Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников.
статья на тему

Проскурина Ирина Алексеевна

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников.

                                                                      Расскажи – и я забуду,

                                                                      Покажи – и я запомню,

                                                                      Дай попробовать -  и я пойму.

       С введением и реализацией ФГОС дошкольного образования особое внимание обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривается развитие любознательности, инициативности, наблюдательности, склонности к экспериментированию. Развитие поисково-исследовательской деятельности детей, начиная с раннего дошкольного возраста, обеспечивает их развитие в соответствии с современными требованиями.

       Детство – это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Экспериментирование – естественное состояние ребенка. По мнению Л. С. Выготского экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а берет оно свое начало в манипулировании предметами. Часто родители ругают своих детей за сломанные игрушки, порванные книги, испачканную одежду. И напрасно. Ведь именно таким способом ребенок начинает исследовать предметы, узнавать их свойства.

       Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Этим возрастным особенностям, как никакой другой, соответствует метод экспериментирования. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Дети раннего дошкольного возраста принимают участие в исследованиях совместно с воспитателем. Малыши обследуют предметы по цвету, величине, форме. В младшей группе исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам становятся понятными свойства изучаемых предметов. В средней группе формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для этого используются все органы чувств. В старшей группе нужно стимулировать детей для самостоятельного проведения экспериментов, чтобы выявить скрытые свойства явлений и предметов. В подготовительной группе экспериментальная деятельность совершенствуется.

       Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод, что метод экспериментирования обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности дошкольников. Данный метод используется в проведении занятий, досугов, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей.

       Особую роль в развитии познавательно-исследовательской деятельности играет развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому нами был создан уголок экспериментирования. Он включает в себя:

  • Различные природные материалы (песок, глина, земля, шишки, ракушки, листья, камни, семена);
  • Игрушки для исследований (шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов);
  • Измерительные приборы (весы, мерные емкости, песочные часы, линейки, пипетки, мерные ложечки);
  • Вещества (соль, сахар, пищевые красители, мука);
  • Приборы (увеличительные линзы, микроскоп, термометр не ртутный, магниты);
  • Фартуки, перчатки, шапочки.

       Подобрана картотека опытов и игр-экспериментов по возрастам в соответствии с темами экспериментов («Вода», «Воздух», «Песок», «Звук», «Магнитные силы»). Дети могут сами проводить эксперименты по готовым картинкам-схемам, фиксировать результаты и делать выводы.

       Большое значение в осуществлении экспериментирования с дошкольниками имеет и вовлечение в работу по данному вопросу родителей. Наша задача через индивидуальные беседы, консультации, на родительских собраниях убеждать родителей в необходимости поощрять стремление ребенка узнавать новое, выяснить непонятное. Поэтому мы проводим консультации для родителей, мастер-классы, предлагаем провести опыты в домашних условиях с детьми. Родители также принимают участие в обновлении предметно-пространственной среды и оборудования в уголке экспериментирования. С их помощью собрана коллекция семян растений, ракушек и других природных материалов.

        Рассмотрим использование метода экспериментирования на примере знакомства детей старшей группы со свойствами песка.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об одном веществе. А о каком именно вы узнаете, разгадав загадку:

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой?

(Песок)

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы будем говорить о песке и его свойствах. Давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию. А что такое лаборатория? (Ответы детей). А какие правила для работы в лаборатории вы знаете?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая соседу.

2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3.Каждую вещь клади на место.

4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5.Помыть руки после работы.

Воспитатель. Сможем мы выполнить эти правила? (Да).

Дети надевают фартуки и  садятся.

Опыт №1. «Из чего состоит песок»

Воспитатель. Ребята, насыпьте немного песка на лист бумаги и рассмотрите его через лупу. Что вы видите? Из чего состоит песок? (песчинки, зернышки, камушки). Как выглядят песчинки? Похожи ли они друг на друга?

Вывод: песок состоит из множества крупинок, не прилипающих друг к другу.

Опыт №2: «Легко ли сыпется песок?»

Воспитатель. Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок? (Ответы детей).

Воспитатель. Сухой песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.

А теперь попробуем насыпать мокрый песок. Что получается?

Дети делают вывод, что мокрый песок не рассыпается.

Опыт №3: «Можно ли лепить из сухого песка?»

Воспитатель. Возьмите формочки и попробуйте сделать из сухого песка предметы? Получается? Держит ли он форму?

