Консультация для воспитателей "Принципы отбора произведений искусства для дошкольников"
консультация на тему

Художественно-эстетическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

«Принципы отбора произведений искусства для дошкольников»

Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду?

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется школьник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.

Перечисленные принципы - это принципы отбора произведений по содержанию. Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.

По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные.

Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.

Картины разных художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Соблюдение принципа концентричности позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства. Например, на картине «Гости» (художник О.Б. Богаевская) изображен день рождения девочки. Если при первоначальном ознакомлении с картиной выяснялось, что (кто) на ней изображено, какое настроение выражено, о чем рассказывает картина, т.е. дети учились подробно рассматривать детали картины, то в дальнейшем их внимание обращалось на взаимосвязь между содержанием произведения и формой его выражения. При первичном знакомстве раскрывалась внешняя сторона картины, а при повторном - эстетические ее достоинства, внутренняя суть; иначе говоря, педагогическое руководство рассматриванием произведения на этом этапе направлялось на более глубокое осознание ребенком замысла художника.

Итак, для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществить отбор произведений живописи.

Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).

Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.

И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)

Организуемое сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в ...

Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками.

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение,быть выслушанным и принятым окружающими....

Приобщение дошкольников к основам эстетической культуры, через знакомства с произведениями искусства.

Приобщение детей к искусству – это одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными....

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....