Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
рабочая программа по теме

Ирина Анатольевна Коваленко

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В.А.Сухомлинский.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma_kruzhok_kovalenko.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «ГУЛЮПИ» общеразвивающего вида

        ПРИНЯТО

от_________________ 2015  года

Педагогическим советом                            

протокол № _____________                        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ №28 «Гулюпи»

приказ №______ от________________                                                                                                                                                                                              

_____________________ И.В. Югова

Рабочая программа по кружковой работе

«Волшебные пальчики»

Для второй группы раннего возраста

Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна

2015


Пояснительная записка

      Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В.А.Сухомлинский

Введение

  Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытается проделывать это снова и снова. Простые игры с пальчиками и ладошками ребенка помогают ему в этом исследовании, раскрывают для него новые возможности. Они не только доставляют ему огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, но и способствуют развитию интеллекта и речи. Наши прабабушки этого не знали, но, видимо, интуитивно чувствовали. Пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. 

      Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, для развития речевых навыков малыша. Фольклорно – игровые занятия с использованием движений рук имеют свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены, простота и мелодичность позволяют ребенку запомнить не только слова, но и движения пальцев рук.  Многократное повторение фраз, ритмичность позволяют ребенку самостоятельно выполнять несложные движения пальцами рук. Обыгрывание потешекс помощью имитационных движений активизирует внимание ребенка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.      

  Потешка-это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведёт за собой жест. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребёнка. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребёнка практически в любой ситуации.

     Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент. Помимо этого, ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).

     Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

     Актуальность работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Одним из приобретений детей раннего возраста является способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Тренировка тонких движений пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но и способствует развитию речи у детей раннего возраста, что в свою очередь ведет к активной познавательной деятельности с  окружающими его объектами. Кроме того, интерес, который вызывают у детей упражнения с руками и пальчиковые игры, сближают взрослого и ребенка. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции у ребенка. У пальчиковых игр есть и другие преимущества. Они помогают развить чувство ритма, воображение, память, внимание, помогают удерживать его в течение определенного времени.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит  возбуждение в центрах речи), но  и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

         Пальчиковые игры способствуют:

      - овладению навыками мелкой моторики;

      - помогают развивать речь;

      - повышают работоспособность коры головного мозга;

      - развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

      - снимают тревожность.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Цель: стимулирование развития речи, мелкой моторики рук и координации движений у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр с использованием малых форм устного народного творчества (потешек).

Задачи:

  1. Создавать благоприятный эмоциональный фон в группе детей раннего возраста в ДОУ посредством пальчиковых игр с использованием устного народного творчества.
  2. Формировать умение вслушиваться и понимать смысл речи взрослого.
  3. Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
  4. Формировать умение действовать по словесным инструкциям взрослого.
  5. Повышать речевую активность ребёнка, проговаривая слова потешек во время пальчиковых игр.
  6. Обогащать пассивный словарь ребёнка.
  7. Способствовать овладению детьми двигательных умений и навыков.
  8. Обогащать совместный со взрослым игровой опыт ребёнка.
  9. Развивать координацию движений и мелкую моторику обеих рук.
  10. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  11. Развивать произвольное внимание, мышление, память, речь.
  12.  Воспитывать желание вступать в контакт и игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
  13.  Воспитывать позитивную эмоциональную отзывчивость на пальчиковые игры с использованием устного народного творчества.

В работе по данному направлению использую следующие принципы:

  • Систематичность. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.
  • Доступность. Обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игра.
  • Последовательность (от простого к сложному).
  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативной реакции.

Формы организации детей

Задачи по стимулированию развития речи, мелкой моторики рук и координации движений у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр с использованием устного народного творчества решаются на играх-занятиях кружка в совместной деятельности детей и педагога.

 Кроме этого, пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно образовательную деятельность (например, во время занятий по развитию речи и др.), так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения должны подбираться так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: совместная деятельность педагога с детьми.

Продолжительность игры-занятия

Длительность игры-занятия зависит от возраста детей (СанПин) и степени увлечённости детей. Не стоит прерывать деятельность ребёнка, если он увлечён и не испытывает усталость и напряжение. Рекомендуемая продолжительность занятия во второй группе раннего возраста (1-2 года) – 5 минут.

Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом:

  1. По активности участников:
  1. сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);
  2. активные,  в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.
    Игра «Ножки»:
    Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу).
    Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).
    Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши).
    Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).
  1. По сопровождению:
  1. с музыкой;

без музыки.

Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

  1. По возрасту:

с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки. Количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут.

  1. По содержанию:
  1. массаж;
  2. игры с пальцами:потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);
  3. игры с счетными палочками. «Звери-строители» — перед детьми кладутся палочки — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);
  4. игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);
  5. пальчиковый театр;
  6. пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Рекомендации для педагогов и родителей:

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.
  2. Потешки выучивайте наизусть.
  3. Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.
  4. Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.
  5. Хвалите ребёнка, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.
  6. Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.

Учебный план

п/п №

Возрастная группа

Количество

игр-занятий

в неделю

В месяц

Всего часов

первый год обучения

1.

Вторая группа раннего возраста

1

4

3

Методические рекомендации

Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Можно начать с классических пальчиковых игр типа «Сороки-вороны» и «Козы рогатой». Перед началом игры слегка разомните и погладьте ручки малыша, затем расскажите стихотворение-потешку и выполните требующиеся от крохи действия самостоятельно. Постепенно включайте малыша в игру, аккуратно сгибая и разгибая его пальчики в такт стихотворному тексту. На следующем этапе освоения игры Вы можете делать нужные манипуляции пальцами вместе, малыш, который еще не твердо запомнил последовательность движений, будет ориентироваться на игровые действия взрослого. Постепенно малыш запомнит последовательность требующихся от него действий, и с удовольствием будет помогать Вам их выполнять.

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
  • все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
  • выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
  • при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
  • во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;
  • нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
  • все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

  • наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики, использование игрушки на стадии обучения игре;
  • словесный метод работы - проговаривание потешекпри проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть потешек;
  • практический метод работы - пальчиковая игра.

Использование данных методов даёт положительный результат:

  • улучшение качества речи детей;
  • пополнение пассивного словаря ребёнка;
  • развитие мелкой моторики рук детей;
  • развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
  • развитие эмоциональной сферы детей.

Работа с родителями

Достичь хороших результатов в работе по данной теме помогает использование разнообразных форм работы с родителями:

  • Привлечение родителей к созданию картотеки пальчиковых игр «Играем дома».
  • Просветительская работа с родителями о значимости развивающих пальчиковых играх с детьми в раннем возрасте форме семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации -  выставки, презентации.
  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Памятки «Пальчиковые игры: повторите дома»; «Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок».
  • Папки-передвижки («Пальчиковые игры для самых-самых маленьких», «Разговорчивые пальчики»).
  • Мастер-класс по пальчиковым играм для родителей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  

Этапы разучивания игр.

  1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

  1. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  2. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст, стимулируя ребёнка договаривать слова потешки вместе с ним.

Название игры

Содержание

Цель

Задачи

СЕНТЯБРЬ

  1. Гу-гу-гу, гу-гу-гу

Гу-гу-гу, гу-гу-гу, На зелёном на лугу, На зелёном на лугу (поглаживание ладошек ребёнка), стоит чашка творогу (круговые движения пальцем по ладошке). Прилетели две тетери, поклевали (постукивания пальцем, имитирующие клевание), улетели (взмахи ладошками ребёнка, как крылышками). Как они летели, мы на них глядели. Ам!

Цель: наладить позитивный эмоциональный контакт с детьми.

Задачи:

  1. Наладить позитивный эмоциональный и тактильный контакт с ребёнком.
  2. Формировать умение вслушиваться и понимать смысл речи взрослого.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  4. Развивать произвольное внимание на слова и действия взрослого.
  5. Воспитывать интерес к совместным играм со взрослыми и сверстниками.

ОКТЯБРЬ

  1. «Как у нашего кота»

Как у нашего кота шубка очень хороша (поглаживаем рукой ребёнка мягкую игрушку). Как у котика усы удивительной красы (перебираем усы у кота-игрушки). Глазки смелые, зубки белые (руками ребёнка обводим (поочерёдно) мордочку, показывая её части). Ходит кот по лавочке, ловит всех за лапочки (перебираем пальцами по ладошке ребёнка). Топ-топ по лавочке, Цап-цап за лапочки.

