Главные вкладки

    Публикация "Сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО"
    статья по окружающему миру по теме

    Субаева Гульнара Рафисовна

    Публикация

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО.

        Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений    

        ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

         В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

    Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

           В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

          Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из основных частей работы нашего дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, который будет жить на земле. А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

          Наша задача: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

           В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение поселка, совместная с детьми деятельность).

           При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает.

          Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шорох ветра, и если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

         Можно использовать словесные ситуации, которые можно предложить родителям обсудить дома с детьми. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например: дети нашли ежика в лесу и принесли его домой. Хорошо ли это? Наибольший эффект решений подобных ситуаций достигается если данные ситуации обыгрываются сначала с родителями в ходе нетрадиционной формы деловые игры. Затем предложить родителям проделывать это с детьми на улице, в парке и т. д.

    Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. В ширме хорошо порешать и логические задачи, которые дети могут решать самостоятельно или с помощью взрослого. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

    Примерная тематика ширм для родителей.

    • Азбука поведения в природе.
    • Прогулки в природу.
    • Войди в природу другом.
    • Очей очарованье!
    • Зеленая аптека.
    • В лес по грибы.
    • Поможем крылатым.
    • Наши друзья – насекомые.
    • Пожар – это беда леса.
    • Сбережем елочку.
    • Цветы - земной красы начало.

    Также можно использовать такую нетрадиционную форму работы с родителями, как круглый стол «Воспитание доброты к природе». В зависимости от технического оснащения дошкольного учреждения, педагог предварительно проводит работу с детьми. На камеру записывается рассказ детей о своих питомцах. Затем данный материал за круглым столом просматривается или прослушивается родителями. Далее целесообразно разделить родителей на две подгруппы для проведения дальнейших бесед. Это позволяет быстро и эффективно доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы воспитатель раздает родителям памятки, консультирует тех родителей, которые затрудняются в выборе форм работы, предлагает литературу. (При проведении круглого стола на такую тематику возможно привлечение педагога – психолога).

    Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. Например, совместно с родителями организовать акцию «Мое комнатное растение», «Помощники интерьера». Родители дома вместе с детьми рисуют рисунки, пишут рассказы.

    Можно организовать в детском саду выпуск экологической газеты для родителей, которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.

    С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

    КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

    «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

    Проектная работа «Новые формы работы с родителями по национальному воспитанию в условиях реализации ФГОС»

    Тема: «Новые формы работы с родителями по         национальному воспитанию в условияхреализации ФГОС»...

    Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО»

    С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...