Дети. Нет, ничего не получается. Из сухого песка мы не сможем делать предметы, потому что он рассыпается.

Воспитатель. Теперь проделайте то же самое с мокрым песком. Что получилось?

Дети делают вывод, что лепить можно только из мокрого песка. Он не рассыпается и держит форму.

Опыт №4: «Ветер и песок»

Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на песок. Сначала на мокрый, затем на сухой. Что с песком происходит?

Дети делают вывод: сухой песок может двигаться, когда дует ветер, а мокрый нет.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (Садятся)

Опыт №5: «Песок в воде»

Воспитатель. Налейте воду в стакан с песком и размешайте. Что мы наблюдаем? Песок не смешивается с водой.  Посмотрите, где находится песок? (На дне). Почему? (Тяжелее воды).                                                                                                

Вывод: Песок не смешивается с водой, не растворяется в воде.

Опыт №6: «Что легче?»

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какой песок легче, мокрый или сухой? (Ответы детей). Чтобы точно это узнать нам помогут весы. Положите на одну чашу весов мокрый песок, а на другую сухой. (Дети взвешивают песок).

Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

Игровое задание: рисование сухим песком.

Воспитатель раздает  каждому ребенку сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клей-карандаш. Предлагает  детям клеящим карандашом обвести весь рисунок по контуру, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок, посмотреть, что получилось.

Вывод: с помощью сухого песка можно рисовать.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, где и для чего используют песок? (Ответы детей). Показ слайдов «Песок и человек».

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в нашей лаборатории. Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

       На данном занятии дети знакомятся со свойствами песка. Воспитатель помогает сформулировать вопросы. Через опытно-исследовательскую деятельность дети самостоятельно получают ответы на следующие вопросы: из чего состоит песок, можно ли лепить из сухого песка, какой песок легче, мокрый или сухой, что происходит с песком в воде и другие. Кроме того, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе проделанных опытов. Предоставляя детям возможность экспериментировать, мы побуждаем их к исследовательской деятельности, что в дальнейшем позволит им моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях и впечатлениях. И чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Отметим и положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу, на развитие творческого начала, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общей двигательной активности. Систематическая работа в этом направлении позволит качественно повысить уровень познавательного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников.

                                                                      Расскажи – и я забуду,

                                                                      Покажи – и я запомню,

                                                                      Дай попробовать -  и я пойму.

       С введением и реализацией ФГОС дошкольного образования особое внимание обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривается развитие любознательности, инициативности, наблюдательности, склонности к экспериментированию. Развитие поисково-исследовательской деятельности детей, начиная с раннего дошкольного возраста, обеспечивает их развитие в соответствии с современными требованиями.

       Детство – это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Экспериментирование – естественное состояние ребенка. По мнению Л. С. Выготского экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а берет оно свое начало в манипулировании предметами. Часто родители ругают своих детей за сломанные игрушки, порванные книги, испачканную одежду. И напрасно. Ведь именно таким способом ребенок начинает исследовать предметы, узнавать их свойства.

       Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Этим возрастным особенностям, как никакой другой, соответствует метод экспериментирования. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Дети раннего дошкольного возраста принимают участие в исследованиях совместно с воспитателем. Малыши обследуют предметы по цвету, величине, форме. В младшей группе исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам становятся понятными свойства изучаемых предметов. В средней группе формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для этого используются все органы чувств. В старшей группе нужно стимулировать детей для самостоятельного проведения экспериментов, чтобы выявить скрытые свойства явлений и предметов. В подготовительной группе экспериментальная деятельность совершенствуется.

       Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод, что метод экспериментирования обеспечивает формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности дошкольников. Данный метод используется в проведении занятий, досугов, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей.

       Особую роль в развитии познавательно-исследовательской деятельности играет развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому нами был создан уголок экспериментирования. Он включает в себя:

  • Различные природные материалы (песок, глина, земля, шишки, ракушки, листья, камни, семена);
  • Игрушки для исследований (шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов);
  • Измерительные приборы (весы, мерные емкости, песочные часы, линейки, пипетки, мерные ложечки);
  • Вещества (соль, сахар, пищевые красители, мука);
  • Приборы (увеличительные линзы, микроскоп, термометр не ртутный, магниты);
  • Фартуки, перчатки, шапочки.

