Доклад на тему: «Организация мини – музеев в детском саду»
статья на тему

Филиппова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_doklad_mini-muzei.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Доклад

 на тему: «Организация мини – музеев

в детском саду»

                     

                                                               Подготовила:

                                                                Воспитатель  

                                                               Высшей квалификационно категории

                                                               Филиппова Т.А.

       В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

          Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников.  Создание мини-музеев, которые  тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение, помогут развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учить уважать его традиции, воспитывать патриота.  Создание мини - музеев - это три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. 
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов. 

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной

программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект - субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.  

Заключительный этап предусматривает  подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в мини пространстве.               

 Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия,  потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций  России.   

            Цель данного мини-музея – способствовать сохранению и возрождении традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси,  с особенностями народного быта.
             Целями создания мини-музея книги и письменности стали: формирование представления у детей о музее, об истории создания книги, развитие речи дошкольников, формирование интереса к «книгопечатанию» через отдельные интересные факты сведения о разных способах и средствах создания книги, фиксирования знаний людей, знакомство детей с историей возникновения книги, их видами. 

            В мини – музее «Чудо – роспись» можно представить поделки декоративно-прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы  с хохломской росписью, гжельской, жостовской, городецкой.   Цель этого мини – музея знакомство  детей с изделиями народных промыслов, историей их развития, углубление  знания о видах росписи, учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства. Знакомство  детей с  декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что  способствует воспитанию гражданина и патриота, своей Родины.

В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание надо уделять созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Важное место в работе мини-музея отводить обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества. 

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, могут стать интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволит воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. 

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Мини-музеи должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды  детского сада.

Список литературы

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
  4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Санкт-Петербург

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1.                 уточнить представления ...

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Консультация для педагогов на тему: «Организация режима в детском саду».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида             Консультация для педагогов на тем...

Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Организация прогулки в детском саду».

Ознакомившись с данной консультацией, воспитатели могут познакомится с требованиями безопасности при организации прогулок на участке детского сада, с требованиями к подготовке и возвращению с прогулки...

Консультация для молодых педагогов на тему: «Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

Прогулка занимает в режиме дня дошкольника значительное время и имеет важное значение. Организуется прогулка 2 раза в день – первую и вторую половину дня. Для пребывания детей на свежем воздухе ...