Развитие инновационного мышления у детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Яковлева Оксана Николаевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.10.18_razshchvitie_innovatsi_myshleniya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие инновационного мышления у детей

старшего дошкольного возраста»

Инновационное мышление – мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально позитивное, конструктивное, преобразующее, практичное. Инновационное мышление уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Свойства инновационного мышления детей дошкольного возраста:

- Пластично – дети предлагают множество решений

- Подвижно – для ребенка не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другой

- Оригинально – порождает неожиданное, небанальные и непривычные решения

         Специфика инновационного мышления заключается в том, что оно неразрывно связано с деятельностью. Такое мышление мы не можем рассматривать как оперирование ментальными моделями, оторванное от мотивации как движущей силы этого процесса и от конечного результата, проявляющегося в материальном преобразовании окружающей среды.

3-4 года Репродуктивное с элементами творческого. Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Закладывается готовность ребенка к творческой деятельности. Значимо в этом возрасте, чтобы предмет-заместитель был похож на тот предмет, который он замещает.  Воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать. Ребенок не может удержать воспринятые прежде образы, они быстро покидают ребенка. В 4 года ребенок способен вообразить какую-то ситуацию, если она его увлекает и есть возможность действовать самостоятельно. Игры с инсценировкой ситуаций погружают ребенка в атмосферу, создающую условия для проявления фантазии.

        Одаренных малышей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У одаренных детей обычно отличная память, они начинают рано говорить и обобщать, умение задавать вопросы. Любимое увлечение  - коллекционирование, главное – сам процесс созидания, от которого они получают удовольствие и удовлетворение.

4-5 лет Репродуктивное воображение с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке. Наиболее благоприятный период для развития креативного (инновационного) мышления.

Ребенок способен представить всю ситуацию в целом и вообразить более многослойные явления, решить сложные задачи.

5-6 лет - развитие творческого воображения – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые.  Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.

Развитие произвольного воображения, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов.

Чем больше возможностей у ребенка, тем интереснее результат его творческих усилий.

6-7 лет – развитие творческого воображения. Появление импровизации – создание продукта деятельности сразу и в законченном виде (отход от шаблона). Дети могут в одном сюжете объединять различные впечатления, комбинировать виденное в жизни с образами, взятыми из книг или зрелищ. Это наблюдается во всех видах детской деятельности (игре, изо-деятельности, составлении рассказов, конструировании и др.).

Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребенка. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий. Благодаря воображению можно представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Результаты начальной диагностики инновационного мышления у детей старшего дошкольного возраста (октябрь 2018 г.):

Совместно с педагогом-психологом ПДС№1 был выбран диагностический инструментарий:

1. Тест Торренса, ответы на все задания даются в виде рисунков и и подписей к ним, художественный уровень исполнения рисунка не учитывается. Время выполнения задания не ограничено. Учитывается беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность названий.

2. Цветные прогрессивные матрицы Равена, испытуемому предлагаются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одой фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке. Наблюдая за тем, как ребенок выполняет этот тест, можно почерпнуть для себя крайне важные сведения о специфике различных характеристик деятельности ребенка, а также его индивидуально - психологических и эмоциональных особенностях. Возможно оценить характеристики речи, экспрессивность, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отношение к разному типу диагностических задач, психодинамические характеристики деятельности ребёнка и т.п.

3. Простые невербальные аналогии (диагностический альбом Семаго Н.Я., Семаго М.М.). Анализируемые показатели:

- возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;

- доступность выполнения заданий по аналогии;

- стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;

- оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со сторо¬ны взрослого.

Был продиагностирован 101 ребенок из старших и подготовительных к школе групп. Были получены следующие результаты:

Высокий уровень инновационного мышления – 6%

Выше среднего – 0,

средний – 5%,

ниже среднего – 11%,

низкий – 78%.

      Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что необходимо в разных видах детской деятельности, в режимных моментах развивать инновационное мышление ребенка.

Условия развития творческого инновационного мышления:

- социальное окружение ребенка – творческие родители, педагоги. Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и  будет материалом, необходимым для работы воображения. Все   необходимые   качества   воображения    (широта,    произвольность, устойчивость,  яркость,  оригинальность)  возникают  не  спонтанно,  а   при условии  систематического  влияния  со  стороны  взрослых.

- необходимо предоставлять ребенку больше свободы при общении с природой, чтобы у него развивались воображение и фантазия, оказывающие решающее воздействие на развитие интереса.

- необходимо отвечать на все вопросы, уважать любопытство, идеи ребенка.

- Чем богаче будет восприятие ребенка, чем лучше развиты мышление, память и другие психические свойства, тем активнее ребенок сможет применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности. Поэтому для развития инновационного мышления необходимо создание разнообразной РППС.

- ставить перед ребенком простейшие творческие задачи, например, придумать как можно больше вариантов использования карандаша или на прогулочных участках – обсуждать, на что похожи облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой статье подробно отражена последовательность и результативность работы по проведению кружка "В гостях у царицы Информатики"....

Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

Развитие инновационного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инновационное мышление – мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризующееся как творческое, научно-теор...

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...