Доклад на всероссийскую научно-практическую конференцию "Эклогическое, социально-экономические и гуманитарные практики инновационного равития России"
материал на тему

Жаравина Оксана Владимировна

Материал содержит доклад о проведенном исследовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с эмоционально-волевыми расстройствами на материале русской народной культуры.

В нашем сложном и противоречивом современном мире в последние десятилетия большое значение приобретает проблема духовно-  нравственного воспитания подрастающего поколения.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте, поэтому работу по развитию нравственности необходимо начинать с раннего возраста. Детство - это особенное время в развитии человека, время развития всех его сил, как душевных, так и телесных. Ребёнок приобретает знания об окружающем мире, у него происходит образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка помогает ему быть адекватным, социально развитым, что способствует гармоничному формированию личности.

Любое общество желает сохранить и передать накопленный опыт. Вопрос в том, получается ли делиться этим опытом с подрастающим поколением и с помощью каких методов эти накопленные знания передаются. В наш век научных достижений в воспитании и образовании преобладает естественнонаучный подход. Практически вся система образования основана на создании образа материального мира в ущерб созданию образа духовного человека, живущего в материальном мире. Проблема современного образования состоит в том, что в процесс воспитания не включает в себя передачу опыта накопленного поколениями. У детей нет возможности брать пример с людей, которые жили в прошлом, какие истины были для них маяками при возникших проблемах, что служило источником созидания. Поэтому важнейшим фактором, воздействующим на развитие духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста являются материалы народной культуры, которые является концентрацией накопленного веками опыта и мудрости прошлых поколений.  Эти материалы помогают ребенку уточнять его представления об окружающей действительности, дополняют его новыми понятиями, расширяют и обогащают жизненный опыт.

В настоящее время, по ряду причин генетического, биологического и социального характера, отмечается  тенденция к увеличению числа детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы. Эта категория детей неоднородна, но их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другими людьми, учёт их эмоций и поведенческих реакций. Воспитание - это очень многогранный  процесс, он очень сложен даже по отношению к здоровым детям. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Во все времена вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения привлекали внимание философов, писателей и учёных. Так  Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Марк Аврелий, Платон, Сенека Луций Анней, Сократ, Ювенал Децим Юний и многие другие задавались вопросом о понятиях духовности и нравственности.

Также проблеме духовно - нравственного развития и воспитания посвящены научные работы следующих отечественных педагогов, психологов, мыслителей и учёных прошлого: Ананьев А. Н., Белинский В. Г., Бехтерев В.М., Болдырев Н. И., Водзинский Д. И, Выготский Л. С., Герцен А. Н., Гумилёв Л. Н., Ильин И. А., Козлова С. А, Рыжов В. В., Сухомлинский  В. А., Толстой Л. Н. и другие; зарубежных: Гегель Г. В. Ф., Гиллиган, Кант И., Карнеги Д., Кольберг Л., Печчеи А., Пиаже Ж., Френе С.  и другие. В настоящее время эта проблема получила развитие в работах Александровой В. Г., Белозерцева Е. П., Беляевой В. А., Ворониной Е. А., Гладких Л. П., Головина С. Н., Колпаковой А. П., Лепехиной Р. Х., Флоренской Т. А., Шеховцовой  Л. Ф.и других ученых. Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания детей с нарушениями в развитии внесли отечественные исследователи Белкин А. С., Л.C. Выготский Л. С., Г.М. Дульнев Г. М., Кащенко В. П., Мачихина В. Ф., Морозова Н. Г., и другие.

Внедрения в процесс воспитания и образования дошкольников с эмоционально-волевыми расстройствами среднего возраста программы О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» показало, что уровень понимания нравственных качеств, изменился с положительной динамикой. Было отмечено, что дети с эмоционально-волевыми расстройствами стали приобретать представления о нравственности, учиться называть и оценивать нравственные качества, у некоторых из них начали формироваться мотивы нравственного поведения, закрепляться нравственные нормы на уровне привычек, что говорит о развитии духовно-нравственной стороны личности данных детей.

В ходе экспериментальной работы было выяснено, что нравственное воспитание начинается не с усвоения ребёнком моральных понятий, а с пробуждения в нём добрых чувств, положительных эмоций. Обострённая восприимчивость, высокая эмоциональная отзывчивость способствует формированию у них убеждений, на основе которых воспитывается сознание, руководство к поведению, вырабатывается воля. Формирование нравственных качеств с применением в воспитании и образовании материалов русской народной культуры решается сама собой, ненавязчиво, так как эти средства помогают создать положительный эмоциональный фон, при котором происходит закладка духовности и нравственности.

Таким образом, материалы русской народной культуры являются стимулом для улучшения показателей в духовно-нравственном воспитании дошкольников с эмоционально-волевыми расстройствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...

Сборник докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

Актуальные вопросы комплескной реабилитации и абилитации детей и подростков с особыми образовательными потребностями и инвалидностью...

Стендовый доклад на I-й Всероссийской научно - практической конференции "Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми раннего возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Способность обща...

Доклад на Всероссийской научно - практической конференции "ОТСМ -РТВ - ТРИЗ в образовательном процессе ДОО".

Тема доклада: "Составление рассказа по картине, с помощью методов и приемов ТРИЗ"....

III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»

   Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...