Моя педагогическая находка
статья (младшая группа) на тему

Мильшина Елена Леонидовна

 

Моя педагогическая находка.

Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом и развития ребёнка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_nahodka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

В.М. Сухомлинский

Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом и развития ребёнка

Результаты наблюдений мною за детьми показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении.

В последнее время  с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит, если будут развиваться пальцы рук, будет развиваться речь  ребенка.

   Я разработала план мероприятий, в котором большое внимание  уделила предметно-развивающей среде.

  Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, пирамидки,  домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки. В игровой комнате все эти игры находятся в зоне доступности для детей.

Изготовила разнообразные дидактические пособия:

  • Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.

  • Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
  • Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.
  • Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.
  • Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
  • Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
  • Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.

 

  В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.

    В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

   Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

В информационном уголке группы для родителей поместила книжку - передвижку «Пальчиковая  игра для Вашего ребенка», которую  обновляю  по мере разучивания.

Для достижения хороших результатов я использую разнообразные формы работы с родителями:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша», «Развиваем мелкую моторику ребенка».
  • Памятки для родителей, в которых  убеждаю  давать больше самостоятельности  детям  при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

   

 Создала картотеку пальчиковых  игр, которые  направлены на  развитие мелкой моторики рук детей, а следовательно и развитие речи.    Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.       

В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.

Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...