Выступление на педсовете "Современные подходы взаимодействия педагогов санатория и семьи"
консультация на тему

Дударёнок Валентина Григорьевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

Тема: «Современные подходы взаимодействия педагогов санатория и семьи».

Форма проведения: «Деловая игра».

Цель: Активизировать  педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

Задачи:

- выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями;

- формировать умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

- обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Правила педсовета:

На вопросы по теме отвечать кратко, грамотно, оперируя педагогическими понятиями.

Вносить дополнения и предложения коротко, ясно и убедительно.

Следить за ходом выступлений, выделять главное, анализировать.

 Предварительная работа:

1. Изучение  Методических  рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (извлечение из Министерства образования Российской Федерации от 31. 01. 2001г. №90 /30-16).

2. Оформление подборки нормативных документов по работе с семьёй.

3. Подготовка выступлений:

 презентация-сообщение: «Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями воспитанников».

 4. Анкетирование родителей.

 5. Консультации для воспитателей:

 «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия».

 «Особенности современной семьи»;

«Инновационные формы работы с семьёй».

6. Разработка сценария к «Деловой  игре».

Повестка педсовета:

 Презентация – сообщение: «Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями воспитанников»

         Практическая часть.

- Психологическая зарядка.

-   Деловая игра.

-  Заключительное слово к деловой игре.

IV.     Рефлексия.

Спелое яблочко.

 Подведение итогов.

  Принятие решения Советом педагогов.                          

Ход педагогического совета:

                  Вводная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете, посвященном взаимоотношениям педагогов с родителями ( законными представителями) воспитанников. Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников – одна из годовых задач работы нашего санатория.

Дети- это счастье, дети — это радость,

Дети — это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье,

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, пониманье,

Дети — это время, дети — это труд.

Дети — это папы часто нету дома,

Дети — это мама дома целый день.

Дети — это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети — это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети — это опыт. Дети — это мы.

Взрослый мир называет детей цветами жизни. Не отсюда ли берет  свое название « детский сад»?

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период  ребенок находится в полной зависимости от окружающих его людей – родителей, воспитателей.

               Теоретическая часть

 Презентация – сообщение: «Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями воспитанников».

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Наше дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и, тогда, позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.

Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ГБУЗ

На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д. Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей.

В содержание профессиональной компетентности педагогов в области общения входят:

1.     Личностные качества и установки

(личностный компонент):

 Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

 Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

 Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

 2.  Знания (содержательный компонент):

 О семье;

Об особенностях семейного воспитания;

 О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

 О методах изучения семьи;

 О современных формах организации общения;

 О методах активизации родителей;

3. Умения и навыки (деятельностный компонент);

Умение преодолевать психологические барьеры общения;

Владение методами изучения семьи;

Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

 Умение ориентироваться в информации;

Умение конструировать программу деятельности с родителями;

Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;

 Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

 Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога, как их «помощника»;

 Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

 Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога, как их «помощника»;

Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

 Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

 Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;

 Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями.

Подавать пример воспитанности и такта;

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Как же нам, воспитателям,  взаимодействовать с родителями ( законными представителями) воспитанников?

Выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями.

К традиционным формам работы относят:

- Педагогическое просвещение родителей: индивидуальные беседы, консультации;

- общие и групповые собрания;

- наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, ширмы, фото-выставки.

К нетрадиционным формам работы относятся:

1.Информационно – аналитические формы – они направлены на выявление интересов, запросов родителей, на установление эмоционального контакта между педагогами , родителями и детьми. К ним относятся : опрос, тесты, анкетирование.

2. Досуговые формы – совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами  и родителями , между родителями и детьми.

3.Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них   практических  навыков  воспитания.  Это – собрания  в нетрадиционной форме, групповые консультации.

4 . Наглядно – информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Это – Дни открытых дверей, просмотр видеороликов, выставки детских работ, буклеты, переписка с родителями по интернету, открытые просмотры детской деятельности.

Взаимодействие  с родителями можно  разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность санатория.

Педагогическое просвещение родителей  служит для  повышения педагогической грамотности  родителей. Оно включает в себя: Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, web-страницы и т.д.

Включение родителей в деятельность санатория служит для создания условий включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью санатория. Это - соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия.

Основными направлениями  взаимодействия с семьёй являются:

- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.  

Для изучение потребности родителей в образовательных услугах, для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации  было проведено анкетирование родителей, в котором приняли участие 50 родителей.  По результатам анкетирования целью которой является: адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

были сделаны выводы:

1). Отношение родителей к источникам информации (откуда они её берут):

- 35% родителей пользуются своей интуицией;

- 33% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;

- 32% берут информацию у воспитателей.

2)От санатория родители хотели бы получить:

- 49% максимально полную информацию о ребёнке;

- 35% советы по общению с ребёнком

- 16% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в жизни санатория, объясняя это нехваткой времени.

3) Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

- 42% - ребёнок плохо ест;

- 35% - не слушается родителей;

- 23% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам  обращается только 35% родителей , а 58% - не обращаются, потому что:

- 31% считают, что справятся сами;

- 14% не придают особого значения этим трудностям;

- 13% считают это неудобным, так как думают, что подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Второе направление по  взаимодействию с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

Повышение  правовой культуры родителей

 «Декларация прав  ребёнка» (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, социальную защиту и др.

«Конвенция ООН о правах ребёнка» (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

Выступление на педсовете "Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи"

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный пе...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Актуальность:В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её р...