Взаимодействие педагога-психолога с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания
статья

Братчина Алина Алексеевна

В статье раскрывается вопрос актуальности организации на базе МБДОУ адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, особенности  их психолого-педагогического сопровождения, взаимодействия педагога-психолога с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Братчина

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 88

г. Белгород,  Российская Федерация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности организации на базе МБДОУ адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, особенности  их психолого-педагогического сопровождения, взаимодействия педагога-психолога с семьей.

Ключевые слова: группа кратковременного пребывания, адаптация, ранний возраст,  игровые сеансы.

За последние несколько лет во всех регионах России значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ.

 Многие родители с тревогой ожидают момента поступления ребенка в детский сад. Они беспокоятся  за своего малыша, переживают за то, как он привыкнет к незнакомому помещению, к новым требованиям. Не принесет ли это стресс малышу? Конечно, любое привыкание успешно, когда оно происходит  постепенно, мягко. И группа кратковременного пребывания выполняет в полной мере эти условия.  

Итак, группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

В настоящее время существует огромный спрос  на адаптационные группы кратковременного пребывания для детей преддошкольного возраста.  Это связано, во-первых,  с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, и, во-вторых, пониманием родителями важности  успешной  адаптации ребенка к условиям детского сада.

Одной из главных задач  функционирования адаптационной группы кратковременного пребывания помимо  содействия всестороннему развитию детей раннего возраста, их  социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию  к условиям дошкольного учреждения, является  и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей  [1, с. 19].

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ близкое сотрудничество с семьей является решающим фактором. Так как известно, что семейное воспитание   оптимально  для маленького ребенка, потому что любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка, его хорошего эмоционального самочувствия. Тем не менее, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все  находят нужные педагогические воздействия. Очень часто взрослые просто  не умеют или не считают нужным играть с детьми или придумать какую-либо совместную деятельность. В рамках адаптационной группы кратковременного пребывания педагоги имеют возможность помочь семьям с маленькими детьми.

Модель адаптационной группы кратковременного пребывания  рассчитана на совместную работу родителей с детьми и педагога. Работа в группе спланирована так, что родители детей - это активные участники образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели. Они, присутствуя с ребенком в группе, выполняя  с ним задания, участвуя в игровых сеансах, лучше узнают своего малыша. Появляется  возможность увидеть, понять, в чем их ребенок  успешен и какие у него есть трудности. Кроме того,   родители, наблюдая работу  педагога с детьми,  и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами.  

В работе педагога-психолога  в группе кратковременного пребывания предполагаются  различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка.  

Положительным является то, что в  условиях функционирования группы   родителям предоставляется возможность непосредственно общаться с педагогом-психологом, получать необходимую им информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. Кроме того, в  группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. И родители получают возможность практически освоить наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, применяя рекомендации специалиста, они обмениваются собственным педагогическим опытом.  

Родителям оказывается помощь и  в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей  степени  способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература из библиотеки ДОУ.

Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.

           Таким образом, родители, посещая группу кратковременного пребывания, взаимодействуя  между собой и с  опытными педагогами, получают возможность познать своего ребенка, получить определенные знания и умения необходимые для успешного воспитания своего малыша.  

Список используемой литературы

1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. М.: Айрис, 2004. 176с.

2. Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. М.: ТЦ – Сфера, 2009. 96с.

© Братчина А.А, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей группы кратковременного пребывания как средство успешной социализации к ДОУ"

В статье обобщен опыт  по организации работы с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания...

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках психолого – педагогического сопровождения дошкольников»

Внутренняя коррекционная служба  ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная  организаци...