Развитие мелкой моторики рук у детей в современных условиях
материал на тему

Федорова Любовь Никитична

использование дидактических и настольных игр по развитию мелкой моторики у дошкольников ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорова Любовь Никитична,

                                                                      воспитатель МБДОУ Детский сад 18,

                                                                              городской округ Красноуфимск

Развитие мелкой моторики рук с использованием

 дидактических и настольных игр.

                                                                                      «Руки дают человеку голову,

                                                                          затем поумневшая голова  учит руки,

                                            а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

                                                                                                              И.П. Павлов.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой  в выполнении  мелких и точных  движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» писал Сухомлинский в своих воспоминаниях.

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Это не раз доказано видными деятелями. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  Соблюдая такие принципы как последовательность,  систематичность, доступность,  индивидуальность и наглядность.

Работу по данному направлению начала с организации предметно-пространственной среды в группе. Образовательное пространство в группе выстроила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В такой среде дети самостоятельны в выборе игр и занятий. Игровые центры постоянно пополняю новыми играми, пособиями, занимательными материалами.  Так, например, дети, играя с мелкой мозаикой или собирая пазлы, постоянно манипулируют деталями, проявляют сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. 

Мною были изготовлены дидактические игры  на развитие мелкой моторики: «Матрёшечка- выручалочка» дети украшают фартук матрёшки различными геометрическими фигурами, «Золушка», «Разноцветные клубочки», «Волшебное превращение верёвочки», «Игры и задания со счётными палочками», «Лабиринт», «Симметрия», «Игры с пуговицами». Так же эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений, внимание, усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи. Составила картотеку игр с палочками Кюизенера. Это многофункциональное  математическое пособие  не только развивает мелкую моторику рук у детей, но и  активизирует детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, внимание, пространственное ориентирование, восприятие, комбинаторские и  конструкторские способности. 
            Особой популярностью у детей пользуются пальчиковые театры, сделанные своими руками из различного материала. Которые развивают мелкую моторику рук, тренируют память, концентрируется внимание, помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение.

Так же оборудован центр конструирования, который  способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор, по желанию детей,  легко перемещается в любое место. Содержимое строительного центра (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, они могут  развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики,  с удовольствием любят создавать постройки, обыгрывать их, комбинируя с другими видами деятельности.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение.

В свободное время детям нравится выполнять задания на тренажере «Игровизор», который способствует развитию познавательного интереса, умению учиться: не только принимать учебную задачу, но и находить пути её решения, в процессе деятельности контролировать себя, достигать результата. Так же с большим интересом пользуются набором «Штриховка-дорисовка», Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием маркеров на водной основе. Для штрихования я приготовила штриховки многоразового использования. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развивается глазомер, мелкие мышцы пальцев и кистей рук. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Для самостоятельного рисования по клеточкам изготовлена игра: «Весёлые клеточки». Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, что также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Совместно с родителями  были проведены мастер-класс, семинар-практикум на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием дидактических и настольных игр». В рамках данных мероприятий познакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и изготовлением игр в домашних условиях.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, во взаимодействии с родителями,  способствовала формированию интеллектуальных способностей, положительно повлияла на речевые зоны коры головного мозга,  а самое главное – способствовала сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

                       Список литературы:

1. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.

2. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

3.  Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г

4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

6. Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.

7. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях.

quot;Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"....

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях"

Предложены виды детской деятельности; умения, которыми должен обладать ребёнок и "настоящие" дела по дому, которые должены выполнять дети для развития мелкой моторики рук....

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Перечень игр и упражнений для активизации мелкой моторики рук...

«Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимул...