Доклад на Всероссийской научно - практической конференции "ОТСМ -РТВ - ТРИЗ в образовательном процессе ДОО".
методическая разработка (старшая группа)

Кучина Татьяна Тимофеевна

Тема доклада: "Составление рассказа по картине, с помощью методов и приемов ТРИЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление рассказа по картине», с помощью методов и приемов ТРИЗ.

Уважаемые коллеги!

Картина любого жанра содержит богатый образовательный потенциал и широко используется в разных видах деятельности: в  рассматривании с последующим обсуждением, составлении рассказа, в играх – путешествиях, дидактических играх.

На мой взгляд, наиболее сложным является составление рассказа по картине.

Когда я пользовалась классической схемой составления рассказа, мне было трудно поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности; и такие занятия зачастую, не приносили удовлетворения и были скучны для детей.

Игровые методы и приемы ТРИЗ превращают составление рассказа по картине в увлекательное действо, потому что  раздвигают привычные рамки стереотипа поведения взрослого и детей, дают педагогу свободу в выборе методов и приемов при условии соблюдения заданного алгоритма данной деятельности.

Поначалу мне казалось, что две недели для работы с картиной – это много. Но по мере освоения алгоритма оказалось наоборот.

Главное, что мне понравилось – это постоянное ощущение новизны подходов к картине, каждый из которых интересен детям.

Например, на первом этапе работы с сюжетной картиной дети рассматривают картину с помощью воображаемой подзорной трубы, бинокля или «кольца наблюдения».

При этом я широко использую игровые приемы «Кто самый внимательный?», «Кто больше назовет объектов?», «Найди объекты одного цвета», «Найди круглые по форме объекты» и другие.

В результате, рассматривая одно и то же изображение, дети каждый раз видят его по – новому, а значит, им это не надоедает.

Для лучшего запоминания содержания картины я  широко применяю прием моделирования, когда дети создают на листе бумаги модель картины с помощью схематических изображений, букв, картинок в соответствии с ее общей композицией. После окончании работы я предлагаю детям проверить правильность выполнения задания друг у друга.  Таким образом, я делегирую детям собственные полномочия по контролю за выполнением задания. Это формирует ответственное отношение  к деятельности.

В работе с картиной очень удобно использовать цветные деревянные фигурки,  из дидактического набора Фридриха Фребеля.  Бывает, что дети в самостоятельной деятельности моделируют разные объекты с их помощью, создают коллективные композиции по замыслу и рассказывают, что у них получилось.

Интригу и волшебство в рассматривании картин вносит использование волшебника Деления.

И таких интересных приемов на каждом этапе работы с картиной много.

Обсуждая с коллегами их эффективность, мы решили предложить детям вести «дневнички», каждая страница которых отражала бы в той или иной форме последовательность и содержание  деятельности с картиной.

Например: моделирование картины, показ взаимосвязей между объектами с помощью стрелок, схематическое изображение загадок, запись рифмованных текстов с помощью родителей и другое

Освоение алгоритма составления рассказа по сюжетной картине для меня было связано с определенными трудностями

Во – первых:

  1.  Потому – что это конечно – же   потребовало определённых сил и времени.
  2. Кроме того, у меня  поначалу вызывало  затруднение как просто и понятно объяснить детям составление, например, метафоры или загадки.
  3. И, наконец, я не сразу поняла, насколько важна предварительная работа. Если в процессе разных игр не обогатить словарный запас детей, у них никогда не получится интересный рассказ.

В чем же преимущества такой работы с картиной?

  1. Во – первых в том, что она не сводиться к составлению конкретного рассказа по конкретной картине,  который уже на следующий день будет забыт детьми.
  2. Происходит усвоение обобщенного способа умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.
  3. Ценным является то, что с опорой на эмблемы этапов и соответствующие им правила, дети даже через некоторое время могут вспомнить название картины, составить рассказ, а также дополнить его новыми деталями.

За год не более 7 картин.

Моделирование – один объект – одна фигурка, схема, рисунок.

Вместе с родителями работа в дневниках.

Развитие словарного запаса – в различных дидактических и словесных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

Актуальные вопросы комплескной реабилитации и абилитации детей и подростков с особыми образовательными потребностями и инвалидностью...

Стендовый доклад на I-й Всероссийской научно - практической конференции "Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми раннего возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Способность обща...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...