Волшебница-бумага
рабочая программа на тему

Чернобровкина Олеся Александровна

Кружок по оригами в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnitsa_bumaga.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Истоки творческих        способностей и         дарований

детей        на        кончиках        их        пальцев. От         пальцев,        

образно        говоря,        идут        тончайшие ручейки,

которые        питают        источник        творческой         мысли.

Другими        словами:        чем        больше         мастерства в

детской         ладошке, тем        умнее        ребенок».

Сухомлинский        В.А.

Пояснительная        записка

Оригами – японское        искусство        складывания        бумаги.        

Оригами        является        не        только        увлекательным способом        проведения         досуга,        но        и средством решения        многих        педагогических        задач.        

Программа        включает        в        себя        не        только        обучение        оригами,        но        и        создание индивидуальных и коллективных        сюжетно – тематических        композиций,        в которых        используются        изделия,        выполненные в        технике        оригами. В        процессе        складывания        фигур        дети        знакомятся        с        геометрическими фигурами,        учатся        ориентироваться        на        листе        бумаги, делить        целое         на        части,        находить        вертикаль,         горизонталь,        диагональ,        а        затем        реконструировать, видоизменять        поделки,        делать        их        более         нарядными        и        прочными.        Простота        и        разнообразие        приемов        обработки        бумаги        стимулируют         творческую         активность        детей.        

В        ходе        занятий        они        овладевают        навыками        и        культурой        труда,        у        них        развивается        мелкая моторика пальцев        рук,        что        важно         для        развития        речи        и        для        их        подготовки         к успешному обучению в школе.

Основные        направления        оригами:

Создание        фигур.

Развитие        речи        ребенка,        выражающееся        в        обыгрывании        готовых        фигурок        по        сюжетам известных детских        произведений

Расширение        кругозора        детей.

Информация        экологического        характера:        изготовление        фигурок        животных,        насекомых,        растений

Сведения        о        геометрических        понятиях:        дети        учатся        действовать        с        бумажным        листом конкретной  формы,        получают        геометрические        фигуры        в        ходе        складывания.

Основные        принципы        и        методические        приемы        при        обучении        оригами:

  • Доступность.        
  • Постепенность.        
  • Системность.
  • Беседа,        рассказ,        сказка,        физкультминутка.
  • Показ        видео        и        мультимедийных         материалов.
  • Рассматривание        иллюстраций.
  • Показ        образца        выполнения        последовательности        работы.
  • Связь         с        другими        видами        деятельности:
  • Учет        индивидуальных        способностей.

Цель        программы:

Всестороннее        интеллектуальное        и        эстетическое        развитие        детей        в        процессе        овладения

элементарными        приемами        техники        оригами,        как        художественного        способа        конструирования        из        бумаги.

Задачи        программы:

  • Научить        детей        конструировать        по        типу        оригами,        используя        графический        язык        оригами.
  • Развивать        эстетическое        восприятие,        компоновать        готовые        оригами        в        панно.
  • Воспитывать        у        детей        внимание,        собранность,        дисциплинированность.
  • Активизировать        познавательную        и        речевую        активность        детей.
  • Развивать        творчество,        инициативу,        самостоятельность

Ожидаемые        результаты:

  • Познакомить        с        искусством        оригами.
  • Овладеть        навыками        культуры        труда.
  • Научить различным        приемам        работы        с        бумагой.
  • Знать        основные        геометрические        понятия        и        базовые        формы        оригами.
  • Научить создавать        композиции        с        изделиями, выполненными        в        технике        оригами.
  • Развить внимание,        память,        мышление,        пространственное        воображение.
  • Развить        мелкую                моторику

      рук        и        глазомер;        художественный        вкус,        творческие        способности        и        фантазию.

  • Воспитать        аккуратность,        умение        самостоятельно

реализовывать        задуманное,        творить        и        видеть        конечный        продукт        при        выполнении творческих заданий.

Результативность:

  • Участие        в        конкурсах        детского        творчества        различного         уровня.
  • Выставки        творческих        работ        в        детском        саду

Наши пальцы не ленились,

Над фигурою трудились.

Уголочки загибали

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнем,

Снова складывать начнем.

Календарно - тематическое планирование

Октябрь

1.«Веселый треугольник»

Цель: Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. (Е. Черенкова, «Оригами для малышей» СТР. 23)

2. «Собачка»

Цель: Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику. (Т. И Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 43)

3. «Бабочка»

Цель: Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 35)

4. «Ждем гостей»

Цель: Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 18)

Ноябрь

1. «Осенний ковер» коллективная работа

Цель: Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

2. «Грибок»

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 33

3. «Птичка»

Цель: Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба. Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 156)

4. «Елочная игрушка»

Цель: Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 36)

Декабрь

1. «Звоночек для козлика»

Цель:

Учить склеивать конус из полукруга. Украсить полоской бумаги с кружочком. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 72)

2. «Красивая снежинка» 2 занятия

Цель: Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. (С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» стр. 54)

3. «Новогодняя елочка»

Цель: Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 33.)

Январь

1. «Аквариумные рыбки»

Цель: Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 37.)

2. «Снеговик и елочка» 2 занятия

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 13)

Февраль

1. «Кораблик»

Цель: Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 49)

2. «Цыпленок»

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок. Соединять края полосок и соединять в виде цыпленка, дополняя деталями. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию.

3. «Самолет»

Цель: Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 41

4. «Кошка»

Цель: Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость.

Март

1. «Цветы в подарок маме» 2 занятия

Цель: Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 15)

2. «Мышонок»

Цель: Научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом еще раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки. Развивать воображение. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких)

3. «Цветик – семицветик»

Цель: Вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких» стр. 18.)

Апрель

1. «Веселый лягушонок»

Цель: Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Оформить аппликацией поделку. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 39)

2. «Стаканчик»

Цель: Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 55)

3. «Бабочка из полосок»

Цель:Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку. Учить находить равные по длине полоски. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 101)

4. «Воздушный змей»

Цель: Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 66)

Апрель

1. «Зайчик»

Цель: Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 47)

2. «Весенний цветок»

Цель: На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. (Е. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 28)

3. «Вьюнок»

Цель: Учить складывать базовую форму блинчик, загибая края к середине листа. Свернуть в трубочку лист гофрированной бумаги, надрезать концы и вставить в надрез квадрата. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 104)

Использованная литература:

1. Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс» 2005г. Стр. 13,15.

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

3. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс»2010г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

4. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009г стр. 18,36.

5. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г. Стр. 72,156.

6. Казимера Лубковска «Сделаем это сами» Москва «Просвещение» 1983г. Стр. 101,104.

7. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации, стр. 23,28,30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

план тематического дня "Волшебница Бумага"

В план тематического дня вошли содержание совместной, самостоятельной, коррекционной деятельности с детьми, организация предметно-образовательной среды группы и взаимодействие с социумом. Работа может...

Конспект занятия «Волшебница-бумага»

Данное занятие является познавательным практикумом, целю котрого является приобщение детей к элементарному экспериментированию, расширение представления о свойствах и качествах бумаги, создание услови...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Технологическая карта опыта. Волшебница бумага.

Развитие познавательной активности детей средней группы посредством опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект ООД "Волшебница бумага"

Конспект ООД В первой младшей группе "Волшебница бумага"...