семинар-практикум
консультация на тему

                          Семинар – практикум 

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

                          Семинар – практикум  

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса».

Предлагаю начать работу с разминки «Собери фразу». Перед Вами буквы - из них нужно составить фразу.  «Ваш успех – Ваша речь».

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Тема сегодняшнего семинара «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача педагога, состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива   должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

 Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Речевое развитие дошкольников ведется по следующим разделам:

- воспитание ЗКР (формирование произношения, развитие интонационной выразительности);

- лексическое развитие речи (слово и словарная работа);

- грамматический строй речи, когда педагоги учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, пользоваться суффиксами.

- развивают у детей связную речь (поощряют детей к рассказыванию, организуют диалоги между детьми и взрослыми).

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Совокупность методов речевого развития детей предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье. Главная цель этих игр – в переключении внимания, улучшении координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется звукопроизношение, быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Подробнее расскажет Фищук Т.М.

Мнемотехника – это «техника запоминания», а также система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В прошлом году мы говорили об этом подробно, а сейчас напомню, что суть мнемосхем состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка  (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Давайте попробуем прочитать несколько схем.

 

 Таким образом, вы видите, что мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Но ими не ограничивается вся работа по развитию связной речи. Это прежде всего начальная, эффективная работа, т.к. позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 О новом интерактивном методе, сторителлинге, расскажет Семенова Н.И.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный народами веками, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать и фонематический слух, и звуковую культуру речи, и грамматический строй речи, и обогащать словарь. Что же относится к детскому фольклору?

Это потешки, прибаутки, сказки, басни, заклички и т.д. для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.    

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И еще об одном эффективном методе, обеспечивающим процесс формирования речевой активности дошкольников хочется рассказать. Это дидактический синквейн.

«Синквейн»  в переводе с французского- «пятистрочная стихотворная форма». В этом «стихотворении» строки не рифмуются.

Первая строка(тема синквейна)- одно слово, обычно имя существительное, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдет речь.

Вторая строка- два слова(прилагательные или причастия) описывающие свойства и признаки этого предмета или явления.

Третья строка- три слова-глаголы, описывающие характерные действия этого предмета.

Четвертая – фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка- одно слово- имя существительное, связанное с первым словом синквейна, характеризующее суть предмета, обобщение.

Составление синквейна ребенком способствует активизации и актуализации имеющихся у него знаний и собственного речевого высказывания, развтитю памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Эта работа позволяет оценить прочность усвоения детьми пройденного материала.

     Применение синквейна.

- закрепление изученной лексической темы

- автоматизация  звуков

- составление загадок

- как игровой момент         с его помощью можно снять напряжение, быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучаемой темы. Перед составлением синквейнов необходима предварительная работа, чтобы дети могли правильно и точно выразить свои мысли. Это работа по расширению, уточнению и активизации словаря.

 Попробуем составить синквейн о времени года?

                                  Осень.

Солнечная, теплая

Радует, смешит, шуршит

Листья падают с деревьев.

Люблю осень.

                                  Осень.

Холодная, дождливая

Наступает, холодит, срывает

Птицы улетают на юг.

Осень-время года.

В итоге нашей работы предлагаю:

-Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

-Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

-Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

-Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

-Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.

-Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.

 -Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

-Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

-Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.

-  Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

-  Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.

- Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности.

- Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.

 - В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...