Рабочая программа кружка "От пальчика к язычку"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Москальцова Алена Ивановна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

в младшей группе по  развитию речи и мелкой моторике

«От пальчика к язычку»

Пояснительная записка.

К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Уровень развития речи ребенка зависит от уровня развития движений ребенка, а именно мелкой моторики пальчиков, тем лучше развивается речь ребенка. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание

  Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

  Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

  В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.      Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

  Кружок «От пальчика к язычку» направлен на развитие речи и  мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность. 

Актуальность

 Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

 Задачи:

Обучающие:

1. Знакомить детей с видами нетрадиционного изображения, пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текст пальчиковой игры.

4. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

5. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, мышление, фантазию, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4. Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

  Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

 2. Воспитывать любовь ко всему живому.

3.  Привить детям любовь к художественному слову.

Программа кружка  рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, октябрь - май.

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 15 минут.

Форма проведения занятий кружка: разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр, пальчиковые игры, коммуникативные игры,  коллективное творчество,  экспериментирование с различными художественными материалами;

Ожидаемые результаты:

- полностью воспроизводят кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулируют мелкими предметами;

- самостоятельно застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, молнии;

- владеют приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т. д. ;

-знают несколько пальчиковых игр наизусть, и сопровождают рассказ, используя пальчики;

- дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Формы подведения итогов

В течении всего периода обучения проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки работ; участие в конкурсах.

Работа в кружке «От пальчика к язычку» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Перспективное планирование

работы кружка

Неделя

Тема

Цель

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Кап-кап дождик»

( разучивание пальчиковой потешки «Дождик, дождик, кап-кап-кап!», рисование  ватными палочками «Дождик»)

Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать капельки дождя с помощью ватных палочек.

2 неделя

«Кап-кап дождик»

(повторение пальчиковой потешки «Дождик, дождик, кап-кап-кап!», аппликация с использованием пластилина«Дождик»)

 Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень).

3 неделя

«Сорока-ворона»

 (разучивание пальчиковой игры «Сорока-ворона», обрывная аппликация «Каша»)

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

4 неделя

«Сорока-ворона»

(повторение пальчиковой игры «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра, аппликация с использованием пластилина«Каша»)

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

НОЯБРЬ

1 неделя

«Осенние листочки»

азучивание пальчиковой игры «Осенние листочки», аппликация с использованием салфеток  «Листопад»)

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

2 неделя

«Осенние листочки»

(повторение пальчиковой игры «Осенние листочки»,  рисование ватными палочками «Осенний лес»)

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками. Учить детей рисовать в технике «Рисование ватной палочкой» листья дерева. Учить внимательно рассматривать образец и следовать ему. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к новым методам рисования.

3 неделя

«Тили – тили – тесто»

(разучивание потешки, как пальчиковой игры «Тили – тили - тесто»,

знакомство с пластическим материалом)

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

4 неделя

 «Улитка-длинные ушки»

 (повторение пальчиковой игры «Тили – тили - тесто»

Получение силуэтных изображений из теста)

Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Учить детей раскатывать длинный столбик, скручивать его. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Мишка - косолапый 

вразвалочку идёт»

(разучивание стихотворения, обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра, картинка из ниток - «Мишка»)

Познакомить детей с нитками (пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

2 неделя

«Мишка - косолапый 

вразвалочку идёт»

 (повторение стихотворения, рисование манкой «Мишка»)

Познакомить детей с манкой как материал для рисования. Учить детей пальчиками выводить рисунки. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.

.

3 неделя

«Первый снег»

(разучивание пальчиковой игры  «Как на горке снег…», аппликация с использованием ваты «Выпал первый снег»)

Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представления детей о времени года- зима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе.

4 неделя

«Первый снег»

(повторение  пальчиковой игры «Как на горке снег…», аппликация с использованием пластилина «Снегопад» )

Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

ЯНВАРЬ

1 неделя

«Елочка»

(разучивание  пальчиковой игры «Елка» , обрывная аппликация  «Елка»)

Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

2 неделя

«Елочка»

(повторение пальчиковой игры «Елка»,  ручной труд «Бусы для елки» из макарон).

Познакомить детей с новым видом творчества. Учить слышать и слушать устные инструкции. Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.

3 неделя

«Снежинка»

(заучивание стихотворения «Веселая снежинка», рисование манкой «Снежинка»)

Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при выполнение работы.

4 неделя

«Волшебный  лес»

(повторение стихотворения «Веселая снежинка», рисование жесткой кистью, ватными палочками «Волшебный лес»)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «тычок», рисование полусухой жесткой кистью. Учить держать кисточку вертикально. Делать тычки внутри контура. Закрепить украшать рисунок, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Открытка к 23 февраля»

(разучивание пальчиковой игры «Машина», аппликация «Открытка для папы»)

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, творческие способности.

2 неделя

«Открытка к 23 февраля»

(повторение пальчиковой игры «Машина», аппликация «Открытка для папы»)

Закреплять практические навыки аппликации; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки. Вызвать желание подарить подарок папе к празднику.

3 неделя

«Маленькая птичка прилетела к нам»

(заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра, раскрашивание «Птички»)

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с их трудностями в зимний период. Учить аккуратно раскрашивать силуэты птиц.

4 неделя

«Птички»

(повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам», создание коллажа «Птички»)

Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

МАРТ

1 неделя

«Подарок для мамы»

(разучивание пальчиковой игры «Помощники», лепка из глины)

Познакомить с материалом для лепки - глиной, её свойствами, со структурой её поверхности, развивать трудовые навыки и привычки.

Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.

2 неделя

«Красивые цветы»

(повторение пальчиковой игры «Помощники», раскрашивание глиняных поделок)

Формировать умение аккуратно пользоваться гуашью, раскрашивать поделку разными цветами. Создать радостное настроение. Вызвать желание подарить подарок маме. 

3 неделя

«Солнышко»

(разучивание 

пальчиковой потешки «Солнышко, посвети», аппликация с использованием пластилина и круп «Солнышко»)

Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне. Познакомить с методом изображения с помощью нанесения круп на готовую заготовку из пластилина.

4 неделя

«Солнышко»

(повторение пальчиковой потешки «Солнышко, посвети» коллективная работа аппликация из ладошек «Солнышко»)

Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Подснежники»

азучивание пальчиковой потешки «Алые цветы», аппликация «Цветы» )

Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

2 неделя

«Веточка вербы»

(повторение пальчиковой потешки «Алые цветы», аппликация из ваты «Веточка вербы»)

Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.

3 неделя

«Ёжик»

азучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…», рисование гречкой «Ежик» )

Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования.

4 неделя

«Ёжик»

(повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…», рисование гречкой «Ежик»)

Дополнять ранее созданный сюжет. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования.

МАЙ

1 неделя

«Яблонька»

(разучивание пальчиковой потешки «Цветы», аппликация «Яблоня»)

Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону.

2 неделя

«Цветущая яблонька»

(повторение пальчиковой потешки «Цветы», аппликация с использованием пластилина «Яблоневый сад»)

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

3 неделя

«Любимое животное»

(заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. аппликация из ниток «Щенок»)

Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.

4 неделя

«Отгадки на песке»

(повторение  песенки «К нам пришла собачка», загадки и  рисование отгадок на подносе с песком)

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.

Список литературы

1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.

4. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

5. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

6. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.

7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"

Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...

Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...

Рабочая программа "Волшебные пальчики"

Работая с детьми  младшего дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку или карандаш, другие: соб...