       Подобрана картотека опытов и игр-экспериментов по возрастам в соответствии с темами экспериментов («Вода», «Воздух», «Песок», «Звук», «Магнитные силы»). Дети могут сами проводить эксперименты по готовым картинкам-схемам, фиксировать результаты и делать выводы.

       Большое значение в осуществлении экспериментирования с дошкольниками имеет и вовлечение в работу по данному вопросу родителей. Наша задача через индивидуальные беседы, консультации, на родительских собраниях убеждать родителей в необходимости поощрять стремление ребенка узнавать новое, выяснить непонятное. Поэтому мы проводим консультации для родителей, мастер-классы, предлагаем провести опыты в домашних условиях с детьми. Родители также принимают участие в обновлении предметно-пространственной среды и оборудования в уголке экспериментирования. С их помощью собрана коллекция семян растений, ракушек и других природных материалов.

        Рассмотрим использование метода экспериментирования на примере знакомства детей старшей группы со свойствами песка.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об одном веществе. А о каком именно вы узнаете, разгадав загадку:

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой?

(Песок)

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы будем говорить о песке и его свойствах. Давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию. А что такое лаборатория? (Ответы детей). А какие правила для работы в лаборатории вы знаете?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая соседу.

2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3.Каждую вещь клади на место.

4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5.Помыть руки после работы.

Воспитатель. Сможем мы выполнить эти правила? (Да).

Дети надевают фартуки и  садятся.

Опыт №1. «Из чего состоит песок»

Воспитатель. Ребята, насыпьте немного песка на лист бумаги и рассмотрите его через лупу. Что вы видите? Из чего состоит песок? (песчинки, зернышки, камушки). Как выглядят песчинки? Похожи ли они друг на друга?

Вывод: песок состоит из множества крупинок, не прилипающих друг к другу.

Опыт №2: «Легко ли сыпется песок?»

Воспитатель. Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок? (Ответы детей).

Воспитатель. Сухой песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.

А теперь попробуем насыпать мокрый песок. Что получается?

Дети делают вывод, что мокрый песок не рассыпается.

Опыт №3: «Можно ли лепить из сухого песка?»

Воспитатель. Возьмите формочки и попробуйте сделать из сухого песка предметы? Получается? Держит ли он форму?

Дети. Нет, ничего не получается. Из сухого песка мы не сможем делать предметы, потому что он рассыпается.

Воспитатель. Теперь проделайте то же самое с мокрым песком. Что получилось?

Дети делают вывод, что лепить можно только из мокрого песка. Он не рассыпается и держит форму.

Опыт №4: «Ветер и песок»

Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на песок. Сначала на мокрый, затем на сухой. Что с песком происходит?

Дети делают вывод: сухой песок может двигаться, когда дует ветер, а мокрый нет.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (Садятся)

Опыт №5: «Песок в воде»

Воспитатель. Налейте воду в стакан с песком и размешайте. Что мы наблюдаем? Песок не смешивается с водой.  Посмотрите, где находится песок? (На дне). Почему? (Тяжелее воды).                                                                                                

Вывод: Песок не смешивается с водой, не растворяется в воде.

Опыт №6: «Что легче?»

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какой песок легче, мокрый или сухой? (Ответы детей). Чтобы точно это узнать нам помогут весы. Положите на одну чашу весов мокрый песок, а на другую сухой. (Дети взвешивают песок).

Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

Игровое задание: рисование сухим песком.

Воспитатель раздает  каждому ребенку сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клей-карандаш. Предлагает  детям клеящим карандашом обвести весь рисунок по контуру, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок, посмотреть, что получилось.

Вывод: с помощью сухого песка можно рисовать.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, где и для чего используют песок? (Ответы детей). Показ слайдов «Песок и человек».

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в нашей лаборатории. Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

       На данном занятии дети знакомятся со свойствами песка. Воспитатель помогает сформулировать вопросы. Через опытно-исследовательскую деятельность дети самостоятельно получают ответы на следующие вопросы: из чего состоит песок, можно ли лепить из сухого песка, какой песок легче, мокрый или сухой, что происходит с песком в воде и другие. Кроме того, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе проделанных опытов. Предоставляя детям возможность экспериментировать, мы побуждаем их к исследовательской деятельности, что в дальнейшем позволит им моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях и впечатлениях. И чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Отметим и положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу, на развитие творческого начала, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общей двигательной активности. Систематическая работа в этом направлении позволит качественно повысить уровень познавательного развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской дея...

Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников

О необходимости проведения экспериментов в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

Статья: Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников....

Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...