Цель: Способствовать возникновению у ребёнка желания производить знакомые действия с игрушкой под проговаривание потешки взрослым.

Задачи:

  1. Способствовать возникновению у ребёнка желания производить знакомые действия с игрушкой под проговаривание потешки взрослым.
  2. Обеспечивать позитивный эмоциональный и тактильный контакт ребёнка с игрушкой во время пальчиковой игры.
  3. Формировать умение вслушиваться и понимать смысл речи взрослого.
  4. Развивать интерес к действиям взрослого с мягкой игрушкой.
  5. Активировать позитивный словарь ребёнка словами потешки.
  6. Воспитывать любовь к животным.

НОЯБРЬ

  1. «Ладушки»

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки). Где были - у бабушки. Что ели – кашку, пили простоквашку (производим имитирующие действия, как ели и пили). Попили, поели (поглаживаем себя по животику) и полетели (взмахи руками). На головку сели (поглаживаем себя по головке).

Цель: Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.

Задачи:

  1. Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.
  2. Формировать умение вслушиваться в слова взрослого при воспроизведении действий.
  3. Активировать позитивный словарь ребёнка словами потешки.
  4. Развивать двигательную активность обеих рук.
  5. Воспитывать любовь к людям ближайшего окружения.

ДЕКАБРЬ

  1. Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила (водим пальчиком по ладошке ребёнка). Деток кормила. Этому дала (загибаем поочерёдно все пальчики ребёнка, кроме большого). А этому не дала (поглаживаем большой пальчик ребёнка). Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил (постукиваем по большому пальчику ребёнка), не дадим тебе каши! (Сгибаем большой пальчик к кулачку).

Цель: Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.

Задачи:

  1. Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.
  2. Формировать умение вслушиваться в слова взрослого при воспроизведении действий.
  3. Активировать позитивный словарь ребёнка словами потешки.
  4. Развивать мелкую моторику рук сгибанием пальчиков поочерёдно.
  5. Воспитывать позитивное отношение к труду.

ЯНВАРЬ

  1. Куда бежите, ножки?

Куда бежите, ножки? — По летней дорожке (перебираем указательным и средним пальцами по ладошке).  С бугра на бугор за ягодой в бор («шагаем» по пальчикам левой руки указательным и средним пальцами правой руки). В зелёном бору тебе наберу чёрной черники, алой земляники, синей ежевики, душистой клубники и смородины (загибаем поочерёдно пальчики на левой руке).

Цель: Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.

Задачи:

  1. Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.
  2. Формировать умение вслушиваться в слова взрослого при воспроизведении действий.
  3. Активировать позитивный словарь ребёнка словами потешки.
  4. Развивать мелкую моторику рук сгибанием пальчиков поочерёдно.
  5. Воспитывать позитивную эмоциональную отзывчивость на пальчиковые игры с использованием устного народного творчества.

ФЕВРАЛЬ

  1. Вышел зайчик погулять.

Раз, два, три, четыре, пять (указательным пальцем левой руки сгибаем пальчики правой руки поочерёдно под порядковый счёт). Вышел зайчик погулять (двумя пальчиками показываем ушки зайчика обеими руками). Что же делать? Как нам быть? (Пожимаем плечами). Будем заиньку ловить (хлопаем в ладоши).

Цель: Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.

Задачи:

  1. Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.
  2. Формировать умение вслушиваться в слова взрослого при воспроизведении действий.
  3. Развивать произвольное внимание.
  4. Развивать мелкую моторику рук сгибанием пальчиков поочерёдно.
  5. Побуждать ребёнка повторять слова потешки.
  6. Воспитывать любовь к животным.

МАРТ

  1. «Семья»

Этот пальчик – дедушка (загибаем большой пальчик), этот пальчик – бабушка (загибаем указательный пальчик), этот пальчик – папочка (загибаем средний пальчик), этот пальчик – мамочка (загибаем безымянный пальчик), этот пальчик – я (загибаем мизинчик). Вот и вся моя семья! (Несколько раз складываем в кулачок и раскрываем ладошку).

Цель: Познакомить ребёнка с названиями пальчиков.

