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.

      Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

    Одним из любимых видов деятельности детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Она развивает фантазию, воображение детей, творческие способности, ведь в процессе рисования у ребенка возникает необходимость не только комбинировать свои собственные впечатления, но и создавать новые образы. Воображение, фантазия представляют собой психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей, образов на основе имеющегося у ребенка опыта. Это такая функция сознания, которая не может возникнуть естественным образом, а развивается лишь при определенных условиях жизни человека. Однако в настоящее время мы можем наблюдать дефицит этой способности у детей в результате технологизации и технократизации современной жизни. Сегодня ребенок буквально с первых лет жизни приобщается к компьютерным играм, которые вытесняют реальный чувственный опыт из его повседневной деятельности, что приводит к недоразвитию функций правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие проявления, и «переразвитию» левого полушария.   Процесс рисования основывается на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия, который является важнейшим стимулом к дальнейшему развитию художественно-творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, художественный опыт могут выступать в качестве противовеса «левополушарному» развитию ребенка и в то же время способствуют сохранению гармоничности, целостности его психического развития. Особенно это актуально в обучении дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития 64 представляет собой особый тип аномалии, которая проявляется в нарушении нормального темпа психического развития ребенка, что может быть вызвано различными причинами. Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания, которое с возрастом успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией оказываются в адекватных для них условиях воспитания и обучения. Именно такие условия можно создать для них на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду. На занятиях в процессе рисования ребенок накапливает зрительные образы, которые сначала возникают у него в сознании, ведь без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Поэтому в процессе создания художественного образа у дошкольников уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые и развивают их воображение. Так возникает желание создать красивое изображение, интересно придумать его и как можно лучше выполнить, нарисовать. На занятиях мы предлагаем детям рисовать то, что они видят или чувствуют, не спрашивая при этом, что именно ими нарисовано. В итоге у некоторых ребят получаются абстрактные рисунки, зато свои и выполненные самостоятельно. В такие моменты детей переполняют эмоции, им хочется рассказать о том, что они изобразили. Поэтому после окончания работы мы обязательно беседуем с воспитанниками совместно, а затем с каждым отдельно. Удалось ли им передать свои чувства, состояния, цвет, форму, движение? Каждую работу оцениваем только положительно, что создает положительный эмоциональный фон для развития творчества детей. Стараемся оценивать не уровень художественных способностей, а мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей. С целью стимулирования инициативы и активности ребят с ЗПР мы используем простые приемы фантазирования, например, игры на листе бумаги.

     Приведем примеры. Игра «Открой в себе художника»: используем листы бумаги с нарисованными фигурами и линиями, дети должны дорисовать фигуры и линии и сами придумать название рисунку. Игра «Линия с характером»: на листе бумаги по заданию взрослого дети рисуют в ряд линии – первая спокойная, вторая веселая, следующая хитрая, далее зубастая, затем волнистая, потом 65 больная. Для данного упражнения используем разноцветные фломастеры, и для каждой линии ребенок должен выбрать свой цвет. Это упражнение развивает у ребенка понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. Ребята ищут цвет, движение, «настроение» своих линий, следят за движением руки. Упражнение учит понимать, различать и изображать с помощью линии разные чувства, ощущения. Каким будет «разговор» между этими линиями? Что «больная линия» скажет «веселой линии» и «зубастой»? Что скажет «хитрая линия»? Рисовать линии интересно, потому что ребенка занимает не процесс собственного действия, а процесс, протекающий во внешнем мире. Здесь важно соблюдать принцип свободы, который является главным условием развития воображения ребенка с ЗПР.

Иногда мы используем следующие творческие задания:

1. Увеличение – уменьшение: например, волк стал совсем маленьким, а козлята большие. Изобрази.

2. Ускорение – замедление: например, Колобок катится быстро, медленно. Что произошло бы, если бы Колобок катился очень быстро? Что случилось бы в сказке? Нарисуй.

3. Перемещение в пространстве: например, Снегурочка или Дедушка Мороз очутились в Африке. Какая получится картинка?

4. Фантастическое вычитание: что получится, если убрать короб у Машеньки? Или печку у Емели?

5. Фантастическое сложение: что получится, если сложить бокал, ведро, кастрюлю? Нарисуй.

6. Помещение в нестандартные условия: например, детский сад в лесу. Парикмахерская для зверей. Больница для растений. Что может измениться? Нарисуй.

      Благодаря таким игровым упражнениям у наших воспитанников поднимается настроение, улучшается самочувствие, взаимопонимание. В ходе свободного высказывания и рисования происходит становление диалоговой речи, что не менее важно для дошкольников с ЗПР. Таким образом, воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из надежных источников развитии ребенка. Воображение важно для познания ребенком с ЗПР окружающего мира. Оно выводит его за узкие рамки личного опыта, дает возможность познавать предметы и явления, которых 66 он никогда не воспринимал. Следовательно, важнейшая задача педагога – грамотно создать условия для такого развития дошкольников с задержкой психического развития.

     В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Литература

1. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. М.: АРКТИ, 2007.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988.

3. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М.: Искатель, 1997.

4. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2003.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

6. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. М.: 5 за знания, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности

Методические рекомендации к организации и прведению занятий по нетрадиционным приемам рисования для развития детей с ЗПР...

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников....

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»

Данный проект способствует развитию творческих способностей у старших дошкольников...