Статья: Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников
статья

Кукуева Леонида Леонидовна

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

 Сухомлинский В.А.

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников 

Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, познавательный интерес, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит.

Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Задайте себе вопросы: «Почему так? Куда пропал интерес?» А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла. Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой, что с ним происходит; почему один песок пересыпается, а другой нет. Когда мы раз за разом что-то запрещаем ребенку, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

  • экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
  • экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
  • экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
  • экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
  • детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
  • детское экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Список использованной литературы

1. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации/Вопросы психологии. — 1996. — №3. — 54-56.

2. Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии. — 1965. — №3. — 156-164.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

4. Власова Н.Г. Игры — экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно — педагогический журнал. — Приложение № 4, 2001. — 24-36.

5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, — РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 192 с.

6. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. — М.: Сфера, 2002. — 28 с.

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с. (серия «Вместе с детьми).

8. Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

9. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.

10. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач/Вопросы психологии. 1987.-№5. — с. 86-93.

11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

12. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.

13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.

14. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 29-34.

15. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 85 с.

16. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской дея...

Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников

О необходимости проведения экспериментов в познавательном развитии детей дошкольного возраста....