Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей группы кратковременного пребывания как средство успешной социализации к ДОУ"
статья на тему

Григорьева Татьяна Юрьевна

В статье обобщен опыт  по организации работы с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krohmi.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы кратковременного пребывания

как средство успешной социализации к ДОУ

Одна из проблем, которая решается в ДОУ – проблема адаптации детей. В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо «смягчить». Особое внимание с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных связей. В период адаптации ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно. Разлука с матерью и другими близкими взрослыми является психотравмирующим фактором, порождающим ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Таким образом, очевидно, что для всех детей, воспитывающихся в детских учреждениях, проблема адаптации к условиям микросоциальной среды крайне актуальна. Для предотвращения тяжелых последствий в период адаптации ДОУ  педагогам в своей деятельности необходимо использовать эффективные технологии, а так же организовать социально-психологическую поддержку ребенка и семьи. Для решения данной проблемы  широко вошли в практику работы дошкольных учреждений группы кратковременного пребывания.  

В нашем дошкольном образовательном учреждении с 2006 года организованна группа кратковременного пребывания детей от года до 2,5 лет. Первая отличительная особенность нашей группы заложена уже в ее названии «Адаптационная». Таким образом, зачисляя ребенка в эту группу, родители понимают, что чем успешнее сложится здесь процесс пребывания малыша, тем спокойнее он адаптируется к детскому саду, когда придет без мамы. Немаловажен и тот факт, что родители, которые в течение всего года придирчиво знакомятся с жизнью детского сада, затем будут спокойно оставлять здесь своего ребенка. Пребывание родителей в группе накладывает дополнительную ответственность на педагогов, которые работают в этой группой, они должны владеть не только коллективом детей, но и коллективом родителей, постоянно активизируя и включая их в процесс воспитания и обучения.

С детьми и родителями группы кратковременного пребывания работает творческая группа: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При работе с детьми групп кратковременного пребывания, все усилия специалистов  направлены на: создание психологического комфорта в группе; снятия психологического напряжения; включения воспитанников в образовательный процесс; проявления у них эмоционально положительного отклика.

Родители с интересом прислушиваются к воспитателю во время занятий по развитию речи, сенсорному развитию, конструированию, перенимая его методы и приемы. К концу учебного года родители, посещавшие адаптационную группу, имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь малыш, а главное как его этому научить.

Педагог-психолог стремиться вовлечь каждую детско-родительскую пару в различные совместные игровые упражнения, которые помогают ребенку поддерживать положительную самооценку, содействуют эмоциональному благополучию, осознавать свои эмоции. Чтобы преодолеть внутренне напряжение, восстановить свое психоэмоциональное состояние педагог-психолог обучает родителей техникам релаксации, которые помогают психическое здоровье, как родителям, так и детям.

Одним из любимых занятий малышей являются музыкальные занятия. Во время встречи с музыкальным руководителей можно поиграть на разных музыкальных инструментах, или превратить в звучащие инструменты простые кубики, шишки, орешки. Можно весело танцевать с мамой или спокойно отдыхать на ее руках, слушая колыбельную. Привлекая взрослых к участию  в своих занятиях, музыкальный руководитель стремится создать у малышей чувство психологического комфорта, вызвать интерес к занятиям музыкой и способствовать эмоциональному взаимодействию ребенка и взрослого. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный и игровой репертуар, соответствующий возрасту детей, использует игрушки для привлечения интереса детей. В танцевальной деятельности педагог  использует музыкальную атрибутику для танцев: платочки, флажки, султанчики, ложки, колокольчики, осенние листья, снежинки, сосульки. Музыкальный руководитель активно делиться музыкальным репертуаром с родителями, тем самым родители становятся активными помощниками и единомышленниками в вопросах музыкального воспитания.

Освободившись от скованности и неловкости, включившись в активное взаимодействие с инструктором по физической культуре, родители преодолевают вместе  с малышами дорожку с различными препятствиями. Педагог  на занятиях по физическому развитию активно использует комплексы оздоровительных мероприятий, традиционно включает  элементы массажа, дыхательные упражнения, игровые комплексы, здоровьесберегающие технологии, элементы ЛФК.

Опыт показывает, что организация деятельности групп кратковременного пребывания помогает решать проблему дезадаптации и включения ребенка в образовательный процесс. Организация психолого-педагогического сопровождения детей групп кратковременного пребывания помогает успешной социализации малышей, и формированию психологической готовности мамы и ребенка к выходу во внешний мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Матем...

Система развивающих дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания на учебный год

Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;-включенность психических процессов...

Тематическое занятие для детей группы кратковременного пребывания, а так же для детей младших групп, посвященное Дню Защитника Отечества.

Предлагаю вашему вниманию: Тематическое занятие для детей группы кратковременного пребывания, а так же для детей младших групп, посвященное Дню Защитника Отечества. Занятие не требует дополнитель...

Взаимодействие педагога-психолога с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания

В статье раскрывается вопрос актуальности организации на базе МБДОУ адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, особенности  их психолого-педагогического сопровожд...