Задачи:

  1. Познакомить ребёнка с названиями пальчиков.
  2. Продолжать формировать умение ребёнка складывать поочерёдно пальчики.
  3. Обогащать совместный со взрослым игровой опыт ребёнка пальчиковой игрой по теме «Семья».
  4. Развивать произвольное внимание и память.
  5. Побуждать ребёнка активно проговаривать родственные названия членов семьи.
  6. Воспитывать любовь к родным людям.

АПРЕЛЬ

  1. «Мы капусту рубим, рубим»

Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки стучим по левой ладошке), мы морковку трём, трём (трём кулачком правой руки по левой ладошке). Мы капусту солим, солим (перебираем пальчики, сложенные «щепоткой»), мы капусту жмём, жмём, жмём! (Сгибаем и разгибаем кулачки обеих рук). А ещё у нас в печи (ставим руки «домиком») поспевают калачи и бараночки (складываем указательным и большим пальцем обеих рук колечко). А для милой бабушки испечём оладушки (прихлопываем ладошки). Кушай, кушай бабушка вкусные оладушки! (Протягиваем ладошки).

Цель: Формировать умение действовать по словесным инструкциям взрослого.

Задачи:

  1. Формировать умение действовать по словесным инструкциям взрослого.
  2. Обогащать словарный запас ребёнка словами, обозначающими действие.
  3. Обогащать представления детей о труде взрослых.
  4. Развивать мелкую моторику обеих рук.
  5. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  6. Воспитывать желание помогать взрослым ближайшего окружения.

МАЙ

  1. «Птички-невелички»

Птички-невелички по небу летели (скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями). Птички-невелички на ладошку сели (накройте одну ладошку другой ладошкой). Будем птичек привечать, будем птичек величать (погладьте ладошки). А воробушка узнаем, сразу милого поймаем (погрозите ладошке указательным пальцем, сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак). Будет петь для деточки в золочёной клеточке (соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку.

Цель: Обогащать представления детей о поведении птиц (летают, садятся, поют).

Задачи:

  1. Обогащать представления детей о поведении птиц (летают, садятся, поют).
  2. Упражнять ребёнка в самостоятельном воспроизведении действий руками под словесное сопровождение взрослого.
  3. Побуждать ребёнка активно проговаривать слова потешки.
  4. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  5.  Развивать произвольное внимание, мышление, память, речь.
  6.  Воспитывать желание вступать в контакт и игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
  7. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Заключение:

Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Ладушки - ладушки», «Гу-гу-гу», «Птички-невелички» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов и слов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

Пальчиковые игры в связанные с фольклором способствуют развитию у ребенка речи, расширению словарного запаса, улучшению памяти, воображения, активизирует мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение мышц рук и всего организма в целом; улучшает эмоционально-психическое состояние ребенка, так как в работу включаются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное – ребенок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.

     Итак, задача взрослых – помочь малышу начать полноценно использовать возможности движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности ребенка.  Кроме того, уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития ребенка.

Список литературы

1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.

3. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

4. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)

5. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г.  Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

6. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

7. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;

8. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;

9. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по нетрадиционному рисованию пальчиками для второй группы раннего возраста "Жираф"(украшение точками силуэтов предметов)

Рисование пальчиками "Жираф"(украшение точками силуэтов предметов).Материал: игрушка жираф,игрушечные фрукты на нитках,вырезанные из картона силуэты жирафов(по количеству детей),гуашь основных цв...

Рабочая образовательная программа для детей второй группы раннего возраста

Рабочая образовательная  программа   для детей второй  группы  раннего возраста...

Рабочая программа по физическому воспитанию вторая группа раннего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Данная рабочая программа разработана  на основании программы: «От рождения до школы» общеобразователь...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы раннего возраста(1,5-3 года)

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы...

Рабочая программа по образовательной деятельности. Вторая группа раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во второй группе раннего возраста №2 (от 1,5 до 3 лет)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностиво второй группе раннего возраста №2(от 1,5 до 3 лет) на 2018-2019 учебный год...

Конспект занятия по рисованию пальчиками во второй группе раннего возраста «Осеннее дерево».

Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.Задачи: Обучающая: продолжать учить рисовать пальчиками – опускать в краску кончик паль...